Русская Флоренция

 

Именно так часто называют Ярославль, удивительным образом сочетающий в себе дух Святой Руси и изысканную европейскость. Поездка в этот город, обладающий бесценными духовными сокровищами, станет настоящим праздником.

 

Лучше всего отправиться на прогулку по Ярославлю ранним утром, когда старый город еще накрыт сумерками, на улицах никого нет, и возникает полная иллюзия, что мы находимся в XIX веке. Спят под липами дворцы и дома. Дремлют бывшие купеческие особняки, башни, памятники. Огни знаменитой Волжской беседки отражаются в реке. Теплоход плывет по Волге, как утренний сон.

 

Русская Флоренция так часто называют Ярославль, удивительным образом сочетающий в себе дух Святой Руси и изысканную европейскость. Русская Флоренция так часто называют Ярославль, удивительным образом сочетающий в себе дух Святой Руси и изысканную европейскость.

 

И все же главное здесь – храмы. Они всегда были гордостью горожан, в них вкладывались огромные средства, к созданию привлекались лучшие архитекторы, каменщики, иконописцы, мастера изразцового дела.

Здешнее храмовое ожерелье потрясло когда-то и Сергея Михайловича Прокудина-Горского – изобретателя отечественной цветной фотографии. Сохранилось не менее трех десятков его снимков, запечатлевших разные уголки города.

 

 

Начнем с главного архитектурного символа – храма Илии Пророка, который стал первой культовой постройкой Ярославля. Храм заложен Ярославом Мудрым одновременно с основанием города, а наименование свое получил потому, что легендарная победа князя над медведем произошла именно в день пророка Илии.

 

Смерть сына сонамитянки во время жатвы. Фреска церкви Илии Пророка Смерть сына сонамитянки во время жатвы. Фреска церкви Илии Пророка.

 

Нынешнее здание Ильинской церкви было возведено в 1647– 1650 годах на средства братьев Иоанникия и Вонифатия Скрипиных, здешних богатейших купцов, торговавших пушниной. Росписи исполнены артелью под руководством прославленных костромских художников Гурия Никитина и Силы Савина. Великолепные фрески делают храм живым, дышащим, вовлекают посетителя в хоровод красок и образов. В один миг забываешь, что находишься в музее. Да-да, в 1920 году храм был закрыт и передан Ярославскому государственному музею-заповеднику, что и спасло здание от сноса. Теперь же оно находится в совместном пользовании с Церковью. Главный престол вновь освятили, и по большим церковным праздникам здесь совершаются богослужения. Правда, лишь в летние месяцы, когда уникальной стенописи XVII века не угрожают ни холод, ни влага.

 

Такие изразцы украшают ограду храма Изразцы с ограды Троицкого храма
Изразец с ограды Троицкого храма 

 

Радостно, что вернулась в церковь основная святыня – частица Ризы Господней. Когда-то ею одарили купцов Скрипиных царь Алексей Михайлович и Патриарх Иосиф. После революции ковчег с этой частицей пропал, но в конце 2003 года обнаружился в запасниках Ярославского музея-заповедника.

 

Древняя иноческая твердыня

Самое старое из сохранившихся зданий Ярославля – Спасо-Преображенский собор (1516 год), расположенный на территории одноименного монастыря. Лучший вид на обитель открывается с Московского моста через реку Которосль. Хотя многие именуют обитель кремлем, это именно монастырь, основанный в XII веке. Здесь действовало первое в Северо-Восточной Руси духовное училище, образовалась большая библиотека, велась работа по переписке книг. Тут находили последний приют ярославские князья, в частности, князь Феодор и его сыновья Давид и Константин, канонизированные в XV веке.

Мощные монастырские стены в Смутное время выдержали 24-дневную осаду польских войск. А в 1612 году здесь стояло совсем другое войско: второе ополчение под предводительством князя Д. Пожарского. Отсюда начался его путь, завершившийся освобождением Москвы.

Весной 1613 года новоизбранный царь Михаил Федорович Романов проездом из Костромы провел в монастыре некоторое время, направив отсюда первую грамоту о согласии на принятие престола.

В 1787 году Спасо-Преображенский монастырь был упразднен и превратился в резиденцию митрополитов Ярославских и Ростовских. Примерно тогда же здесь обнаружился шедевр древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве».

 

Стройная звонница - одно из главных украшений Спасо-Преображенского монастыря Стройная звонница - одно из главных украшений Спасо-Преображенского монастыря.

 

Обратите внимание на монастырскую звонницу. В нижнем ее ярусе находилась церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, которая в 1860 году была переосвящена в честь Печерской иконы Божией Матери. Случилось это после исцеления молодой ярославской жительницы, семнадцатилетней Александры Добрычкиной, много лет страдавшей депрессией и ломотой во всех суставах. В 1823 году она увидела во сне некий храм, внутри которого находилась икона Божией Матери. Решив, что сон вещий, Александра отправилась на поиски этого образа и однажды пришла в Спасо-Преображенский монастырь. Войдя в церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, она увидела на стене фреску с изображением Печерской Богоматери, которое видела во сне. С Александрой сделался вдруг сильный припадок, после которого наступило облегчение, а затем и полное выздоровление.

Весть об этом мгновенно разнеслась среди горожан, и к чудесному образу началось паломничество. По молитвам перед ним многие получали помощь и исцеление. Свидетельств о чудотворениях было так много, что архиепископ Ярославский и Ростовский Нил переосвятил храм в честь Ярославской (Печерской) иконы.

В 1940-х годах чудотворная фреска была утрачена – безбожники скололи ее со стены. Но верующие по-прежнему приходят сюда, а в последнее время перед местом, где был образ, возобновились молебны.

 

Шесть раз рожденный

От монастыря по Которосльной набережной легко добраться до бывшего Рубленого города (кремля) – древнейшей части Ярославля, расположенной в районе впадения Которосли в Волгу. Именно здесь в 1215 году был заложен первый каменный собор Успения Пресвятой Богородицы.

 

Вновь поднялись над Волгой золотые купола Успенского собора, а перед храмом появилось единственное в России скульптурное изображение пресвятой Троицы Вновь поднялись над Волгой золотые купола Успенского собора, а перед храмом появилось единственное в России скульптурное изображение Пресвятой Троицы.

 

Здание растрескалось и рухнуло в пожаре 1501 года. При разборе завалов обнаружили нетленные мощи ярославских князей XIII века Константина и Василия Всеволодовичей, которые вместе с Ярославской иконой Божией Матери стали главной здешней святыней.

Долгое время храм буквально преследовала череда бедствий. Три раза его закладывали вновь, и трижды он почти полностью сгорал! Лишь пятый по счету собор, выстроенный в середине XVII века, «дожил» до советского времени. Купола его первыми в городе покрыли золотом. Отдельно стоявшая стройная колокольня в русско-византийском стиле – работа петербургского архитектора А. И. Мельникова – как ориентир встречала корабли, входившие по Волге в город.

 

Главный вход Успенского собора украшен изображением Успения Божией Матери Главный вход Успенского собора украшен иконой Успения Божией Матери

 

В 1918 году при подавлении антибольшевистского восстания Успенский собор сильно пострадал. Однако его отремонтировали и открыли здесь биржу труда. А в 1937-м варварски взорвали вместе с колокольней. И долго на том месте оставался клочок земли, гордо именовавшийся Парком культуры и отдыха.

А в 2010 году у горожан вновь появился кафедральный собор – большой, величественный, златоверхий. Теперь в нем покоятся мощи великих ярославских чудотворцев – благоверных князей Феодора, Давида и Константина, сюда же перенесли мощи святых князей Константина и Василия из Феодоровского собора, где они почивали более двадцати лет.

 

Фрагмент портала Фрагмент портала Успенского собора

 

Коровники – архитектурная игрушка

Если спросить у ярославцев, где находится Стрелка, они укажут на полукилометровую косу в самом устье Которосли. Летом здесь любят гулять горожане, любуясь цветными музыкальными фонтанами. Отсюда отлично виден и храмовый ансамбль бывшей Коровницкой слободы.

Коровники ныне заросли и как-то одичали, а ведь эта слобода была в числе самых зажиточных. Ее обитатели, как видно из названия, активно занимались разведением домашнего скота. Кроме того, имелись тут богатейшие залежи хорошей глины, из которой местные мастера-керамисты изготавливали фигурные кирпичи и яркие поливные изразцы. Ими декорированы все без исключения ярославские храмы XVII века.

 

Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках

 

Первой в Коровницкой слободе в 1654 году появилась летняя церковь во имя святителя Иоанна Златоуста. Ее считают самым гармоничным, цельным и законченным памятником ярославского зодчества. Одно из окон храма, смотрящее на Волгу, украшено самым большим в городе изразцовым наличником. Прихожанами особо почитался находившийся здесь старинный «сребропозлащеный» крест со 140 частицами святых мощей. Когда случился пожар в Спасо-Преображенском монастыре, в Коровниках временно хранились уже упомянутые мощи князей Феодора, Давида и Константина.

 

Фрагмент декора Фрагмент декора
Столь огромного изразцового наличника больше нигде не увидишь Столь огромного изразцового наличника больше нигде не увидишь

 

Закрытие храма в атеистические времена и обращение его в соляной склад привели к безвозвратной утере части старинных фресок. Ныне здание возвращено верующим.

В Коровницкий ансамбль входят также церковь Владимирской иконы Божией Матери, знаменитая колокольня «Ярославская свеча» и Святые врата.

 

Храм без икон

Ну а эта церковь теоретически знакома каждому современному россиянину – ведь ее изображение можно увидеть на 1000-рублевой купюре. Храм Иоанна Предтечи стоит довольно далеко от центра города, на правом берегу Которосли, там, где раньше находилась богатейшая слобода Толчково. Жители ее занимались выделкой дорогих кож. Для этого промысла нужна была дубильная краска, получаемая толчением ивовой коры в ступе, отсюда и название слободы.

Храм Иоанна Предтечи – один из уникальнейших в России. Его здание, построенное в 1687 году, венчает целых пятнадцать глав! А по количеству библейских и евангельских сюжетов (более пятиста) Толчковская стенопись не имеет себе равных не только в Ярославле, но и во всем мире. Выполнили ее местные изографы во главе с Дмитрием Плехановым и Федором Игнатьевым всего лишь за год с небольшим.

 

Уникальный храм Иоанна Предтечи венчает целых пятнадцать глав Уникальный храм Иоанна Предтечи венчает целых пятнадцать глав

 

Полюбоваться церковным зданием специально приезжали члены императорской семьи, многие архиереи, государственные деятели, люди искусства. А как любим был этот храм народом! До революции здесь было, пожалуй, больше ценных икон, чем в любой другой ярославской церкви. По преданию, икона «Собор святого Иоанна Предтечи» была найдена неповрежденной в груде пепла, когда сгорел до основания прежний деревянный храм. Почитался чудотворный Казанский образ Божией Матери. Теперь ни одной иконы в храме не осталось, поскольку он стал музеем. Но среди фресок мы найдем целую историю о том, как была обретена общеярославская святыня – Толгская икона Богоматери.

 

Фасады этого храма сравнивают со старинным потемневшим ковром Фасады этого храма сравнивают со старинным потемневшим ковром

 

Возведен по обету

В 10–15 минутах ходьбы от Иоанно-Предтеченского храма находится ансамбль храмов Феодоровского прихода. История возведения Феодоровского собора началась в 1669 году. Рассказывают, что некий посадский человек Иоанн Плешков «впаде в лютую болезнь расслабления». Однажды явились ему во сне два старца в святительских одеяниях и велели отправляться в Кострому на поклон к Феодоровской иконе Божией Матери, заказать с нее список и возвести приходскую церковь в ее честь. Проснувшись, Плешков почувствовал себя абсолютно здоровым и, не мешкая, исполнил повеление святителей. Копию с иконы он поручил выполнить искусному Гурию Никитину, «яко мужу благочестивому». Когда привезенный из Костромы список несли по улицам слободы, случилось первое чудо: «болезнующий с полгодичное время и не могий сам ходить» Василий Потапов встал со своего одра, на котором его вынесли «пред врату дома своего», и собственными ногами пошел вслед за торжественной процессией. На созидание будущего каменного храма он пожертвовал 20 рублей (в ту пору на эти деньги можно было построить дом).

 

Федоровский собор Феодоровский собор

 

Иоанн же Плешков нашел в поле «камень велий» и положил его в основание фундамента, и примеру его последовали многие слободчане. А во время строительных работ «носитель кирпича» Иоанн Жернов «небрежением своим со своду паде долу на землю, милосердием же и помощью Пресвятой Богородицы сохранен бысть от смерти».

Прихожане позаботились об украшении своего храма красивым золоченым иконостасом, величественными фресками. Многие иконы были специально приобретены в Толгском монастыре.

Позднее рядом появился скромный одноглавый Николо-Пенский храм, предназначенный для проведения служб в зимнее время. Этот храм никогда не закрывался и долгое время был единственным действующим в городе. Сейчас Николо-Пенская церковь является домовым храмом ярославских архиереев.

Феодоровскую церковь при советской власти закрыли и сначала устроили здесь жилые квартиры, а потом и вовсе превратили в склад. В 1987 году власти вернули Феодоровский храм верующим, и он вплоть до освящения в 2010 году нового Успенского собора являлся кафедральным собором Ярославской епархии.

 

Карта-схема Карта-схема
Указатель 

 

В блокнот паломнику:

 

Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Тел. экскурсионного отдела музея: 8(4852) 30-38-69

Сайт: www.yarmp.yar.ru

Храм Илии Пророка

Ярославль, Советская (Ильинская) пл., д. 7

Спасо-Преображенский собор

Ярославль, Богоявленская пл., д. 25

Храм Иоанна Предтечи в Толчкове

Ярославль, 2-я Закоторосльная наб., д. 69

Успенский кафедральный собор

Ярославль, Которосльная наб., д. 2/1

Тел.: 8(4852) 72-57-81

Храмовый ансамбль в Коровниках

Ярославль, Портовая наб., д. 2

Феодоровский собор

Ярославль, ул. Б. Федоровская, д. 72

Тел.: 8(4852) 45-05-80

 

Александр Алиев,

Фото Владимира Ештокина

 

Поделиться в социальных сетях:



26 Oct 2016