Назад

По стопам Предстоятеля

20 ноября исполняется 70 лет Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. В связи с этим мы решили рассказать о тех местах, где формировался дух Ангела Церкви.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Наш Патриарх не раз говорил о том, что у него совершенно осознанное желание стать священником было с тех пор, как он себя помнит. А служить в церкви он начал уже в трехлетнем возрасте. Конечно, первостепенную роль в формировании личности будущего Предстоятеля сыграли семейные традиции, ведь он стал священником уже в третьем поколении. Но не менее важно и то, в какой духовной атмосфере он рос, какие посещал храмы, перед какими святынями молился в детские годы. Будущий Патриарх родился 20 ноября 1946 года в Санкт-Петербурге, тогда еще Ленинграде. В этом городе прошли его детство и юность, с ним связаны и его первые религиозные воспоминания. Храмом своего детства Святейший называет церковь Смоленской иконы Божией Матери на василеостровском Смоленском кладбище. Здесь началась его христианская жизнь, здесь с 1947 года служил его отец протоиерей Михаил Гундяев. Почти все последующие годы советской власти церковь Смоленской иконы Божией Матери была единственным действующим храмом Васильевского острова и привлекала множество верующих.

Голубой корабль спасения

Церковь была построена в конце XVIII века в стиле раннего русского классицизма и представляет собой прямоугольное здание с двухъярусной колокольней, покрашенное в голубой цвет. Когда проходишь под аркой кладбищенских ворот и попадаешь в другой мир, отделенный от городского шума и суеты, то Смоленский храм открывается взору как голубой корабль, плывущий по волнам житейского моря к спасительной пристани. По преданию сооружение этой церкви связано со святой блаженной Ксенией Петербургской. Рабочие, строившие храм на Смоленском кладбище, заметили, что за время их отсутствия на лесах появляются новые груды кирпичей.

Христианская жизнь будущего патриарха начиналась в храме Смоленской иконы Божией Матери

Христианская жизнь будущего патриарха начиналась в храме Смоленской иконы Божией Матери

Оказалось, что это блаженная трудится там по ночам, перетаскивая кирпичи на высокие леса. Отчасти поэтому на иконах святую Ксению часто изображают на фоне Смоленской церкви. Храмовый образ Смоленской Божией Матери «Одигитрия» был написан профессором живописи Академии художеств Н. Акимовым, в середине XIX века он был покрыт богатой золотой ризой с драгоценными камнями. Тогда же художник В. Васильев расписал подкупольную часть храма в византийском стиле. Настенная живопись «Воскрешение Лазаря», «Воскрешение дочери Иаира» и «Воскрешение сына Наинской вдовы» прославляют чудеса Господа нашего Иисуса Христа.

Икона-Путеводительница

Смоленская икона (Дионисий), 1482 г.

Смоленская икона (Дионисий), 1482 г.

По церковному преданию икона «Одигитрия», что значит «Путеводительница», была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Греческий император Константин, выдавая в 1046 году свою дочь Анну за русского князя Всеволода, благословил ее в путь этой иконой. Сын Анны и Всеволода Владимир Мономах перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская. Начиная с XIII века Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» широко распространилась по всей Российской земле и стала одной из главных святынь Русской Православной Церкви. Только чудотворных, особо чтимых списков с нее насчитывается более тридцати. Иконы-сестры украшают храмы многих городов, через них Пресвятая Богородица из века в век охраняет эти города и их жителей от всех бед и напастей.

Протоиерей Михаил и Василий Гундяевы, отец и дед Патриарха Кирилла

Протоиерей Михаил и Василий Гундяевы, отец и дед Патриарха Кирилла

Смоленская икона сыграла огромную роль в истории России. Через нее Божия Матерь являла свою благодатную помощь в защите нашего Отечества от нашествия иноземных завоевателей: от татар — в XIII веке, от поляков — в XV–XVII веках, от французов — в 1812 году. Ежегодно в день престольного праздника 10 августа Смоленская икона Божией Матери с крестным ходом обносится вокруг храма. Символично, что именно «Одигитрия» стала одной из первых икон, перед которой молился маленький Володя Гундяев. С 1984 по 1989 год тогда еще архиепископ Кирилл возглавлял Смоленскую кафедру. За эти пять лет его попечением было создано больше 100 новых приходов, открыто 10 монастырей, восстановлено и вновь отстроено множество храмов. Смоленская епархия, которая до этого была одной из беднейших, стала процветающей и стараниями владыки Кирилла приросла калининградской землей. Это, конечно, не означает, что всякий, молящийся перед образом Смоленской Божией Матери, достигнет таких вершин служения Богу, как Патриарх Кирилл, отмеченный печатью избранничества для первосвятительского омофора. Но верный путь к жизни по заповедям Божиим, путь к вечному спасению Путеводительница обязательно укажет.

Храм, соединивший судьбы

С детством нынешнего Предстоятеля Русской Православной Церкви связан также петербургский храм Владимирской иконы Божией Матери на набережной Шмидта. Здесь с 1929 года пела в хоре его мать, здесь она познакомилась с его будущим отцом. «Однако накануне запланированного дня бракосочетания отец был арестован, потому что было известно, что он тоже поет в хоре, будучи рабочим военного завода, — рассказывает в своих воспо минаниях Патриарх. — Накануне 1937 года отца освободили из заключения, и тогда родители поженились. В нашей семье сохранилось предание об этом храме, который был в то время Киевским подворьем». Во время своих визитов во вторую столицу Православия, как называет Санкт-Петербург Святейший Патриарх Кирилл, он старается посетить этот памятный для его семьи храм и с радостью наблюдает, как он сегодня восстанавливается. Главной святыней этого храма является Владимирская икона Божией Матери. Как гласит предание, икона была написана евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовали Иисус Христос, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Когда апостол принес эту икону Деве Марии, она произнесла: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с этой иконой». Долгое время икона находилась в Иерусалиме, затем в Константинополе, а с XII века ее судьба связана с Россией, когда Константинопольский Патриарх прислал ее в дар князю Юрию Долгорукому в знак признания утвердившегося на Руси христианства.

Святая защитница России

Особое почитание этого образа связано с именем Андрея Боголюбского, который считал Божию Матерь покровительницей своего княжества, Владимирскую икону — державной заступницей Руси. Обосновавшись в 1155 году во Владимире, князь Андрей в честь Божией Матери построил великолепный каменный Успенский собор, в который поместил икону, его заботами богато украшенную золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом. С тех пор этот чудотворный образ получил наименование, с которым вошел в историю, — Владимирская икона Божией Матери. Эта великая святыня не раз являла чудеса спасения Русской земли от многочисленных врагов, с ней связаны важнейшие события истории страны и Церкви. Перед прославленным образом венчались на царство русские цари и императоры, приносили присягу на верность России ее защитники, пред ним молились, выступая в военные походы. С Владимирской иконой связаны также важнейшие события русской церковной истории: перед ней состоялось избрание в 1448 году Предстоятеля Русской Церкви святителя Ионы, первого Патриарха Московского и всея Руси Иова в 1589 году, Святейшего Патриарха Тихона в 1917 году. В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери 3 июня 1971 года совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. И до сегодняшнего дня чудотворная Владимирская икона Божией Матери является общерусской святыней, верховной святой защитницей России.

Мордовия — родина предков Предстоятеля

Жители Мордовии считают Патриарха Кирилла своим земляком, потому что в детстве он часто и подолгу гостил в доме своего деда протоиерея Василия Гундяева, который был сельским священником в Ичалковском районе этой поволжской республики. Святейший называет село Оброчное, где жили его предки, своим «родовым гнездом». В послевоенные годы, пожалуй, только в российской глубинке, куда редко заглядывали бдительные советские уполномоченные по делам религий, народу лучше всего удавалось хранить веру Христову.

Кафедральный собор Святого праведного воина Федора Ушакова, г. Саранск

Кафедральный собор Святого праведного воина Федора Ушакова, г. Саранск

Примером беззаветной преданности Православию для Патриарха на всю жизнь остался его дед по отцу иерей Василий Гундяев. «Дед у меня был замечательным человеком, — рассказывает Святейший о его подвижничестве и духовном подвиге. — Он прошел 47 тюрем и 7 ссылок, прожил в заключении почти 30 лет и был одним из первых соловчан. Трудился машинистом на железной дороге казанского направления, а сидел лишь потому, что боролся против обновленчества, которое в свое время было инспирировано ЧК, а потом НКВД для разрушения Церкви». Только в конце 1950-х годов Василий Гундяев был рукоположен в сан священника. Он скончался на 90-м году жизни. В отпевании и погребении приняли участие сын почившего протоиерей Михаил Гундяев и два его внука — иерей Николай, преподаватель Ленинградской духовной академии, и иеромонах Кирилл, студент ЛДА.

В 2011 году Саранская и Мордовская епархия отмечала двадцатилетний юбилей — в 1991 году она была выделена из состава Пензенской епархии. Во время своего пастырского визита в Мордовию Святейший Патриарх Кирилл освятил паломнический центр на территории Иоанно-Богословского монастыря г. Саранска и просветительско-паломнический центр в Казанской Ключевской пустыни, расположенный в поселке Тургенево Ардатовского района. Так что для всех любознательных людей открылась отличная возможность познакомиться с православными святынями, монастырями и храмами гостеприимной мордовской земли, а также с теми местами, где проводил детские годы наш Предстоятель.

Елена Прокофьева,

архивные фотографии предоставлены архивные фото предоставлены Издательским советом Русской Православной Церкви