В Лондоне, на знаменитой улице Флит-стрит и чуть восточнее Тауэра находятся два старинных готических храма в честь святителя Дунстана - одного из самых почитаемых святых Британии. Во многом благодаря этому выдающемуся церковному и государственному деятелю Х век вошел в историю Британии как «золотой век» Церкви.
…Будущий святой родился в 909 году в богатой и знатной семье, близкой к королевскому двору. Все родственники Дунстана были ревностными христианами, соблюдающими посты и церковные праздники.
По преданию, мать святого незадолго до его рождения молилась в храме на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Внезапно все светильники и свечи в церкви погасли. А та, которую держала в руках молодая женщина, вдруг загорелась сама собой. Это чудо священство истолковало так: ребенок, который вскоре появится на свет, станет «светочем святости» для церкви в Англии. Пророчество стало сбываться уже вскоре после рождения Дунстана.
…Он рос вдумчивым и набожным ребенком. Много читал, музицировал на арфе, учился различным ремёслам и никогда не оставлял молитву, во всём полагаясь на Бога. Однажды Дунстану было видение: почтенный старец в блистающих одеждах показал мальчику, каким красивым может быть Божий дом и как светлы монашеские кельи…
Однако монахом святитель стал не сразу. Хорошо образованный юноша был приближен к королевскому двору. Здесь он преуспел во многих искусствах: изготовлении гобеленов, художественной ковке, музыке, живописи и поэзии. Его талантливая натура вскоре вызвала зависть недругов. Дунстана оклеветали, он потерял расположение короля и удалился в монастырь Гластонбери, где в 936 году принял монашеские обеты.
Через три года на британский трон взошёл молодой король Эдмунд, который сделал святителя Дунстана своим ближайшим советником и назначил его настоятелем монастыря в Гластонбери. С этого момента началось возрождение монашеской жизни в Британии, пришедшей в упадок из-за разорительных набегов викингов в предыдущем столетии.
Благодаря покровительству королевского двора святитель заново отстроил монастырь в Гланстонбери и создал в нем монашескую общину, которая стала примером для других возрождающихся обителей. Она дала Англии целый сонм епископов и настоятелей, многие из которых были причислены к лику святых.
Всего св.Дунстан восстановил 30 монастырей, для которых был составлен свод монашеских правил «Regularis Concordia». За эти труды святителя стали называть «первым аббатом английского народа». В 960 году святой Дунстан стал и первым иерархом английской церкви, приняв на себя сан архиепископа Кентерберийского.
Святитель слыл строгим пастырем. Монахам он заповедовал кормиться от своих трудов, а от мирян требовал соблюдения постов и брачных законов, никому не давая поблажек - даже королевским особам.
Когда юный король Эдгар взошел на престол, святитель «венчал» его «на царство» по византийскому образцу, объявив короля помазанником Божиим и единственным посредником между духовенством и мирянами. Интересно, что обряд коронования, составленный святителем, почти без изменений совершается и поныне.
Во времена правления Эдгара св. Дунстан во всем направлял короля, помогая ему справедливо, по-христиански, вершить государственные дела. Это был один из самых мирных и успешных периодов в истории британского королевства.
Современники святителя были уверены, что их пастырь «разговаривает с небесами» - св.Дунстан обладал даром прозорливости. В последние годы своей земной жизни и особенно после убийства в 979 году молодого короля Эдуарда – сына Эдгара – святитель всё чаще стал предсказывать тяжелые для страны времена. Так и случилось. «Как только душа святого Дунстана вознеслась на небеса, Англия сразу стала открытой для вторжения чужеземных врагов», - свидетельствует английский историк Эдмер.
…Храм в честь святителя Дунстана на Флит-стрит называют западным, а второй, в районе Тауэра, - восточным. Западный, предположительно, был основан самим святителем на рубеже Х-ХI веков. Сейчас это действующий англиканский храм, где по определенным дням свершает богослужения румынская православная церковь.
Храм интересен своей ажурной готической башней, на которой можно увидеть самые первые в Лондоне уличные часы. Во время Второй мировой войны это здание осталось практически неповрежденным в отличие от восточного храма св.Дунстана.
В сентябре 1940 года нацистская авиация бомбила Лондон 57 ночей подряд. Погибло множество горожан, было разрушено тысячи зданий, среди них и одно из самых любимых творений Кристофера Рена – храм св.Дунстана на востоке. Руины, в которые превратился шедевр средневекового зодчества, решили оставить в том виде, в каком они предстали перед лондонцами после продолжительных бомбардировок города. Вокруг лишь высадили сад. Так возник уникальный мемориал, напоминающий новым поколениям англичан об ужасах войны.
В наши дни сад св. Дунстана – это зеленый оазис в плотной застройке городского района Сити. Тихий и печальный. Сюда непременно стоит прийти, чтобы отдать дань памяти жертвам Второй Мировой войны и вспомнить Житие «первого аббата английского народа», которое удивительным образом перекликается с Житием «игумена Земли Русской» - преподобного Сергия Радонежского. Архиепископ Кентерберийский, возродивший монашескую жизнь в стране и объединивший вокруг себя нацию, был таким же духовным столпом для британцев, как Преподобный Сергий для русского народа. Жаль только, что «золотой век» Церкви в Британии продлился недолго…
СПРАВКА
Государственной религией Великобритании является англиканство, 10% населения страны относят себя к католичеству. Православная Церковь благословляет посещение храмов этих конфессий, чтобы поклониться святыням неразделенной Церкви, но не благословляет участие в богослужениях и церковных таинствах.