В родовом имении преподобного

Путешествия со смыслом

В родовом имении преподобного

Паломничество в Спирово - родное село преподобного Иосифа Волоцкого, где в древнем Введенском храме пребывает редкий скульптурный образ Николая Чудотворца.

 

Спирово, расположенное недалеко от Москвы, связано сразу с несколькими святыми именами – Приснодевы Марии, Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, Иосифа Волоцкого.

В честь Божией Матери назван здешний храм, во имя Святителя Спиридона – само место. Никола Можайский пребывает в доме Пречистой собственной персоной в виде деревянного резного образа в полный рост. На нем и облачение настоящее – архиерейское. Рядом ящичек для записок с просьбами. Все, кто впервые переступает порог этой церкви, задают один и тот же вопрос: «Это храм Николая Чудотворца?» – так много здесь икон Святителя: и написанных красками, и из металла, и в окладах, и в простых рамах. Но нет, церковь названа в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. А само село Спирово является родовым имением преподобного Иосифа Волоцкого, пожалованное его прадеду Дмитрием Донским. Позже оно перешло в ведение Волоцких князей. В 1479 году преподобный Иосиф с братией пришел на родину и с согласия князя Бориса Васильевича основал здесь Успенский монастырь. Первым пожертвованием для новой обители со стороны князя и было село Спирово. «Се аз князь Борис Васильевич пожаловал есми игумена Иосифа…, дал есми Пречистой в дом деревню Спировскою». Князь не только подарил село, но и освободил его от податей и передал в руки Иосифа полное управление им: «…ведает и судит игумен Иосиф свои люди сам».

 

Божедомный Богорадный

Икона преподобного Иосифа ранее находилась в Волоцкой обители. После закрытия монастыря ее перенесли в Введенский храм в Спирово, где она хранится и поныне. Эта икона участвует в крестном ходе вместе с резным образом Николая Чудотворца

Пока строилась Успенская обитель, преподобный Иосиф жил с братией в Спирове. Позднее тут тоже был устроен небольшой монастырь, всего на двенадцать человек, который назывался Божедомный Богорадный. Тогда-то здесь и появилась деревянная Введенская церковь. Был построен еще один, особый храм, под названием «Дом Божий», где отпевали и хоронили Бога ради бездомных людей, скончавшихся от несчастных случаев и голода. Здесьмолились и за души «сирых и убогих и младенцев некрещенных, небрежением отца и матери умерших, и в скудельницах лежащих братий наших». Если кто-то находил мертвое тело, то докладывал об этом настоятелю и старцам Успенского монастыря, они приказывали «взять Бога ради тело умершего и положить в Божий дом и Спировскому игумену над ним отпев обычные молитвы погребальные положить в тот же молитвенный храм и …на всяк год понахиды пети и обедни служить по всех православных християнех иж и тамо в Божем доме лежащих поминати». Зачастую монахи не знали даже имен этих людей, но верили, что Господь знает и молитва их не напрасна.

В Богорадный монастырь стекались нищие, голодные и убогие. Ежедневно тут и в прилегающем скиту кормились до 700 неимущих, одинокие старики и сироты находили здесь приют. Во время голода 1570 года все имеющиеся в Успенском монастыре хлебные запасы были отданы местным жителям. Кроме того были истрачены значительные суммы на закупку дополнительного зерна. Божедомный монастырь, полностью зависевший от Успенского, разделил его участь – в тот год в Спировской обители от голода умерли почти все монахи, остался только один, а в Волоцкой жертв было еще больше – 300 насельников. Так, отдавая жизнь за други своя, монахи уходили в жизнь вечную.

Когда в Божедомном монастыре остался один монах, отпевать и хоронить стало некому, и обитель прекратила свое существование. Однако Введенский храм продолжил жить, став приходским.

 

Вторая жизнь

К началу XIX века население спировского прихода значительно увеличилось, согласно документам, при Введенской церкви в это время состояло более 250 дворов, в них жили около двух тысяч человек. Небольшой деревянный храм уже не мог вместить такого количества верующих, и прихожане обратились с прошением к властям разрешить построить каменную церковь с двумя приделами – во имя Святителя Николая и святителя Димитрия Ростовского. Епископ Дмитровский Августин (Виноградский) благословил возвести новый храм и сам заказал проект здания с трапезной и колокольней.

В 1825 году каменная Введенская церковь была построена. А спустя 24 года рядом с ней появилась стройная, уносящаяся в небо колокольня. На ней разместили шесть колоколов. Самый древний, весом в 114,5 кг, был отлит в 1695 году. Еще один, 1776 года изготовления, весил 398 кг. Самый же большой колокол в 3,4 тонны был изготовлен сразу после постройки колокольни, в 1850 году.

 

Жертвователями Введенской  были Пушкины, Воронцовы, Телегины

 

В 1896–1899 годах был устроен шестиярусный резной иконостас. Храм украсили стенной живописью, опись которой имеется в архивных документах: «Внизу изображены: Святители Московские Петр, Алексий, Иона и Филипп, преподобные Сергий Радонежский, Иосиф Волоколамский, Савва Сторожевский и Пафнутий Боровский; над окнами поясные: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Николай Чудотворец, Димитрий Ростовский, Митрофан Воронежский, по сторонам их четыре Евангелиста с символическими изображениями; в арках на обеих сторонах картины: “Поклонение волхвов” и “Бегство в Египет”; над дверьми Нерукотворенный образ Спасителя, поддерживаемый двумя ангелами; по своду пять картин из новозаветной истории, шестая в середине – Святой Троицы; ближе к иконостасу: Господь Сав аоф, Споручница Грешных и Иисус Христос; под аркою в проходе в настоящую церковь по сторонам Апостолы Петр и Павел; на своде выражена песнь “Величит душа моя Господа”».

По данным 1877 года, при Введенском храме работала церковно-приходская школа, а в 1914 году – уже земская школа. Большой интерес представляла приходская библиотека, большинство книг которой относилось к XVIII–XIX векам. Среди них Библия в трех томах 1790 года, толковое Евангелие архиепископа Феофилакта Болгарского 1764 года, Избранные слова Иоанна Златоуста 1792 года.
 

Заслон чуме

В конце 1770 года Москву поразила моровая язва, которая распространялась с такой быстротой, что летом следующего года в день умирали до 500 человек. Пик эпидемии пришелся на сентябрь 1771-го, именно в этом месяце в Москве вспыхнул чумной бунт, во время которого был убит один из выдающихся церковных иерархов XVIII века архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский).

Молитвами преподобного Иосифа Волоцкого, предстательством Божией Матери и Святителя Николая страшная беда миновала Волоколамск и его окрестности. В память об этом чудесном избавлении был учрежден крестный ход из Волоколамска в Иосифов монастырь с чтимым резным образом Николая Можайского, который издревле пребывал в Воскресенском соборе. Навстречу ему из монастыря выносили икону преподобного Иосифа. В каждом селении, встречавшемся на пути, служились водосвятные молебны Святителю Николаю.

Первый такой крестный ход при огромном стечении верующих состоялся 20 октября 1771 года. Позднее он был перенесен на шестое воскресенье по Пасхе.

 

Село уничтожили, а храм стоит

Введенский храм в Спирове никогда не закрывался. Даже во время немецкой оккупации и в годы хрущевских гонений в нем не прекращались богослужения. Соседний Иосифо-Волоцкий монастырь постигла иная участь, его закрыли в 1922 году. Вслед за ним и Воскресенский собор Волоколамска. Резной образ Святителя Николая из собора перенесли во Введенскую церковь.

 

Митрополит Питирим (Нечаев) подарил свое архиерейское облачение для резного образа Святителя Николая

 

Около 1960 года село Спирово было уничтожено как малоперспективное. Однако храм и один дом не тронули. Дом этот приобрел митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев). Владыка очень любил Введенский храм, часто посещал его и даже подарил свое архиерейское облачение для резного образа Николая Чудотворца. Позднее митрополит Питирим добился открытия Иосифо-Волоцкого монастыря, в 1989 году был назначен его настоятелем и до самой смерти оставался в этой должности.

А в 1990 году возобновился и крестный ход. Если вы приедете сюда в шестое воскресенье по Пасхе, то станете свидетелями и участниками незабываемого действа. Со всех окрестных сел и деревень стекаются в Спирово верующие. Приезжают из Волоколамска и Москвы. После Божественной литургии на улицу выносят резной образ Николая Можайского и икону преподобного Иосифа, перенесенную в Спировскую церковь из Волоцкого монастыря. Две святыни с торжественными песнопениями обносят вокруг церкви, а потом все верующие проходят под образом Николая Чудотворца.

 

«Неугасимая свеча»

По свидетельствам очевидцев, в 1986 году на Пасху в Спировской церкви произошло чудо. После завершения крестного хода в притворе храма люди заметили незнакомую прихожанку необычайной красоты. Когда ее пригласили в храм, женщина таинственно исчезла. Люди, видевшие незнакомку, уверены, что это была Божия Матерь. После этого явления для храма была написана икона «Неугасимая свеча», на которой Богородица изображена в виде монахини с жезлом и четками в левой руке и свечой в правой. Прихожане глубоко почитают этот образ.

В храме также имеются иконы со Святой Горы Афон – великомученика Пантелеимона и Божией Матери «Скоропослушница», образ преподобного Серафима Саровского, освященный в 1903 году на его мощах, почитаемая икона святителя Спиридона Тримифунтского.

Еще люди едут в Спирово, чтобы окунуться в святом Богородичном источнике, который расположен недалеко от храма, и набрать с собой целебной воды. Здесь очень уютно – цветы, деревянный колодец, словно теремок, вместо ведра черпак, напоминающий огромный половник, две оборудованные купальни – мужская и женская. И, конечно же, иконы. По молитвам к Пресвятой Богородице и преподобному Иосифу Волоцкому люди получают исцеления – и тела, и души. И потом еще долго дома вспоминают это удивительное место, наполненное благодатью Божией.

 

Священномученик Дмитрий Лебедев

Настоятель Введенской церкви протоиерей Дмитрий Лебедев был расстрелян 27 ноября 1937 года на Бутовском полигоне.

Отец Дмитрий родился 28 сентября 1871 года в селе Спирове в семье священника Введенской церкви Александра Ивановича Лебедева.

В 1892 году окончил Вифанскую Духовную Семинарию. Через два года поступил волонтером в Московскую Духовную Академию, окончив ее в 1898 году. Через шесть лет получил звание кандидата богословия.

В 1905 году был рукоположен в священника. Служил в Никольском соборе Можайска, став впоследствии его настоятелем. С 1911 года – благочинный 1-го округа Можайского уезда.

С 1916 года экстраординарный профессор Московской Духовной Академии по кафедре Истории Древней Церкви.

В 1930 году осужден за «хождение с иконами», за что заплатил штраф 150 рублей. Через два года за неуплату непомерных налогов его выселили из дома и конфисковали все имущество.

В 1933 году был осужден за «антисоветскую агитацию». Приговор – три года ссылки в Казахстане. После ссылки служил в родном селе Спирово, в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В ноябре 1937 года отец Дмитрий был арестован и по приговору тройки НКВД расстрелян за «контрреволюционную агитацию».

В августе 2000 года протоиерей Дмитрий Лебедев был причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

День памяти – 27 ноября

 

Полезная информация:

Адрес: 143615, Московская обл., Волоколамский р-н, с. Спирово, церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Настоятель: протоиерей Константин Николаевич Попов
Тел.: 8-906-763-46-67 (храм)
E-mail: volok-lama@yandex.ru
Сайт храма: http://spirovo.ortox.ru/

В Спирово вы можете отправиться с Паломнической службой Московского Патриархата

Телефон: +7-495-363-35-84
Сайт: www.poklonnik.ru

Галина Дигтяренко, фото Олега Серебрянского

 

 

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе

АНГЕЛ НАД НЕВОЙ

АНГЕЛ НАД НЕВОЙ

Санкт-Петербургская Духовная Академия и ее святыни

ПОМОГИ НАМ, БОЖЕ, И СВЯТОЙ ЛЕСЕНДРО!

ПОМОГИ НАМ, БОЖЕ, И СВЯТОЙ ЛЕСЕНДРО!

Почитание Святого благоверного князя Александра Невского в Сербской Православной Церкви

"ЧЕСТНА ПРЕД ГОСПОДОМ СМЕРТЬ ПРЕПОДОБНЫХ ЕГО"

Последние дни св. Александра Невского в Феодоровском монастыре Городца

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцово

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцово

Освобождение Москвы от поляков и избрание на царство Михаила Романова в 1613 году положили конец страшной русской Смуте, но отнюдь не принесли России мир. Войны, как с Польшей, так и со Швецией продолжались. Польский королевич Владислав Сигизмундович,...

Символ нашей свободы

Символ нашей свободы

Поклониться святому Кресту в Годеново и попросить у Господа помощи в житейских делах приезжают тысячи и тысячи паломников. Но подходя к Распятию, мы редко задумываемся о  том, какое оно заключает в себе послание нам, наследникам православной веры.