Хитон Христов

Дом Симона Кожевника в Яффе, где предположительно был спрятан Хитон Господень

 

 

Византийская императрица Ирина

 

 

Хитон Господень. Его выносят для поклонения один раз в 50 лет

 

 

Ларец, где хранится Святой Хитон

 

 

 

 

 

 

Хитон Господа Иисуса Христа – одно из сохранившихся до нашего времени уникальных материальных свидетельств страданий Спасителя. Эта величайшая святыня вот уже более тысячи лет пребывает в монастыре Аржантой близ Парижа.

Согласно евангельскому повествованию, Хитон «был не сшитый, а весь тканный сверху» (Ин.19,23), то есть цельный, что всегда воспринималось церковным сознанием как важный символ единства христианской Церкви. Что же случилось с бесценной святыней после Воскресения Христа? По мнению известного исследователя истории Хитона Франсуа Ле Кере, это одеяние, покрывавшее тело Господа, было передано вместе с Плащаницей апостолу Петру.

Преследуемый иудеями за проповедь Христа апостол Петр переезжал с места на место. Побыв некоторое время в Лидде, он остановился в Иоппии (современная Яффа), в дому у Симона Кожевника. Именно в Иоппии спустя несколько столетий (как утверждает историк Фредегар в 590 году) и был обнаружен Хитон Господа. Поскольку жилище кожевника считалось нечистым и находилось, согласно иудейскому закону, вне города, то, по мнению историка, трудно было бы найти лучший тайник для Святого Хитона.

В 64 году римский прокуратор Сирии Гестий Галл предпринял против восставших иудеев военный поход, во время которого город Иоппия был разрушен, а его население численностью 8400 человек, полностью истреблено. Во время этих событий Хитон, очевидно, был спрятан и оставался на протяжении нескольких веков в тайнике.

После обнаружения святыни она с великими почестями была перенесена в Иерусалим, а затем привезена в Галат – северное предместье Константинополя, о чем свидетельствует епископ Григорий Турский в «Истории франков». «Я не могу умолчать о том, что узнал от нескольких лиц относительно этого Хитона Непорочного Агнца. Он хранится в Галате в соборе святых Архангелов. В соборе имеется крипта, в которой находится деревянный сундук с Хитоном. Этот сундук является предметом благоговейного почитания верующих, поскольку содержит одеяние, покрывавшее тело Спасителя и соприкасавшееся с ним».

Святыня пробыла в Галате чуть более двухсот лет. В 801 году, согласно преданию, византийская императрица Ирина, планируя вступить в династический брак с королем Франции Карлом ради объединения Римской Империи, передала ему в дар Святой Хитон Господа. Карл встретил святыню в Риме и привез ее во Францию.

После свержения Ирины в 802 году бесценная реликвия утратила свое политическое значение и стала просто личным подарком. Считая себя не вправе держать святой Хитон в своих дворцах, Карл передаёт его на хранение монастырю Святого Дионисия в Аржантое. В старинном французском мартирологе об этом событии есть такое упоминание: «Каждый месяц совершалось богослужение за упокой души Карла в память о святых дарах, которыми он обогатил монастырь, особенно нешвенном Хитоне Господа нашего Иисуса Христа, привезенном им из Рима».

В 845 году обитель ограбили и разрушили норманнские завоеватели, однако монахи успели спрятать святыню в монастырской стене. В 1156 году при восстановлении монастыря в Аржантое был найден тайник с Хитоном. В том же году Робер де Торини, аббат монастыря Мон-Сен-Мишель, сообщил в своей хронике: «В городке близ Парижа, в монастыре Аржантой, по Божественному откровению была найдена риза нашего Спасителя. Она не сшитая и имеет рыжеватый цвет. Как указывают найденные при ней письма, она была сделана Преблагословенной Матерью Спасителя».

В течение нескольких последующих столетий великая святыня почиталась повсеместно. В начале ХVII века в Аржантойском монастыре было создано Братство Святого Хитона. Дважды в год - в праздники Воздвижения Креста Господня и Пятидесятницы – свершался многолюдный крестный ход с выносом ларца с Хитоном. У святыни шли двенадцать человек, одетых апостолами. Для участия в процессии из тюрем выпускались заключенные. Такая традиция сохранялась до конца ХIХ cтолетия.

В ХVI - ХVIII веках Святой Хитон хранился в великолепной раке из позолоченного серебра, украшенной драгоценными камнями. Рака была подарена Марией де Гиз, получившей взамен по ее просьбе частицу святыни. Это вторая изъятая из Хитона частица (первая была передана Вестминстерскому аббатству королем Карлом Лысым). Третью частицу тайно вырезал в 1680 году настоятель Аржантойского монастыря о. Карл Песей де Лостарели, за что был осужден генеральным капитулом Ордена. Частица была передана аббатству Святого Корнелия в Компьене.

В 1789 году во время Французской революции монастырь был разграблен, драгоценный ларец конфискован, а Святой Хитон отдан приходской церкви. Священник Озэ, опасаясь за сохранность великой святыни и желая сохранить хотя бы часть её, отделил от Хитона ещё несколько частиц и передал на хранение в надежные руки. Сам же Хитон закопал ночью в саду, где святыня пребывала в течение двух лет, пока сам Озэ находился в тюрьме. В 1801 году священник стал служителем церковного прихода Суси-эн-Бри и увёз на новое место частицу Святого Хитона размером 5 кв.см. Она находилась в Суси-эн-Бри до 1893 года.

В 1854 году для папы Пия IХ была изъята самая значительная часть этой реликвии длиной около 15 см и увезена в Рим. В те же годы обветшавшая Аржантойская церковь была отреставрирована. Во время её торжественного освящения в 1866 году версальский епископ Мабиль освятил и алтарь Святого Хитона, а саму святыню поместили в новый ларец из позолоченной бронзы, в котором она находится и по сей день.

Первое серьезное исследование святыни на предмет её подлинности было проведено ещё в середине ХVII века. Тогда же собрали многочисленные свидетельства о связанных с Хитоном чудесах. Изучение уникальной святыни возобновилось в конце ХIХ столетия. Исследователи пришли к следующим выводам: Хитон ткали на очень древнем ткацком станке, сырьем послужила тонкая шерсть (но не верблюжья, как предполагали ранее). Как сырье, так и способ его обработки напоминают коптские ткани II и III веков. На задней стороне святого Хитона были обнаружены большие кровяные пятна. Это позволило предположить, что после бичевания Господь вновь был одет в Хитон для несения Креста на Голгофу, где впоследствии воины делили одежду Спасителя, бросая жребий.

В 1932 году, когда святыня выносилась для поклонения на праздник Воздвижения Креста, была произведена фотосъемка в инфракрасных лучах, позволившая точно определить местоположение пятен крови, которые остались от многочисленных ран после бичевания. Следы мучительной пытки есть и на Туринской плащанице, обнаруженные с помощью ультрафиолетовых лучей. Установили и наличие двух широких следов в тех местах, где тяжелый Крест давил на спину. Кроме того, характер отпечатков на спинной стороне Плащаницы свидетельствует о том, что кожу от дерева защищал шерстяная бесшовная одежда. Ученые сделали вывод: следы, оставленные на Хитоне, полностью соответствуют следам на Плащанице, что подтверждает подлинность обеих святынь.

 

Поделиться в социальных сетях:

#Страны, #Франция

21 Mar 2018