Кто ты, Дедушка Мороз?

 

При Александре II это был «старый Рупрехт». Десять лет спустя – «дедушка Николай», в 1886-м появился Морозко, а к началу ХХ века и сам Дед Мороз. Так кто же он на самом деле?

 

Студенец и Трескунец

Восточные славяне – народ творческий, вот почему все природные стихии у них издавна были персонифицированы. Так, мороз представлялся им в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегал по полям и вызывал трескучие морозы. Чтобы познакомиться с ним поближе достаточно обратиться к русским пословицам и поговоркам. Немало рассказано о старичке и в сказках. Здесь Мороз – добрый, но справедливый волшебник, выступающий под прозвищами Студенец или Трескунец.

Хороший урожай крестьянин в древности связывал со снежной холодной зимой и ждал морозов на Рождество. Поэтому на Святки было принято совершать обряд «кликанья мороза» – его зазывали на трапезу с блинами и кутьей и оставляли еду на окне или крыльце.

 

Отечественный образ

Долгое время Дед Мороз и елка с Новым годом существовали раздельно. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в России вслед за немцами попытались создать своего «рождественского деда», который тоже дарил бы детям подарки. При императоре Александре II (1861 год) это был «старый Рупрехт», явно немецкого происхождения. Почти через 10 лет встречается упоминание о «дедушке Николае», но имя святого к Деду Морозу не прижилось. В 1886 году в России появился Морозко, а к началу ХХ века и сам Дед Мороз.

После Октябрьской революции дедушка подвергся гонениям вместе с елкой и рождественскими праздниками. Специальные патрули ходили по улицам, заглядывая в окна – нет ли тут каких-либо намеков на праздничное торжество. Но 28 декабря 1935 года подобную практику признали «левыми перегибами» и намекнули – праздник вернуть в обиход советских граждан. В считанные дни намек был реализован, и новый, 1936 год страна встречала под елкой. В январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой были удостоены чести приветствовать гостей в Московском Доме Союзов.

 

Нездоровое неоязыческое проявление

Отношение Русской Православной Церкви к Деду Морозу было неоднозначным. Ведь в своих истоках он является языческой персонификцией сил природы и просто волшебником, что противоречит христианскому учению. С другой стороны, это прочно установившаяся культурная традиция.

В январе 2001 года в резиденции Деда Мороза в Великом Устюге готовились провести «Шабаш нечистой силы “Змеиные потехи”». Да-да, именно «шабашем» называли это мероприятие в рекламе, опубликованной в местной газете. Рядом с белобородым Дедом Морозом должны были плясать лешие, водяные, кикиморы. Только усилиями великоустюжского духовенства этот шабаш нечистой силы удалось отменить.

В 2001 году епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, говоря о поддержке Церковью программы «Великий Устюг – родина Деда Мороза», заявил: «Дед Мороз как приходил к детям, так и будет приходить независимо от того, будем мы, духовенство, участвовать в этой программе или нет. Но от нас зависит, с чем придет к детям Дед Мороз. Если нам удастся направить ее по доброму пути, программа станет созидательной, и Дед Мороз уже не будет общаться с нечистой силой и приучать к этому детей. С помощью доброй русской сказки мы сможем в душах детей закладывать хороший, добрый, нравственный фундамент, поможем им вырасти патриотами, прекрасными гражданами и созидателями нашей Родины».

 

Сколько вас?

В 1995 году руководство Лапландского заповедника на Кольском полуострове запустило проект «Сказочная Лапландия – владения Деда Мороза». Согласно ему резиденция дедушки располагается в Чунозерской усадьбе.

Через три года в Вологодской области появился государственный туристический проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза». В город пошли туристические поезда из всех городов России. Число туристов, посетивших Великий Устюг, только за три года (с 1999-й по 2002-й) выросло с 2 до 32 тысяч. Товарооборот в городе вырос в 15 раз, снизилась безработица.

В прошлом году появилась своя резиденция и в Мурманске.

На территории России у Дедов Морозов есть свои коллеги. В Карелии под Петрозаводском в большом чуме живет Паккайне (в переводе с карельского – Морозец), он средних лет, и у него нет бороды.

 

Даниила Столешникова

Поделиться в социальных сетях:

#Традиции, #Дед Мороз

28 Nov 2015