Город русского сердца

 

Так называют Кашин, раскинувшийся на живописных холмах. Река, огибая их, образует силуэт в виде сердца.

Это один из древнейших городов Русской земли с более чем восьмисотлетней историей. Тихий, уютный, провинциальный, сохранивший обаяние патриархальной старины. Повсюду видны купола храмов, шпили колоколен. Особый колорит ощущается в центральной части, где уцелели дома XVIII–XIX веков. Кашин притягивает людей из разных уголков России, приезжающих сюда, чтобы увидеть не только красивый город, но и посетить старинные храмы, монастыри, поклониться святым мощам благоверной княгини Анны Кашинской – покровительницы этих мест.

Точная дата основания города неизвестна. Первое упоминание о городе мы находим в записях Никоновской летописи, датированных 1238 годом, где Кашин указан среди городов, разоренных монголо-татарами. Его название происходит от древнего финно-угорского слова «каша», означающего тростник. Река Кашинка (левый приток Волги), на которой стоит город, и впрямь вся заросла камышами.

 

Крест в основе планировки

Кашин имеет уникальную архитектурную планировку, заложенную еще в XIII веке. Первые поселенцы выбрали для строительства города особенное место – «сердце», которое, огибая холмы, очерчивает река Кашинка. На узком перешейке возвышалась гора, на ней поставили крепость-кремль. Посад устроили внутри речной петли. Пройти сюда можно было только через крепость или по мостам через реку.

Образующая «сердце» речная петля пересекалась двумя природными осями: продольной и поперечной, визуально создавая крест. Этот крест и хотели подчеркнуть градостроители и стали возводить вдоль этих осей храмы, первый из которых посвятили Воскресению Христову. Были поставлены также церкви в честь Пресвятой Троицы, Богоявления, Рождества Христова, Рождества Богородицы и другие. Все они находились внутри «сердца». В конце XVI века кашинцы стали возводить новые храмы по осям, которые уже выходили за границы реки наружу, до слободских окраин. Получалось, что огромный крест, образованный церквами, пересекал весь Кашин из конца в конец. В начале следующего века общее число храмов на двух осях составляло 33, по количеству земных лет Иисуса Христа, когда Он взошел на Голгофу.

 

В течение нескольких веков Кашин был одним из важнейших городов Тверского княжества

 

Поскольку территория внутри «сердца» была ниже окружающей местности на двадцать метров, посад города оказался на дне природной чаши. Со временем город разрастался и словно выплескивался из чаши на горы. Тогда градостроители начали возводить храмы на горах по кругу, создав в итоге целое ожерелье из церквей. Снизу, из посада, они смотрелись очень живописно, возвышаясь на фоне то голубого, то закатного неба.

С юга на подходе к Кашину по Московской дороге построили храм, посвященный Входу Господню в Иерусалим, символически связывая Кашин со Святым градом.

В XV–XVI веках в Кашине существовало 13 обителей. На окраинах города с трех сторон, как бы в углах огромного треугольника, стояло три больших монастыря: Николаевский Клобуков, Дмитровский и Сретенский. Такое местоположение было неслучайным. Сретенский стоял на дороге из Москвы, на высоком берегу, в том месте, где путнику впервые открывалась панорама всего города. Такие места назывались «поклонными горами», здесь путешественники обычно сходили с коней и кланялись городу. Клобуков монастырь возник на такой же «поклонной горе» Углицкой дороги. А Дмитровский был сооружен на холме между Бежецкой и Белозерской дорогами. Центром каждого монастыря был Троицкий собор.

Кашин был единственным в России городом с такой планировкой.

 

Печальные времена

Со временем Кашин превратился в крупный торговый центр и в течение нескольких веков был одним из важнейших городов Тверского княжества. В 1485 году Кашин вошел в состав Московского княжества. В начале XVII века город пережил много бедствий. Дважды был разграблен и сожжен поляками (не случайно он стал одним из центров формирования русского ополчения во главе с Мининым и Пожарским), пережил чуму и страшный пожар. Потери были огромными – уничтожены храмы Воскресения Христова и Иоанна Предтечи, Николы Мокрого, Рождества Иоанна Предтечи, Феодора Стратилата и другие. Исчезло шесть монастырей.

К концу XVII века Кашин немного оправился от бед, здесь началось каменное строительство – было возведено 12 храмов из кирпича. Однако вскоре Петр I остановил этот процесс, запретив каменное строительство по всей России, кроме Санкт-Петербурга. С перемещением торговых путей на Балтийское море Кашин обезлюдел, даже крепость за ненадобностью была разобрана. Все это привело к деградации и разорению города. Исчезли Духовской, Варваринский, Симеоновский монастыри и многие храмы.

Каменное строительство возродилось во второй половине XVIII века. В Кашине были перестроены 17 храмов. Причем если раньше деревянные храмы стояли парами (летний и зимний рядом), то теперь их престолы разнесли по двум этажам одного каменного храма: вверху холодный, внизу теплый. Число церквей в результате сократилось до 25.

Самым трагичным для Кашина оказался век двадцатый. Советские власти уничтожили уникальные постройки XVII–ХVIII веков – соборы Успенский, Троицкий Рождества Богородицы, Благовещенский и Богоявленский храмы и многие другие.

Только часть из сохранившихся до нынешних времен церквей отреставрированы, остальные попрежнему находятся в полуразрушенном состоянии.

 

Сретенский монастырь

На южной окраине города расположены кирпичные и деревянные корпуса бывшего Сретенского монастыря, в которых находятся детская коррекционная школа, жилые помещения и различные организации. Из храмов сохранилась лишь обезглавленная Сретенская церковь XVII века. В настоящее время она передана Русской Православной Церкви, и попечение о ней поручено Никольскому Клобукову монастырю.

Сретенская обитель была основана в начале XV века князем Георгием Александровичем, благополучно вернувшимся из военного похода. Два столетия обитель процветала, пока ее не разорили польско-литовские интервенты. Возродилась она благодаря трудам и молитвам Дорофеи Ладыгиной из рода князей Коркодиновых. При обороне города она потеряла мужа и сына, после чего удалилась в этот монастырь и на собственные средства занялась его восстановлением. В 1629 году схимонахиня Дорофея была погребена рядом со Сретенским храмом.

В начале ХХ века в монастыре было три действующих церкви и около 400 насельниц. После революции монастырь закрыли, в 1936 году здесь разместили историко-археологический музей. С развалом Советского Союза все строения обители были заброшены.

В 1999 году был установлен памятный крест на захоронении преподобной Дорофеи. Преподобная Дорофея Кашинская прославлена как местночтимая святая Тверской епархии. На ее могиле и ныне продолжают совершаться чудесные исцеления. Иконы преподобной Дорофеи находятся в Вознесенском кафедральном соборе и в Николаевском Клобуковом монастыре Кашина.

 

Мощи святой княгини

На площади Единения расположен Вознесенский кафедральный собор. Именно здесь почивают святые мощи благоверной княгини Анны Кашинской. Паломники обязательно посещают это место, чтобы помолиться у главной святыни Кашина.

Каменный собор был возведен в 1799 году, позже на средства местных купцов его перестроили и расширили. При советской власти с храма сняли кресты, разобрали иконостас, но богослужения продолжались.

В 1948 году в Вознесенский собор были перенесены мощи святой Анны Кашинской. До этого они находились в Воскресенском соборе, но в 1930 году были оттуда изъяты и долгие годы выставлялись в качестве экспоната в краеведческом музее. К удивлению властей, в то время музей пользовался большой популярностью у горожан.

После закрытия Вознесенского собора в 1962 году мощи переносили из одного городского храма в другой. Когда собор вновь открыли и отреставрировали, рака с мощами святой Анны Кашинской торжественным крестным ходом была возвращена на старое место. Было это 25 июня 1993 года. Сейчас святыня хранится слева от алтаря в серебряной раке, средства на которую собирали «всем миром».

 

Многоскорбная

Так летописец охарактеризовал земную жизнь святой Анны Кашинской. Благоверная княгиня родилась около 1280 года в семье ростовского князя Дмитрия Борисовича. Вышла замуж за князя Михаила Тверского, который принял мученическую смерть в Орде в 1318 году. Позже там же казнили ее сыновей – Дмитрия и Александра и внука Федора.

Княгиня Анна приняла монашеский постриг с именем София, по преданию, в тверском Софийском монастыре. Ей пришлось пережить междоусобицы младшего сына Василия с внуками Всеволодом и Михаилом, а также смерть восьми членов княжеской семьи во время чумы 1365 года. Через два года после этого она переехала в Кашин, которым правил младший сын, князь Василий.

В 1368 году она преставилась ко Господу в кашинском Успенском монастыре, приняв перед кончиной постриг в великую схиму с именем Анна.

Мощи Анны Кашинской были обретены в 1611 году. По преданию, княгиня явилась пономарю Успенского собора Герасиму и исцелила его, а потом еще нескольких больных. С тех пор мощи почитались как чудотворные. В 1649 году по повелению царя Алексея Михайловича они были освидетельствованы тверскими духовными лицами, которые зафиксировали новые чудеса. В следующем году в присутствии царя Алексея Михайловича в Воскресенской церкви состоялась официальная канонизация Анны Кашинской как святой благоверной княгини, сюда же перенесли ее мощи.

Однако вскоре святая Анна неожиданно стала символом раскольников, и Патриарх Иоаким в 1677 году направил в Кашин комиссию, которая провела исследование случаев исцелений от мощей благоверной княгини и выявила 13 «несогласий» текста жития с летописными и другими известиями об Анне Кашинской. На основании этого малый церковный собор в Москве принял решение не почитать Анну Кашинскую как святую. Это решение подтвердил Собор 1678–1679 годов.

Однако в Тверской епархии почитание княгини Анны сохранялось, велись записи исцелений по молитвам к ней. В 1818 году Святейший Синод позволил включить имя Анны Кашинской в месяцесловы, а в 1908 году император Николай II согласился на вторую канонизацию Анны Кашинской, которая состоялась в следующем году.

Благоверная княгиня Анна Кашинская считается покровительницей женского монашества. Ей также молятся для укрепления семьи и в различных скорбях.

Дни памяти благоверной княгини Анны Кашниской6 25 июня – перенесение мощей и второе прославление, 3 августа – обретение мощей, 15 октября – успение.

Воскресенский собор

На территории бывшего кремля, на Соборной площади находится один из самых больших храмов Тверской митрополии – Воскресенский собор. Он впервые упоминается в летописях за 1382 год. Здесь был погребен кашинский князь Василий Михайлович, младший сын княгини Анны. В камне храм возвели в 1796–1804 годах. Вскоре сюда из Успенского собора перенесли мощи благоверной княгини Анны. С тех пор кашинцы именуют его «собором Анны Кашинской».

Трехъярусная колокольня высотой 76 метров по сей день остается самой высокой в Верхневолжье. В 1872 году на ней установили куранты, приобретенные на Лейпцигской ярмарке.

Собор закрыли в начале 1930-х годов, уничтожили внутреннее убранство, сняли кресты с куполов и колокольни. Здание долгое время использовали как склад. В 1970-е годы после неудачной реставрации здесь открыли Дом культуры. А спустя 28 лет на пяти куполах установили позолоченные кресты.

25 июня 2009 года, когда праздновали 100-летие второй канонизации святой благоверной княгини Анны Кашинской, Воскресенский собор был передан Тверской епархии. В тот же день открыли памятник святой Анне Кашинской.

Вскоре здесь возобновилась приходская жизнь, начались ремонтные работы. Уже перекрашены купола, установлен золотой крест на колокольне, восстанавливается прежняя планировка помещений.

 

Где слетел клобук

На северо-восточной окраине города, где в Кашинку впадает река Вонжа, расположен один из древнейших на Тверской земле Николаевский Клобуков монастырь, который вот уже шесть с лишним веков стоит на этой земле. Первый храм был освящен здесь во имя святителя Николая Мирликийского (отсюда первое название обители). Второе название связано с преданием о святителе Иоанне, архиепископе Новгородском, который заставил искушающего беса везти его в Иерусалим. Во время полета с головы святителя упал монашеский клобук. Рядом с этим местом и был построен монастырь, отличавшийся строгим уставом. В 1420 году здесь принял постриг преподобный Макарий Калязинский, впоследствии основатель Троицкого Макарьевского монастыря на берегу Волги.

Тяжелые испытания выпали на долю обители и братии после революции. В 1920-е годы монастырь упразднили, монахов отправили в ссылку, старинные книги из библиотеки сожгли. В Троицком соборе устроили гончарную мастерскую, в Макарьевской часовне – скотобойню, в церкви святителя Алексия – колбасный цех. Кельи приспособили под жилье.

Когда встал вопрос об открытии в Кашине монастыря, архиепископ (ныне митрополит) Тверской и Кашинский Виктор из трех предложенных вариантов выбрал Николаевский Клобуков, хотя он был разрушен на 75 процентов. В октябре 1995 года то, что осталось от монастыря, официально передали Церкви. Обитель открыли для возрождения монашеской жизни как мужскую в июле 1994 года, но в 2001 году она была преобразована в женскую. Ее настоятельницей назначили монахиню Анну (Топоркову). С этого времени началось активное восстановление монастыря и возрождение монашеской жизни.

 

Монастырь построили рядом с тем местом, где у святителя Иоанна упал с головы клобук, когда он «путешествовал» на бесе в Иерусалим

 

Сейчас здесь три храма: Троицкий с Никольским приделом, святителя Алексия с Макарьевской часовней, Покровская надвратная церковь – редкий памятник древнерусского зодчества. Службы совершаются в двух последних.

С XV века в монастыре бережно сохранялась деревянная келья преподобного Макария Калязинского, сделанная им собственноручно около 1425 года. В советские времена обитель закрыли, и келья была утрачена. К 2009 году стараниями сестер и благотворителей келью восстановили на прежнем месте – в часовне преподобного Макария Калязинского. Здесь же хранится и ковчег с частицей мощей этого святого. А в Алексеевском храме – деревянная рака, в которой при второй канонизации в 1909 году находились мощи святой Анны Кашинской, а также икона с частицей ее мощей.

Одна из древнейших святынь монастыря – уникальная резная икона Богоматери «Одигитрия» XV века – находится сейчас в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ее копию можно увидеть в Покровской церкви. В храмах монастыря более 200 частиц мощей святых.

Новая святыня – плащаница Успения Божией Матери, вышитая сестрами.

 

Труды игуменские

Бывшая насельница Ивановского Введенского монастыря монахиня Анна (Топоркова) приняла постриг в честь благоверной княгини Анны Кашинской. Став настоятельницей Клобукова монастыря, матушка Анна, хрупкая и самоотверженная, несколько лет почти в одиночку поднимала из руин поруганную обитель. Божьей милостью к ней постепенно стали приходить люди, оказавшие большую помощь в восстановлении святыни. За короткий срок удалось возродить Покровский надвратный храм со звонницей, а затем настоятельский корпус. Частично восстановили здание бывшей трапезной, нашлись средства на реставрацию Алексеевской церкви и часовни преподобного Макария Калязинского.

25 июня 2008 года, в день памяти благоверной княгини Анны, архиепископ Тверской и Кашинский Виктор возвел матушку Анну в сан игумении. Она отдавала обители всю себя, стремилась во всем принять личное участие – в административных делах, приготовлении трапезы или встрече паломников. Главным ее делом всегда оставалось богослужение и молитва.

В 2008 году выяснилось, что матушка Анна тяжело больна. За три месяца до кончины, последовавшей 20 марта 2009 года, она приняла схиму с именем Стефанида. Она погребена у восстановленного ею Алексеевского храма. Подвижница и после кончины сердечно почитаема сестрами и прихожанами монастыря.

Новой настоятельницей Клобуковской обители стала игумения Варвара (Иванова). Она очень тепло вспоминает о своей предшественнице и продолжает начатое ею дело.

В нынешнем году сестры отметили 15-летие возрождения монашеской жизни. К этому празднику монастырь украсила вышитая плащаница Успения Пресвятой Богородицы. Матушка Варвара давно мечтала о собственной золотошвейной мастерской. Однажды, познакомившись с профессиональной вышивальщицей, она предложила ей научить сестер этому искусству. Первой большой работой стала Успенская плащаница, которую сестры вышивали семь лет.

Попадая под благодатный покров Клобукова монастыря, чувствуешь, как ум и сердце обретают покой, появляется желание молиться, благодарить Бога. И это ощущение усиливается благодаря той любви и сердечности, с которыми матушка Варвара и сестры всегда встречают каждого человека.

 

Полезная информация:

Кашин расположен в Тверской области в 212 километрах от центра Москвы.

Как добраться: На автобусе «Москва – Калязин – Кашин» от автостанции «Тушино» (м. «Тушинcкая»), время в пути 4– 5 часов. На поезде «Москва – Рыбинск» с Белорусского вокзала до ст. «Кашин»

Адрес Николаевского Клобукова женского монастыря: 171640, Тверская область, г. Кашин, ул. Смычка, д. 6
Тел.: (48234) 2-35-00
E-mail: info@klobukov.ru
Сайт монастыря: www.klobukov.ru

Места в монастырской гостинице бронируйте заранее (только женщины)

Адрес Вознесенского собора: 171640, Тверская обл., г. Кашин, пл. Единения, д. 1
Тел.: (+7 48234) 2-02-03
Адрес Воскресенского собора: Тверская область, г. Кашин. Соборная площадь, д. 1
Сайт: http://kashin-sobor.cerkov.ru

Лариса Беляева, фото автора

 

Поделиться в социальных сетях:

#Страны, #Россия, #Тверская область, #Кашин, #Вознесенский кафедральный собор, #Святые, #Благоверная княгиня Анна Кашинская

30 Jul 2018