Семь веков на Толге

 

Думал ли святитель Трифон, объезжая Ростовскую епархию, что с ним случится такое!

Шесть верст не доехал владыка до Ярославля, остановившись переночевать на берегу Волги. В полночь проснулся, вышел из шатра и увидел столб света от земли до неба и мост через Волгу. Трифон хоть и был немало поражен увиденным, но по мосту пройти отважился. На том берегу увидел он икону Богородицы, стоящую на воздухе. Владыка пал на колени и долго молился перед Ней. Затем по тому же мосту возвратился в свой шатер.

Когда пришла пора Трифону ехать дальше, оказалось, что нет посоха, с которым ходил он за Волгу. Тогда преосвященный сказал служителям, чтобы плыли на тот берег и взяли посох там. И правда, посох оказался на месте, а рядом на земле стояла та самая икона. Узнав об этом, владыка повелел построить на месте явления церковь и своими руками начал рубить лес, расчищая место под храм.

Чудесная весть быстро дошла до Ярославля, жители города и окрестных деревень поспешили на помощь. «И текоша все многое множество людей на оное место ко епископу… и способствовали творимому делу». Первые строители были вознаграждены сполна, испытав на себе чудотворную силу иконы: «и многие исцеления были тогда различными недуги одержимым».

Храм построили за один день, в него перенесли икону и освятили в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Постепенно на этом месте собралась братия, и был устроен монастырь. Его назвали по реке, которая впадала в Волгу, Толгский и установили празднование иконе в день ее явления 8/21 августа.

Как писал ярославский литературовед Сергей Алексеевич Золотарев, с Толгской обителью связана созерцательная, подвижническая сторона монашеского быта, такие монастыри «не от царей, бояр и богатств поставлены, но слезами, пощением, молитвою и бдением».

 

Пожар

Через несколько десятилетий в обители случился пожар. И о чудо – Толгская икона нисколько не пострадала, ее нашли «в дубраве на дереве» около монастыря. Обрадованные монахи, считавшие любимую святыню погибшей, отнесли образ на место его явления, а в дубраве поставили часовню.

Жизнь монастыря после пожара не прекратилась – помощь благотворителей помогла обители восстановиться. Так, один житель Великого Новгорода по имени Василий, у которого отказали ноги, надеясь на исцеление, отправился в Толгский монастырь, но прибыл сюда уже после пожара. Увидев, что сделал огонь, Василий пожертвовал «довольно» на строительство церкви. Когда она была возведена вновь и освящена, больной исцелился. Нашелся и другой человек, «муж благоговейн, от благородных родителей», который принес в обитель священные сосуды, ризы и книги. Были и другие жертвователи, имена которых знает Господь.

 

Чудеса

16 сентября 1392 года во время утрени Толгская икона впервые замироточила, и весь храм наполнился благоуханием. Миро стало источником многих исцелений. В память о чуде монахи стали ежегодно совершать торжественные службы.

В 1553 году обитель во время своего паломничества в северные земли посетил царь Иван Грозный. В то время был болен он ногами, помолившись перед чудотворным образом, Иван Васильевич получил исцеление. И «поиде в путь свой радуюся». Грозный одарил обитель по-царски: «образ чудотворный велми повеле украсити от серебра и злата и бисера и камения многоценна».

Еще царь приказал поставить каменную церковь «на хвалу Богу». Пожаловал и денег немало. С тех пор Толгский монастырь стал известен среди царей. И не было государя, который, проезжая по Волге, не молился бы перед «теплой Заступницей мира холодного».

Среди них был и наследник престола Николай II. Он посетил Толгскую обитель 28 июня 1863 года. Цесаревич побывал в храмах, осмотрел ризницу, погулял в монастырской кедровой роще. И так ему здесь понравилось, что он воскликнул, обращаясь к своему воспитателю Строганову: «Граф! Я здесь ожил».

 

Время испытаний

В мае 1609 года обитель пережила самые страшные свои дни – отряд поляков захватил монастырь и перебил сорок шесть иноков, скрывавшихся в храме. В 1893 году над местом захоронения убиенных монахов была сооружена часовня. В 1914-м, когда праздновали 600-летие монастыря, ее торжественно освятили как храм-часовню. С тех пор здесь ежегодно 31 мая совершается заупокойная лития по погибшим.

А что же стало с иконой? Ведь монастырь был полностью разграблен и осквернен поляками. Оказывается, Толгская икона в дни польского нашествия хранилась вне стен монастыря. К ее помощи прибегали и ярославцы, и жители окрестных селений. Известно, что в 1612 году она спасла от чумы ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, местом сбора которого стал Ярославль. Спасаясь от морового поветрия, верующие прошли крестным ходом с Толгской иконой и другими святынями города, и болезнь отступила.

В 1657 году город и его окрестности постигла длительная засуха. Жители вновь обратились к Божией Матери за помощью. И опять Богородица не оставила в беде. Когда Толгскую икону вносили в Ярославль, набежали облака, пошел сильный дождь, который продолжался трое суток. После этого природа ожила, люди «веселяхуся, зверие играху, скотие скакаху».

 

Примирение

Житие патриарха Никона рассказывает о том, что перед кончиной именно в Толгском монастыре произошло его примирение с недоброжелателем, архимандритом Ярославского Спасского монастыря Сергием, который был сослан на Толгу для покаяния. Примирение произошло в августе 1681 года. Никон возвращался из ссылки по Волге домой и смертельно заболел. Добравшись до обители на Толге, патриарх причастился от руки своего духовного отца архимандрита Кириллова монастыря Никиты. Когда архимандрит Сергий увидел умирающего Никона, то припал к его ногам со слезами, испрашивая прощения: «Прости мя, святче Божий, яко паче всех сих, иже поношение на тя поняли, досаждение творил, и поношение и всяку злобу святыни твоей во время изгнания твоего повинен ти аз, собору всем угодная творя». Никон со своим бывшим врагом примирился и в тот же день, во время вечерни, скончался.

 

С чувством глубокого благоговения

Прошло много лет. Все больше паломников стали приезжать на Толгу помолиться перед чудотворным образом, поговеть во время поста и причаститься. В 1882 году в обители построили гостиницу, и она никогда не пустовала. Особенно много людей прибывали на Толгин день. Паломничество совершалось с чувством глубокого благоговения и при соблюдении строжайшего поста. Оставаясь без пищи все время пути, верующие приезжали в монастырь накануне вечером и ложились спать натощак. На другой день, отстояв Литургию и молебен, разрешали себе немного пищи. В день праздника из Ярославля в Толгскую обитель шли многолюдным крестным ходом. В следующее за праздником воскресенье в обители собиралось особенно много народа. Для паломников устраивались навесы для ночлега, бесплатно раздавался хлеб, образки и брошюры духовного содержания.

 

Переворот

После революции ситуация резко изменилась. В октябре 1918 года все имущество монастыря описали и составили соглашение о том, что насельники обители приняли это имущество от Ярославского Совдепа в бессрочное, бесплатное пользование.

В 1923 году ярославские власти выселили из Казанского девичьего монастыря всех монахинь (300 человек) и открыли здесь дом крестьянина. Сестры разъехались по стране, многие поселились в Толгском монастыре в гостинице, часть которой уже была занята богадельней и приезжавшим на лето школьным лагерем.

В 1929 году с монастырской звонницы были сброшены колокола. Однако верующие пытались спасти обитель, собрав тысячи подписей под обращение против закрытия и даже пообещали силой отстаивать свой монастырь. Но власти оказались сильнее.

 

Гидроэлектростанция

В начале 30-х годов советское правительство приняло решение о строительстве в Ярославле гидроэлектростанции. Именно в окрестностях Толгского монастыря плотина должна была перегородить Волгу. К тому времени монастырь был полностью выселен, храмы пустовали. В них и решили разместить управление. Специалисты гидротехнических работ начали прибывать с семьями и селиться в кельях.

Для испытания модели будущего гидроузла выбрали Введенский собор и звонницу. От алтаря до западной стены соорудили огромную белую плиту. На месте иконостаса построили макет плотины. Пробили отверстие в полу для выхода отработанной воды. Рядом с колокольней установили два насоса. На колокольне соорудили большой металлический резервуар. Насосами сюда нагнетали воду, которая самотеком поступала в собор и выливалась, проходя плотину, на бетонную плиту. После этого сливалась в бетонную емкость под полом собора.

Вскоре проведенные исследования грунта дали отрицательные результаты, и строительство гидроэлектростанции перенесли в Рыбинск.

 

Новые жильцы

Но горожане продолжали селиться в монастыре. Они заняли не только кельи, но и все крепостные башни. В Никольском храме умудрились построить второй этаж. Новые жильцы прорубали окна, закладывали старые, делали новые двери, срубали карнизы.

В 1936–1937 годах в обители поселились новые хозяева – воспитанники и педагоги школы ФЗУ Наркомюста, впоследствии детской колонии НКВД. Тему продолжили в 60-е годы, построив рядом с монастырем исправительную колонию для малолетних преступников. С этой целью бывший хозяйственный двор с постройками и гостиницей, а также часть побережья Толги обнесли бетонной оградой и рядами колючей проволоки. Рядом возвели каменное двухэтажное здание для персонала. В качестве его фундамента использовали памятники с уничтоженного монастырского кладбища.

 

Силой немощи

И только в декабре 1987 года монастырь вернули верующим, учредив здесь первую в современной России женскую обитель. К моменту передачи большинство построек находилось в аварийном состоянии. Почти полностью утрачены настенные росписи, декоративная керамика, разрушены иконостасы.

Уже через восемь месяцев после начала восстановительных работ во вновь освященной Спасской церкви была отслужена первая Божественная литургия. А 26 мая 1988 года обретены и перенесены в Толгскую обитель честные мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), которые почивают здесь по сей день.

25 сентября 1988 года монахиня Варвара (Третьяк) была возведена в сан игуменьи монастыря. С первых же дней своего назначения она начала поднимать монастырь из руин. С Божией помощью удалось за довольно короткий срок подвести водопровод и канализацию, оборудовать отопление, устроить газовую котельную и гараж, организовать столярную и слесарную мастерские, отреставрировать и заново возвести хозяйственные постройки и келейные здания, устроить овощехранилище, организовать работу трапезной и даже оборудовать медицинский кабинет.

Паломникам, прибывающим ныне в Толгский монастырь, трудно поверить, что совсем недавно здесь были почти руины. Сегодня это одна из самых благоустроенных обителей в России, которая отмечает в этом году свое 700-летие.

 

Тропарь перед Толгской иконой Божией Матери

Днесь светло сияет на Толге образ Твой, Пречистая Дево Богородице, и, яко солнце незаходимое, всегда верным подадеся, Егоже видев на воздусе, невидимо Ангелы, яко никим, держима, преосвященный епископ града Ростова Трифон тече ко явленному светящемуся столпу огненну, и по водам, яко по суху, прейде, и моляшеся Ти верно о пастве и о людех. И мы, к Тебе притекающе, зовем: Пресвятая Дево Богородице, верно Тя славящих спасай, страну нашу, архиереев и вся Российския народы от всех бед избавляй по велицей Твоей милости.

 

 В блокнот паломнику

Как добраться: с Ярославского вокзала Москвы до Ярославля. Далее на маршрутке № 93Г до ост. «Поворот на Толгу», перейти дорогу и идти в сторону указателя «Толгский монастырь».

От Центрального автовокзала Москвы (м. «Щелковская») автобусами «Москва – Ярославль».

В монастыре имеется гостиница для паломников. Комнаты на 5–7–9–12 человек и несколько 1-2-3 местных. Санузел на этаже. Есть комната приема пищи с холодильником, СВЧ, чайником.

Пожертвование за проживание и питание по договоренности.

Предварительное бронирование мест по телефону: (4852) 38-00-55, заказ экскурсий: 8-910-815-12-81.

Галина Черемушкина

 

Поделиться в социальных сетях:

#Страны, #Россия, #Ярославль, #Свято-Введенский Толгский женский монастырь, #Святые, #Святитель Трифон, #Святыни, #Толгская икона Божией Матери

07 Aug 2018