Александровский треугольник

 

Так можно назвать паломнический маршрут, соединяющий три точки на карте Владимирской области: Успенский монастырь, Лукианову пустынь и Стефано-Махрищскую обитель. В этих местах когда-то вершилась история нашей страны и творили свой молитвенный подвиг многие угодники Божии.

 

Деревушка «для прохлады»

Первая остановка на нашем пути – Александрова слобода, излюбленное место русских царей. История этого поселения начинается в 1503 году, когда великий московский князь Василий III приобрел в ста километрах от Москвы небольшую деревушку, как написано в летописях, «для прохлады». Вскоре он направил сюда русских и итальянских мастеров, которые только что завершили строительство Большого Кремлевского дворца в Москве.

К 1513 году на новых княжеских землях уже был возведен дворец и освящен величественный Покровский собор. Княжеская резиденция получила название Новое село Александровское.

Василий III нередко приезжал сюда для увеселений, отдыхал по пути на богомолье. Когда он неожиданно скончался в возрасте 54 лет, Александрова слобода перешла к его вдове – Елене Глинской. Неудивительно, что эти места ее сын Иван Грозный считал для себя родными.

 

Столица опричнины

В декабре 1564 года царь Иван Васильевич вместе с женой Марией Темрюковной и сыновьями Иваном и Федором выехал из Москвы на богомолье по окрестным монастырям и храмам. Этот отъезд был весьма необычен. Царь увозил из Кремля наиболее почитаемые иконы, драгоценности, богатую церковную утварь. На размещение всего этого добра потребовались сотни саней.

А через месяц Иван Грозный направил из Александровой слободы послание в Москву, в котором заявлял, что отрекается от трона из-за боярской измены. Напуганная дума просила царя вернуться и вершить дела по собственному усмотрению. На это самодержец и рассчитывал. Он разделил государство на две части – опричнину, куда вошли лучшие города и земли, и земщину. Опричнина стала государственным уделом, а земщина осталась под управлением боярской думы.

Небольшая Александровская слобода превратилась в столицу опричнины. Здесь Иван Грозный почувствовал свою абсолютную власть над страной и людьми. Наступило время террора, жестоких расправ, безнаказанных грабежей и убийств. Отсюда опричное войско выступило в поход против Великого Новгорода и Твери, завершившийся разорением русских городов и убийством десятков тысяч людей. В самой слободе ежедневно пытали и казнили неугодных царю бояр.

Семнадцатилетняя история опричной столицы завершилась кровавой драмой. В приступе гнева царь смертельно ранил своего сына, наследника престола Ивана. После его смерти Иван Грозный покинул Александровскую слободу и больше уже никогда сюда не возвращался.

 

«Да будет место сие свято…»

В середине XVII века по величайшему повелению царя Алексея Михайловича на месте бывшего царского дворца был устроен женский Успенский монастырь. Патриарх Никон благословил начинание: «Да будет место сие свято, благословенно и препрославлено».

Первым духовником обители был преподобный Лукиан, игумен расположенной неподалеку Лукиановой пустыни. А после его кончины все заботы об Успенском монастыре взял на себя преподобный Корнилий. При нем обитель расширилась, число сестер достигло двухсот. Именно тогда были построены каменный келейный корпус, ограда с башнями, Святые врата с церковью Феодора Стратилата, больничный корпус с церковью Сретения Господня. В этом виде архитектурный ансамбль сохранился до наших дней.

Самый древний памятник Александровской слободы – Троицкий собор, который являлся точной копией главного храма Троице-Сергиевой Лавры. Предполагают, что первоначально фрески Троицкого собора были выполнены учениками Дионисия. До наших дней сохранились южные, богато украшенные врата, через которые царь проходил на богослужение. Исследователи считают, что их Иван Грозный вывез из Великого Новгорода. Когда-то эти врата украшали храм Святой Софии.

Главная святыня Троицкого храма – мощи преподобного Корнилия, которые покоятся справа от алтаря. В монастыре есть памятная келья святого, устроенная в надвратной церкви Феодора Стратилата. Здесь же находится небольшая экспозиция, посвященная памяти монахинь, пострадавших за веру при советской власти.

 

Древнейшая шатровая

Часть храмов на монастырской территории находится в ведении музея. В них открыты различные экспозиции, посвященные истории Александровской слободы. Наибольший интерес представляет Покровская церковь, которая в годы Ивана Грозного именовалась Троицкой. Считается, что это древнейший шатровый храм Руси, построенный даже раньше, чем знаменитая церковь Вознесения в Коломенском.

К сожалению, внутренние интерьеры храма не сохранились. Лишь по остаткам стеновых росписей мы можем судить об их былом великолепии. Но уцелели фрески на внутренних гранях шатра. Такая роспись – редкий случай в русской архитектуре. По преданию, эти фрески были созданы по рисункам Ивана Грозного.

Сретенский храм – самый маленький в Александровской слободе. В настоящее время храм отремонтирован, в нем совершаются богослужения.

 

«Стояща на воздусе»

Теперь наш путь лежит к северу от Александрова, в глухие владимирские леса, где в середине ХVII века преподобный Лукиан основал Богородице-Рождественский монастырь.

Вот что говорит об этом предание. В селе Игнатьеве, недалеко от Александровой слободы, был деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Однажды настоятель церкви отец Георгий обнаружил, что храмовая икона исчезла. А через несколько дней один из местных жителей нашел ее в ближайшем лесу. «И абие явися ему то дражайшее сокровище – святая Богоматере икона. Оле чудесе, стояща о себе, на воздусе…» Образ вернули в храм, но через некоторое время все повторилось. Тогда было решено перенести храм и икону из села Игнатьева на место ее чудесного явления.

Во время нашествия поляков церковь была разграблена и долго находилась в запустении. Краски на иконах потускнели, лишь чудотворный образ Рождества Пресвятой Богородицы да запрестольный образ Божией Матери Смоленской «Одигитрия» сохранились неповрежденными.

На месте этой старой церкви преподобный Лукиан и основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы, впоследствии названную Лукиановой пустынью.

 

Преподобный Лукиан

Из жития преподобного мы узнаем, что родился он около 1610 года близ города Углича. Родители его долго были бездетными и молились Богу, чтобы он послал им ребенка. Их молитва была услышана – Господь дал им сына, названного в крещении Илларионом. По обету вся семья оставила мир, когда мальчику исполнилось восемь лет. В глухом бору на границе Вологодской и Ярославской областей они поставили крест и срубили келью. Со временем здесь образовалась небольшая обитель.

После смерти отца Илларион обошел несколько монастырей в поисках духовного наставника, но так и не нашел его. В 1640 году он узнал о разоренном храме Рождества Богородицы близ Александровой слободы и устремился в пустынную церковь помолиться перед чудотворной иконой. Здесь и остался. В это же время сюда пришел из вологодского монастыря иеромонах Феодосий, которому во сне явилась Божия Матерь и велела идти в пределы Переславские «покрыть Ее церковь, уже многие годы запустевшую». Вместе они восстановили святыню, вскоре после этого Феодосий постриг Иллариона в монахи с именем Лукиан. Позже к ним присоединились еще несколько человек.

Но недолго продолжалась благочестивая жизнь в новой обители. По навету братию разогнали, а Лукиана отправили в Москву. В Чудовом монастыре он нес самые тяжелые послушания, удивляя всех насельников и игумена своей кротостью. Вскоре Лукиан был направлен в Архангельскую область настоятелем только что открывшегося монастыря. Однако и там ожидали его скорби. Братия воспротивилась строгим монастырским порядкам, установленным Лукианом, и он удалился в любимую им пустынь – в Александровские леса.

 

«О пяти главах»

Здесь он приступил к строительству обители. В 1649 году был возведен первый храм, о котором в писцовых книгах сказано так: «…церковь Рождества Пресвятой Богородицы… о пяти главах, главы чешуйчатые, кресты обиты белым железом, а в церкви Божье милосердие…»

Но земной путь игумена Лукиана приближался к концу: 21 сентября 1655 года, в престольный праздник своей обители, он отошел ко Господу. Продолжателем его духовных традиций стал преподобный Корнилий. В 1658 году он был «учинен строителем и духовником обеими обителями – своею и девическою в Александровой слободе».

…Лукианову пустынь опекал Петр I, который жаловал ее землями. В 1712 году здесь был освящен новый каменный храм, построенный на том месте, где стояла первая церковь. Пятиглавый собор с золотыми крестами поражал своим великолепием. В его оформлении участвовали царские изографы и золотых дел мастера Оружейной палаты Московского Кремля, а главным украшением стал пятиярусный резной вызолоченный иконостас.

В 1920 году безбожные власти закрыли монастырь. Церковные здания были перестроены под тюрьму, которую перевели сюда из Александрова. Спустя несколько лет прихожане Христорождественского собора Александрова обратились в дирекцию музея с просьбой передать им чудотворную икону Рождества Пресвятой Богородицы. Просьбу не удовлетворили. Где сейчас находится этот образ – неизвестно.

 

Духовный друг Сергия Радонежского

Третья остановка на нашем пути – Стефано-Махрищский монастырь, расположенный к югу от Александрова.

Эта обитель была основана преподобным Стефаном, монахом Киево-Печерского монастыря, который по просьбе Иоанна II прибыл в Москву для духовных бесед с князем. Из Москвы, в поиске уединенного места для молитв, преподобный направился на северо-восток. По дороге он впервые посещает Троице-Сергиев монастырь и встречается с Сергием Радонежским. С этого времени начинается их духовная дружба.

В урочище на слиянии рек Махры и Молокчи Стефан водружает крест, строит келью и некоторое время «един единому Христу работает в посте и молитве». Постепенно вокруг него собираются те, кто ищет духовного окормления опытного наставника. Стефан с братией строят храм и посвящают его Святой Троице. Так в 1358 году была основана Троицкая обитель.
 

Два игумена

Именно сюда направился Сергий Радонежский, когда покинул свой монастырь, уступив игуменство своему старшему брату. Стефан со всей своей братией вышел к святым вратам встречать Преподобного. Они земно кланяются друг другу, и никто не решается первым по своему смирению благословить другого. Наконец, братия умоляет Сергия как гостя их благословить. Несколько дней Преподобный проводит в обители, утешаясь духовной беседой со Стефаном. Затем уходит за реку Киржач, где основывает Благовещенский монастырь.

В судьбах двух игуменов есть немало общего. Стефану также пришлось покинуть свою обитель, когда против него выступили крестьяне соседней деревни Юрцово – они боялись, что монастырь овладеет их землями. Со своим ближайшим учеником Григорием преподобный ушел за Вологду и на берегах реки Сухоны основал Авнежскую обитель. Слава о новом монастыре доходит до Димитрия Донского. Он просит Стефана вернуться в Махру и вносит большие вклады в Махрищский и Авнежский монастыри.

Преподобный Стефан скончался 14 июля 1406 года в глубокой старости и был погребен в алтаре Троицкой церкви.

 

Непростая «биография»

ХVI век для Стефано-Махрищской обители – один из самых благоприятных. В это время ее игуменом становится святитель Варлаам, при нем начинается каменное строительство. Возводятся новый Троицкий храм и церковь в честь преподобного Стефана, на освящении которой присутствовал Иван Грозный с царицей Анастасией.

В Смутное время обитель была разорена, после чего ее приписывают к Троице-Сергиеву монастырю. Лавра присылает сюда монахов-строителей, и монастырь вновь встает из руин. А в конце ХVIII века митрополит Платон жертвует для его переустройства личные средства, на которые перестраивают Троицкий храм, над северными вратами возводят церковь Петра и Павла, а над восточными – храм во имя преподобного Сергия. По преданию, его построили на том месте, где произошла встреча Сергия Радонежского со Стефаном. В XIX веке монастырь продолжает благоустраиваться: к Троицкой церкви пристраивается трехъярусная колокольня, возводятся конный и скотные дворы, оранжерея.

В 1922 году советские власти монастырь закрыли. Во время войны были разобраны Стефановская и Троицкая церкви. Кирпич и щебень от них пошли на сооружение аэродрома, а на месте уничтоженных храмов устроили футбольное поле.

Немногое уцелело от обители к 1993 году, когда сюда пришли первые сестры. Через три года состоялась торжественная закладка первого камня в основание воссоздаваемого храма преподобного Стефана. Прошел еще год – и Патриарх Алексий II освятил новый храм.

Сейчас монастырь полностью восстановлен. У сестер есть небольшое хозяйство: коровник и пасека. Работают иконописная, швейная мастерские. Возрождаются и духовные традиции. На территории монастыря, как и много лет назад, живут попавшие в беду дети. У детского приюта очень символичное название – «Ковчег»…

 

В блокнот паломнику:

Доехать до Александрова можно на электричке с Ярославского вокзала – 2 часа пути. Из Александрова в Стефано-Махрищский монастырь можно доехать на автобусе от автовокзала до села Махра – 3–4 рейса в день по расписанию – около 40 минут.

На автомобиле из Москвы по Ярославскому шоссе до поворота на Александров. По Александрову следовать по указателям до музея «Александрова слобода».

В Стефано-Махрищский монастырь едем по указателям на Карабаново и далее до Махры к югу от города. В Лукианову пустынь едем по указателям на север от города до деревни Лукьянцево. Водителям особо обратить внимание – в Александрове, Карабанове и окрестностях ОЧЕНЬ плохие дороги.

Владимир Ештокин, фото автора

 
 
 
 
 
Поделиться в социальных сетях:

#Страны, #Россия, #Владимир, #Успенский монастырь, #Лукианова пустынь, #Стефано-Махрищская обитель, #цари, #Василий третий, #Иван Грозный

28 Nov 2018