Кому – карнавал, а кому – страшный суд

 

Масленица празднуется на Руси с древних языческих времен. Для наших предков это были веселые проводы зимы. Но с принятием христианства масленица стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.

Великий пост для православных — время покаяния, и готовиться к нему начинают заблаговременно. Масленая неделя тоже является подготовкой к посту, она еще называется мясопустной, поскольку во время нее уже не едят ничего мясного. Зато вдоволь едят все остальное — обильное и разнообразное застолье является непременным атрибутом праздника, главное угощение которого — конечно, блины. Потом долгих семь недель нельзя будет веселиться, плясать и смеяться, очищаясь от грехов воздержанием. Масленой неделе в Русской Православной Церкви предшествует воскресенье, называемое «О Страшном суде». На службе звучит напоминание о том, что рано или поздно каждому из нас предстоит дать ответ за свои земные дела и поступки. Нелишнее предупреждение накануне предстоящих развлечений, не правда ли?

 

А как у них?

Интересно, что есть у нашей Масленицы родственники за границей, и весьма именитые. Самые прославленные из них — венецианский и бразильский карнавалы.

В официальных документах Венецианской республики уже в XI веке карнавал упоминается как событие, предшествующее религиозному посту перед Пасхой. Ведь само слово «карнавал», по латыни carne vale, переводится как «прощай, мясо»!

В последующие века празднование карнавала достигло огромного размаха, он превратился в веселый и пестрый праздник, а многие строгие ограничения потеряли свою силу. В наши дни венецианский карнавал длится около двух недель.

На городских площадях проводят исторические концерты, устраивают фейерверки. В эти дни можно смешаться с праздничной толпой и полюбоваться на неповторимые костюмы и знаменитые венецианские маски. В театрах ставят спектакли на карнавальные темы. В старинных дворцах города дают балы-маскарады для элитной публики. С 2001 года горожане решили возобновить интересную старинную традицию: над центральной площадью Сан Марко натягивают канат, по которому идет акробат в костюме ангела и осыпает народ сверху лепестками роз, как бы посылая благословение Божие.

 

Шумит бразильский карнавал…

Карнавал в Бразилии — тоже родственник и нашей Масленицы, и венецианского карнавала. Он пришел в Латинскую Америку вместе с португальскими переселенцами, и теперь каждый год в феврале, перед началом Великого поста, вся Бразилия погружается в самый шумный, яркий и феерический праздник на планете. Начинается карнавал всегда в субботу и продолжается 4 дня и 4 ночи. Самое главное событие — это парад школ самбы на всемирно известном «самбадроме», где огромное число участников в фантастических костюмах устраивают потрясающее шоу, посмотреть на которое съезжаются тысячи туристов со всего мира. В ослепительном свете прожекторов, под грохот барабанов и дождь конфетти движутся многотысячные процессии в костюмах, называемых «фантазии». Вес некоторых карнавальных нарядов превышает десять килограммов. Увы, этот многотысячный праздник приносит не только радость, но и влечет за собой вереницу негативных последствий — неумеренное употребление алкоголя и даже наркотиков порождает хулиганские выходки, воровство, насилие. Разумеется, христианские церкви (и православная, и католическая) отнюдь не приветствуют такой безудержный разгул страстей и призывают своих прихожан держаться подальше от этих сомнительных развлечений.

 

И все-таки главное - готовиться к Пасхе

Итак, загадочные маски, плавно рассекающие гладь венецианских каналов, бразильские карнавальные шествия на улицах Рио и русский люд, с аппетитом поедающий блины, — все они изначально движутся к одной цели, о которой не следует забывать. И цель эта — подготовка к главному христианскому событию — Пасхе, Светлому Христову Воскресению. Вот и получается, что эти яркие культурные явления, состоящие из языческих обрядов, светских забав и христианских традиций, имеют не только общее происхождение, но и единую духовную сущность. И эту сущность до конца не спрячешь ни под изысканной венецианской маской, ни под ярким оперением бразильской танцовщицы. А долговечность и грандиозная популярность этих народных праздников лишний раз свидетельствуют о христианских корнях современной мировой культуры.

Даже история самого известного города Бразилии Рио-де-Жанейро началась с карнавала. Первые колонисты, начав праздновать открытие райского уголка, так и не смогли остановиться.

Интересно, что в Европе карнавал никогда не был таким масштабным событием, каким он стал в Новом Свете. Это и не мудрено! В то время как католическая церковь, увлекшись инквизицией, ведет охоту на ведьм, а на площадях Европы пылают костры, далеко за океаном перед скованными страхом европейцами предстает земной рай — бесконечные пространства, покрытые диковинными лесами, невиданные цветы, плоды, райские птицы, миролюбивые и улыбчивые люди... Своим изумленным первооткрывателям Бразилия, несомненно, показалась садом Эдема.

В 1567 году португальские войска, отвоевав у французов маленькую деревушку Рио-де-Жанейро на берегу залива Гуанабара, испытали настоящий триумф, а празднования по поводу победы вылились в стихийное карнавальное шествие. После этого события в Рио была заложена первая улица, и город начал строиться и расти.

Вторым в истории Бразилии карнавалом можно считать коронацию Жоао VI, короля Португалии, вынужденного бежать из Лиссабона от наполеоновских войск в Рио-де-Жанейро в 1816 году.

 

Кого призываете?

Отец Павел, бывший настоятелем храма Святой мученицы Зинаиды в Рио-де-Жанейро в течение нескольких лет, в своих «Записках православного священника» пишет о том, что сегодня в Бразилии множество магазинов, где можно свободно приобрести все необходимое для совершения магических обрядов макумбы (языческой африканской религии). Ее отличает «общение» с различными духами и жертвоприношения. По его мнению, в некоторых карнавальных костюмах можно легко узнать элементы макумбической атрибутики. Некоторые участники карнавала, называющие себя христианами, не задумываются над тем, что они надевают в эти дни на себя и кому, сами не желая того, они поклоняются и приносят жертву.

 

«Летающие» торты

Карнавал прибыл в Бразилию в середине XVII века. Привезенный португальцами праздник состоял из весьма грубых шуток. На улицах происходили целые баталии, оружием в которых служили сырые яйца, «бомбы» из воска, наполненные различными пахучими жидкостями. Целыми корзинами высыпали кукурузу и фасоль. На цилиндры и котелки неосторожных прохожих падали мешочки с песком, апельсины, мандарины и даже пирожки и торты.

Празднество всегда сопровождалось песнями и плясками. Позже бразильцы переняли у просвещенной Европы маскарадные элементы, шумные процессии стали сопровождать отряды барабанщиков. Но национальный колорит местным карнавалам придали танцоры самбы.

Иван Семенов, Ольга Афанасьева,

фото Денис Маханько

Поделиться в социальных сетях:

#Страны, #Россия, #Бразилия, #Праздники, #Масленица, #Традиции

27 Aug 2013