«Троица»

 

 

"Троица" А. Реблев

«Троица». Андрей Рублев

 

 

Кадр из фильма «Андрей Рублев». Реж. А. Тарковский

Кадр из фильма «Андрей Рублев». Реж. А. Тарковский

 

 

 

Икона «Троица Ветхозаветная». Псков, XV век

Икона «Троица Ветхозаветная». 

Псков, XV век

 

Из века в век ведут свою неспешную, безмолвную и таинственную беседу три задумчивых и грустных Ангела.

 

В похвалу Сергию Радонежскому

Игумен Никон, ставший после преподобного Сергия настоятелем Троице-Сергиевого монастыря, в предчувствии скорой кончины весьма сокрушался – только что отстроенный белокаменный красавец Троицкий собор до сих пор стоял не украшенный росписью и без икон. Желая довести дело до конца при жизни, Никон позвал известных живописцев Андрея Рублева и Даниила Черного (которые были к тому же «совершенны и в добродетели») и поставил перед мастерами непростую задачу – расписать собор фресками и написать все иконы для многоярусного иконостаса. А более всего мечтал Никон создать главную храмовую икону в похвалу Сергию Радонежскому.

Время тогда было непростое – монголо-татарское иго, политические распри местных властителей. Сам преподобный Сергий и его преемники поддерживали объединительную политику московских князей. Даже Троицкий храм в создаваемой обители Преподобный поставил для того, «дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира».

Куликовская битва вселила надежду в русских людей, однако не прошло после нее и полувека, как московская Русь опять оказалась на пороге кровавой феодальной междоусобицы. И никогда страна так не нуждалась в объединении, как в это время. Андрей Рублев всем сердцем чувствовал и переживал это. Создавая свою знаменитую «Троицу», он пытался показать пример истинного единения, мира, любви и согласия. Именно к этому призывал Андрей Рублев своих современников.

 

В центре – жертвенная Чаша

Сюжет иконы основан на библейском рассказе о явлении Аврааму Бога в виде трех Ангелов. «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь» (Быт. 18, 1-5).

Интересно, что в живописной интерпретации Андрея Рублева библейский рассказ утратил многие детали, которые традиционно включались в композицию иконы ранними художниками. У Рублева все лаконично: нет Авраама и Сарры, отсутствует сцена заклания тельца, атрибуты трапезы сведены к минимуму. Сами Ангелы не вкушают, а беседуют, и характер их беседы возвышенный, о чем свидетельствуют плавные и сдержанные жесты.

Ангелы, сидящие вокруг престола с Чашей, образуют собой как бы замкнутый круг – символ вечности, света и любви. Чаша на столе – символ Евхаристической жертвы. Евхаристия объединяет людей в Церкви и соединяет с Христом и Богом. Иконописное решение прп. Андрея Рублева удачно демонстрирует нераздельность Отца и Сына и Святого Духа. Кроме того, согласие воли Лиц Троицы передано в жестах благословения Ангелами жертвенной Чаши. Фигуру Чаши образуют также контуры крайних Ангелов (первого и третьего), тогда как средний Ангел (второй) оказывается внутри самой Чаши. Средний Ангел и символизирует Жертву за все человечество.

Согласно описанию иконы иноком Григорием (Кругом), ипостаси Святой Троицы следуют в том порядке, в каком они исповедуются в Символе Веры. «Первый Ангел [слева] является первой Ипостасью – Бога Отца, второй, средний, – Сына, и правый – ипостасью Духа Святого».

 

Над головой

Ангел, изображенный в левой части иконы, облачен в синее нижнее одеяние, образ божественной, небесной природы, а светло-лиловое верхнее свидетельствует о Его божественной непостижимости и царственном достоинстве. Над Его головой возвышается дом, жилище Авраама. Дом является образом домостроительства Божественной благодати, и то, что изображение здания помещено над головой первого Ангела, указывает на Него как на начальника этого домостроительства. Глава Его почти не наклонена, стан также прямой, взгляд обращен к двум другим Ангелам. И  черты, и выражение лика, и положение рук, и то, как Он восседает, все говорит о Его Отеческом достоинстве. Даже верхнее одеяние иначе облачает Его: оно покрывает оба плеча. Два других Ангела склонены главами и обращены взором к первому в глубоком внимании.

 

Под сенью дуба и горы

Над головой второго Ангела простирает свои ветви дуб. Облачение этого Ангела соответствует тому, в каком обычно изображается Спаситель. Нижнее имеет темно-багровый цвет, знаменующий собой воплощение, синий хитон говорит о Божественном достоинстве. Осеняющее Ангела древо напоминает о древе жизни, бывшем в раю, а также о Крестном древе.

Верхнее облачение третьего Ангела дымчато-зеленого цвета, выражающего животворение всего сущего: «Святым Духом всякая душа живится и чистотою возвышается». Это возвышение чистотою символизирует осеняющая третьего Ангела гора.

В Библии «гора» – образ «восхищения духа», здесь происходят самые значительные события: Моисей получает скрижали Завета на горе Синай, Преображение Господне совершается на горе Фавор, Вознесение – на Елеонской горе.

Чем дольше всматриваешься в икону Андрея Рублева, тем сильнее ощущаешь душевное спокойствие, умиротворение и чувство гармонии с миром. Краски словно излучают свет.

 

Постскриптум

До революции «Троица» оставалась в Троицком соборе Лавры, но потом распоряжением Советского правительства была передана в Центральные государственные реставрационные мастерские для реставрации. Икона не раз промывалась, прописывалась, покрывалась олифой, которая скоро темнела, что сказывалось на сохранности первоначальной живописи. Только в 1919 году «Троица» была окончательно освобождена от поздних наслоений. После реставрации в 1920 году она была выставлена для всеобщего обозрения среди других икон. Ныне она находится в Третьяковской галерее. В иконостасе Троицкого собора установлена копия, выполненная художником-реставратором Н.А. Барановым.

 

Галина Дигтяренко

Поделиться в социальных сетях:

#Троица, #Праздники, #Святыни

30 May 2017