Сирия. Последний шанс

 

Ресафа – город-призрак, затерянный в сирийской пустыне неподалеку от библейского Евфрата. Здесь принял мученическую кончину христианин Сергий. В честь него получил свое монашеское имя Преподобный Сергий Радонежский.

 

В мятежной Сирии мы оказались полтора года назад, когда половина республики уже была под ударом. На улицах Дамаска людям раздавали оружие, а на всех площадях были установлены огневые точки. Несмотря на опасность, мы понимали, что это, возможно, последний шанс побывать в Маалюле, где люди говорят на языке Христа, посетить  монастырь святого Симеона Столпника, увидеть красоты Дамаска и Алеппо, съездить в пустынные города Пальмиру и Ресафу. О последней и пойдет сегодня речь.

 

Пески времени

До заката оставалось несколько часов. На заезженной порядком «Сафе» таксист вез нас к руинам древнего Сергиополиса, а точнее Ресафе. Столица провинции Аль-Ракка осталась позади, в окнах то и дело мелькали маленькие деревушки, больше похожие на оптовые рынки. Внезапно зеленые луга долины Евфрата закончились, и начались пески пустыни. Через двадцать минут машина подъехала к внушительной крепости посреди бескрайней равнины.

История этого места уходит в далекие времена. Первое укрепление появилось здесь еще при ассирийцах в 9 веке до н. э., а во времена Римской империи был построен небольшой форт, контролирующий торговые пути. Благодаря выгодному положению крепость вскоре превратилась в густонаселенный и отнюдь не бедный город. В Библии он упоминается как Рецеф (4 Цар. 19, 12, Ис. 37, 12). Именно здесь был казнен римский военачальник-христианин Сергий.

 

Святые мученики

Предание гласит, что Сергий и его брат Вакх с юных лет служили в армии и довольно быстро достигли высокого офицерского звания, которое позволило им занять важное место при дворе римского цезаря Галерия Максимиана. Все изменилось, когда правителю донесли, что братья исповедуют новую религию – христианство и отказываются делать жертвоприношения языческим богам. Решив проучить фаворитов, правитель разжаловал их в солдаты, приказал одеть в женское платье и в таком жалком виде провести по улицам города. Однако это не сломило веры братьев. Тогда оба были отправлены в Сирию, где предстали перед трибуналом.

Вакх был забит до смерти плетьми и похоронен в Барбалисосе на берегу Евфрата, а Сергия в кандалах отправили в Ресафу, где зарубили мечом. Случилось это примерно в 305 году по Р.Х. После кончины братьев стали почитать в христианском мире как святых мучеников, а Ресафа стал местом паломничества к мощам святого Сергия, многие болящие получали здесь исцеление.

В Ресафе был построен храм в честь святого Сергия, на месте которого в начале VI века возвели новый величественный собор. Тогда же город переименовали в Анастасиополис – в честь византийского императора Анастасия, который заново отстроил крепость. Однако вскоре он же издал указ о новом названии города в честь святого – Сергиополис.

 

Века забвения

В VII веке город занимают сначала арабы, а затем грабят персы. В VIII веке, после завоевания Сирии мусульманами, Сергиополис становится любимым местом омейядского халифа Хишама. Рядом с городским собором он возводит мечеть и дворец.

Город просуществовал до 1259 года, когда будущий султан Сирии и Египта Бейбарс I приказал всем жителям переселиться в Хаму, опасаясь влияния воинственной секты ассасинов на население. Постепенно здания и стены начали ветшать, дороги засыпаться песком, да и поток паломников после поражения крестоносцев иссяк. Последними Сергиополис покинули солдаты.

Вновь о древнем городе европейцы услышали от караванщиков спустя пять веков. Тогда же начались первые раскопки, которые продолжались до недавнего времени. Однако о масштабных работах говорить не приходится – большая часть зданий по-прежнему скрыта под многометровыми наслоениями глины и песка – расчищено только несколько участков, включая главную улицу и площадь у городского собора.

 

Машина времени

Наше такси остановилось у самых красивых северных ворот города, защищенных двумя бастионами. Здесь сохранились арки с коринфскими колоннами и резным орнаментом. За ними – Виа Ректа, главная улица города. Когда-то она была широкой, но затем ее застроили торговыми лавками. Слева – первое более-менее сохранившееся здание базилики-мартириона, возведенного в честь мучеников за веру Сергия и Вакха. По-видимому, это было довольно высокое сооружение с алтарем, приделами, ризницами. Когда-то в храме хранился драгоценный крест – подарок Феодоры, жены императора Юстиниана. Впоследствии эта святыня была захвачена персами при разграблении святилища. Дальнейшая ее судьба неизвестна.

 

Вода в пустыне

Двигаясь через наслоения песка и глины, мы дошли до странных сооружений. Оказалось, это цистерны для воды. Такие сохранились во многих ближневосточных городах. Но эти цистерны – одни из самых впечатляющих, что мне приходилось видеть, не считая, конечно, константинопольских. Резервуары имеют 58 метров в длину, 21 метр в ширину и более 10 метров в высоту. Для ученых до сих пор остается загадкой, откуда в пустыне люди брали воду. Может быть, она попадала сюда по каналам из Евфрата? Есть свидетельства, что в 1972 году, во время строительства водохранилища Асад, советские инженеры обнаружили несколько внушительных тоннелей, ведущих в сторону Ресафы. А это, между прочим, порядка 40 километров. Времени на их исследование не было, и отверстия просто залили бетоном.

 

Центр сирийского паломничества

Теперь можно отправиться к главному зданию города – собору святого мученика Сергия, который сохранился лучше всего. Когда-то храм было видно за многие километры, теперь же это величественные руины, расчищенные от строительного мусора. Войдя внутрь, забываешь, что этому сооружению более 1500 лет и что за последнее тысячелетие его особо не ремонтировали. Возникает ощущение, что отсюда ушли лет сто назад, не больше.

Первоначально собор строился с большими арками, тонкими стенами, изящными колоннами. Но время внесло свои коррективы, и еще при султане многие проходы заложили камнем, а с внешней стороны добавили подпорки. Собор имел три этажа, разделенные перекрытиями, – об этом говорят отверстия для досок в стенах и остатки древесины. Небольшие колонны были взяты из первоначального храма, о чем  свидетельствуют надписи на капителях. С северной стороны, в приделе, находилась могила святого Сергия.

Покинув собор, мы оказались во внутреннем дворе. Здесь мусульмане, не посмев трогать храм, возвели мечеть, от которой сегодня почти ничего не осталось.

Это практически все, что археологи обнаружили в древнем Сергиополисе. После посещения собора я решил прогуляться по массивным стенам, которые все еще способны отражать атаки неприятеля. Можно подняться на верхний ярус и заглянуть в многочисленные коридоры и помещения. Прямоугольная по форме крепость имела ворота с четырех сторон и 50 оборонительных башен, в некоторые из них можно забраться и сейчас. Стены города сложены из розового мраморовидного известняка, который переливается на солнце. Откуда привозили этот камень – до сих пор неизвестно.

 

Тропарь святым мученикам Сергию и Вакху

Удобрение Христовых страстотерпец и очи Христовы Церкве, очи просветите душ наших, Сергие многострадальне и Вакше преславне: молитеся ко Господу, яко да убежим тьмы греховныя и Света явимся общницы невечерняго молитвами вашими, святии.

 

Федор Дядичев

Поделиться в социальных сетях:

#Страны, #Сирия, #Италия, #Ресафа, #Венеция, #Собор святого Сергия, #Святые, #Мученик Сергий, #Церкви святого Апостола Петра

19 Sep 2013