Розга лозы жизненная

Память священномученика Климента, папы Римского

 

25 ноября (8 декабря по н.ст.), в Отдание праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы, православные чтут память одного из отцов Церкви, мужа апостольского, четвертого епископа Рима и, вместе с тем, одного из святых покровителей России, святого Климента, папы Римского.

Священномученик Климент. Икона сер. XIV в.

Сын знатных римлян, Климент оставил родной дом и отправился в те земли, где несли Благую Весть народам апостолы Христовы. В Александрии он всем сердцем уверовал во Христа, услышав проповедь святого апостола Варнавы. Добравшись до Палестины, Климент принял крещение от самого первоверховного апостола Петра, стал его неотлучным спутником и, впоследствии, преемником на Римской кафедре (после свв. Лина и Анаклета). Необычайно эффективная миссионерская деятельность св. Климента, крестившего тысячи римлян, спровоцировала реакцию языческих властей, и по приказу императора Траяна епископ был отправлен на каторгу в самую отдаленную часть Империи – Инкерманские каменоломни рядом с вольным городом Херсонесом Таврическим (ныне территория города Севастополь, Россия).

Однако в Крыму святой Климент с еще большей ревностью продолжил проповедь Христовой Веры, сопровождая ее многочисленными чудесами, чем подвигнул к принятию крещения сотни людей. Это вызвало гнев правителей, и в 101 году мученика утопили в Черном море.

Место страданий святого Климента сразу стало объектом паломничества. Причем весьма необычного – ежегодно в день мученической кончины святителя море отступало, и в течение недели христиане могли беспрепятственно поклониться его святым мощам, нетленно почивающим в подводной пещере.

Свт. Климент, папа Римский, с житием. Икона сер. XVI века. Фрагмент.

В IX веке по молитвам свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия, посетивших Крым на пути в Хазарскую миссию, мощи св. Климента всплыли на поверхность. Солунские братья торжественно перенесли их в Херсонес, в церковь святых Апостолов. Часть мощей Кирилл и Мефодий забрали в Рим, а святая глава мученика впоследствии принесена в Киев святым равноапостольным князем Владимиром и положена в Десятинной церкви, где был устроен придел во имя святого. Почитание папы Климента было настолько велико, что Мерзебургский епископ Титмар в своей Хронике начала XI века называет Десятинную церковь не иначе как церковью «мученика Христова Климента»[1].

Авторитет святителя был столь силен, что его мощи даже использовали при неканоническом поставлении на митрополию Климента Смолятича без согласия Константинопольского патриарха в 1147 г. Как сказал тогда епископ Черниговский Онуфрий, «а глава у нас есть святого Климента, якоже ставят греки рукою святого Ивана» (имелось в виду использование византийцами десницы св. Иоанна Предтечи в чине поставления на царство императоров). Интересно, что отказавшийся участвовать в этом беззаконии свт. Нифонт Новгородский заложил первый русский храм во имя св. Климента в Ладоге в 1153 г.[2]

Отдельного упоминания заслуживает храм свт. Климента в Москве. Первое упоминание этой замоскворецкой церкви в письменных источниках приходится на 1612 год, но очевидно к этому времени она уже давно существовала. Уже на первой карте Москвы — т.н. «Годунове чертеже» рубежа XVI-XVII вв., обозначен деревянный храм на месте нынешнего Климентовского переулка.

Существование храма в честь св. Климента именно на Ордынке вполне закономерно. Это дорога, ведущая на юг, в том числе в Крым, а папа Климент – один из самых почитаемых святых среди крымских христиан, как славян, так и греков. В Замоскворечье селили т.н. ордынцев – русских пленных, выкупленных у татар. Здесь останавливались гости-сурожане, купцы из Крыма. Все они могли принести с собой почитание святителя, жившего и пострадавшего в пределах Херсонеса Таврического. Кроме того, рядом находятся Толмачевские переулки, наследники слободы толмачей — придворных устных переводчиков, среди которых могли быть и итальянцы из генуэзских колоний в Крыму: Кафы (Феодосии), Солдайи (Судака), Черкио (Керчи) и проч. А Сан Клементо один из самых чтимых святых среди итальянских католиков.

Как бы то ни было, но в сентябре 1612 года во время Московской битвы, когда гетман Ходкевич пытался прорваться к обложенному польскому гарнизону в Кремле, на Ордынке стоял Климентьевский острог. Оборона этой крепостцы, освященной именем святого папы римского, стала одним из главных событий тех дней. 24 августа (3 сентября по н.ст.) полякам удалось выбить русских из укрепления, но когда те с ужасом увидели вражеский флаг на церкви св. Климента, вдохновившись проповедью троицкого келаря Авраамия (Палицына), героически отбили острог и вытеснили Ходкевича за Серпуховские ворота к Донскому монастырю, и далее к Воробьевым горам. Не получив помощи, поляки в Кремле были обречены. Через два месяца они капитулируют. Смутное время в России по молитвам св. Климента подойдет к концу[3].

Келарь Авраамий (Палицын) в стане казаков Д. Т. Трубецкого

Создание существующего поныне великолепного барочного храма св. Климента связано с восшествием на престол императрицы Елизаветы Петровны. Дщерь Петрова взошла на трон вследствие дворцового переворота, случившегося в день памяти свт. Климента, 25 ноября (8 декабря по н.ст.) 1741 года. Успех путча стал возможен благодаря поддержке гвардейцев Преображенского полка. Елизавета приехала в казармы преображенцев и спросила их: «Знаете ли чья я дочь? Готовы ли вы служить мне, как служили моему отцу?» В тот же день она стала государыней. Засилье немцев в правительстве подошло к концу: в Сибирь были сосланы Миних и Остерман, а Брауншвейгское семейство уехало в Архангельск[4].

Итак, два праздника сошлись воедино в судьбе Елизаветы Петровны: Преображение Господне и память свт. Климента. Набожная императрица, подражая своим благочестивым предшественникам на Российском престоле, поспешила воздать благодарение Богу и его святым, и отдала распоряжение построить в Санкт-Петербурге, в расположении Преображенского полка, новую церковь Преображения Господня с приделом св. Климента Римского[5].

"Присяга Преображенского полка Императрице Елизавете Петровне 1741 г." Худ. Филипп Москвитин.

Перестройка московского Климентовского храма была также инициирована в годы правления царицы Елизаветы. Согласно преданию канцлер Алексей Петрович Бестужев-Рюмин решил польстить государыне, вознесшей его на вершину власти, и выделил 70 тысяч рублей на сооружение новой церкви с тем же посвящением престолов: главный – Преображенский, придельный – святого Климента. Имя автора проекта теряется в веках. Называют Трезини-младшего, хотя по форме храм ближе к работам Растрелли: как в Санкт-Петербурге, так и в Киеве[6].

Храм священномученика Климента, папы Римского в Москве

Климентовский храм закрыли в 1934 г., после чего он оказался под угрозой уничтожения. Ходит легенда, что за храм вступились Петр Барановский и Игорь Грабарь, обратившись к Клименту Ворошилову, крещенному в честь святого папы Римского. Вскоре церковь отдали под книгохранилище обменно-резервного фонда библиотеки имени В.И. Ленина. Видимо Наркомвоенмор и член ВКП(б) с 1903 года все-таки вспомнил, что он когда-то был православным человеком и отдал соответствующее распоряжение. Более того, ходит предание, что в это время как раз издали первое полное собрание сочинений Ленина, и всесильный член Политбюро ЦК Ворошилов приказал разместить его в Климентовском храме, где быстро соорудили семиярусные стеллажи и заставили их книгами, в том числе и произведениями вождя мирового пролетариата. Когда пришли разбирать храм, библиотекари сказали, что сейчас позвонят в НКВД и сообщат о диверсии. Рабочие ретировались. Храм был спасен.

Однако книгохранилище оставалось в церкви еще более 70 лет. Только в 2008 году здание, хоть и потрепанное, но сохранившее свой исторический облик, а также в некоторой степени интерьер, было передано православной общине, книги, среди которых была и библиотека Оптиной пустыни, вывезены.

20 марта 2005 года была отслужена первая за много лет Божественная Литургия. По завершении реставрации, 27 сентября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин Великого освящения храма.

Великое освящение храма свщмч. Климента 27 сентября 2014 г.

Приглашаем вас посетить этот уникальный памятник, украшение Замоскворечья, помолиться перед старинными образами, приложиться к святыням.

Адрес Храм священномученика Климента папы Римского: г. Москва, ул. Пятницкая, 26, стр.1.

 

Игорь Рыжов, магистр истории,
ст. специалист паломнической службы
Паломнического Центра Московского Патриархата.

 

Иллюстрации:

https://www.icon-art.info/

https://zagorsk.ru/

https://deeprussia.ru/

http://центрвик.рф/

http://www.patriarchia.ru/

 

[1] Струков Д.М. Жития святых таврических (крымских) чудотворцев. Москва, 1878. С. 14-15.

[2] КЛИМЕНТ / Православная энциклопедия. Т. 35, С. 413-462.

[3] Соловьев С.М. Об истории Древней России. Москва, 1993. С. 319.

[4] Валишевский К.Ф. Елизавета Петровна: Дочь Петра Великого. Москва-Берлин, 2016. С. 55.

[5] Антонов В.В. Святыни Санкт-Петербурга: историко-церковная энциклопедия в трех томах. СПб, 1994. Т.1. С. 117.

[6] Дудина Т.А., Мерзлютина Н.А. Храм Климента папы Римского в Замоскворечье. Москва, 2018. С. 120.

Поделиться в социальных сетях:

#Святые, #Россия, #Москва, #Паломничество, #Православие, #Священномученики, #Крым, #Святой, #Окончание Смутного Времени, #Рим, #Мощи, #Климент Папа Римский, #Климентьевская Церковь, #Храм Климента, #Святой Климент, #Церковь святого Климента, #Храм святого Климента Папы Римского, #Херсонес, #Преображение Господне, #Преображенский Храм, #Преображенская церковь, #Храм Преображения Господня, #Смутное Время, #Авраамий Палицын, #История

07 Dec 2023