Святой Киприан на Кипре

Архив статей

Святой Киприан на Кипре

Живописная деревня Менико лежит в стороне от туристических маршрутов, поэтому едут сюда не «по пути», а специально, порой, издалека, чтобы помолиться у мощей удивительных святых – священномученика Киприана и мученицы Иустины.

 

Живописная деревня Менико лежит в стороне от туристических маршрутов, поэтому едут сюда не «по пути», а специально, порой, издалека, чтобы помолиться у мощей удивительных святых – священномученика Киприана и мученицы Иустины. Паломники просят у них защиты от недобрых людей и бесовских козней.

В нашей стране не очень широко распространено почитание святого Киприана – бывшего чародея и «друга бесов». А на Кипре этого угодника Божия очень любят. Но как же так вышло, что знаменитый волхователь, много лет служивший силам зла, был причислен к лику святых?

Житие святого говорит нам о том, что у Господа все возможно. Даже на краю пропасти (а иногда и за ее гранью) можно изменить свою жизнь – выйти из глубокой тьмы к свету, обратившись ко Христу.

…Будущий святой жил в середине III века в Антиохии (территория северной части Сирии и юго-западной части Турции). Ещё в семилетнем возрасте  Киприан по желанию родителей стал постигать науку волхования, а в десять лет его послали на гору Олимп «учиться на жреца». В пятнадцать юноша «слушал лекции» семи великих жрецов и служил богине Гере в Аргосе, в двадцать  – отправился в Египет, чтобы поучиться у прославленных волшебников в Мемфисе. Меняя учителей и магов, Киприан набирался опыта колдовства и стремился превзойти всех известных тогда волхователей.

К тридцати годам в науке чародейства Киприану не было равных. Он постиг различные бесовские превращения, научился изменять свойства воздуха, вызывать сильные ветры, повелевать морской стихией, производить гром и молнию, насылать болезни на людей и «поднимать из могил» мертвецов. У великого колдуна появились свои ученики, которых он стал обучать  секретам чародейства.

Служа бесам, Киприан причинил зло огромному числу людей: одних погубил отравами и чародейством, других склонил к  безнравственным поступкам. Отправляя языческие ритуалы, жрец принес в жертву «богам» множество девиц и юношей.

Чародей  добился огромной славы и почитания всего языческого мира. По свидетельству самого Киприана, он был тогда великим другом князя тьмы, которого умилостивил своими жертвами. Князь обещал Киприану ещё большую славу по окончании земной жизни и отдал жрецу в услужение  целое полчище бесов.

Но однажды Промысл Божий свел Киприана с христианкой Иустиной, в которую был влюблен юноша Аглаид - сын богатых и знатных родителей. Аглаид не смог, как ни старался, добиться расположения красивой девушки и обратился за помощью к великому магу Киприану. Тот пообещал, что вскоре сама Иустина будет искать любви юноши и послал в дом к девушке беса блуда.

Иустина в то время стояла на молитве и, почувствовав бесовское наваждение, обратилась к Богу с горячей просьбой оградить ее от сил зла. Чары рассеялись, и посрамленный бес вернулся к Киприану, признавшись в своем бессилии.

Киприан послал более сильного беса, но и тот вернулся ни с чем. Третий бес явился к Иустине под видом благочестивой женщины и стал склонять ее к «честному супружеству». Однако Ииустина, твердо решившая посвятить свою жизнь Христу, не поддалась на уговоры и прогнала беса силой крестного знамени.

Тогда Киприан сам решил пойти к девице, приняв сначала облик женщины, а затем птицы. Но волшебные чары каждый раз исчезали, как только волшебник приближался к дверям праведницы. И Киприан стал мстить за свой позор. Он наслал беды не только на дом Иисутины, но и на весь город. Стал гибнуть скот, а люди покрывались язвами. Киприан наслал болезнь и на саму Иустину. Но девушка стойко переносила все испытания, прославляя Господа.

В городе начались волнения. Горожане стали требовать, чтобы Иустина «не печалила Киприана» и выходила замуж за Аглаида. Девушка и в этот раз осталась верна своему выбору. Она пообещала горожанам, что волшебство Киприана скоро потеряет силу, и люди исцелятся. Так и случилось по молитвам святой Иустины.

Убедившись, что силу крестного знамения победить невозможно, Киприан восстал на дьявола. «Если ты боишься даже тени креста и трепещешь Имени Христова, то что ты будешь делать, когда Сам Христос придет на тебя? Отступи от меня, проклятый…» Но дьявол в ярости набросился на Киприана, нанося ему один удар страшнее другого. Едва живой, волхователь совершил крестное знамение и призвал Господа: «Боже Иустины, помоги мне!» И в тот же миг дьявол отскочил от него, а затем, рыча, удалился.

Придя в себя, Киприан пошел к христианскому епископу Анфиму, умоляя  совершить над ним Святое Крещение. Но тот не поверил в искренность Киприана,  и только когда маг всенародно отрекся от дьявола и сжег свои чародейские книги, стал готовить Киприана к Таинству Крещения.

Крестившись, бывший чародей в корне изменил свою жизнь. День и ночь он оплакивал свои злодеяния, призывая язычников отречься от ложных богов и последовать его примеру.

Уже на восьмой день после крещения епископ поставил Киприана в чтецы, затем в иподиакона, чуть позже – в диакона. А через год состоялось рукоположение Киприана в иерея. Прошло ещё немного времени, и известный всей Антиохии человек стал христианским епископом.

В этом сане Киприан вел строгую благочестивую жизнь и обратил множество язычников ко Христу. Постепенно идолослужение в Антиохии стало сходить на нет. Об этом узнал правитель Евтолмий и приказал привести к нему «возмутителей порядка» – Иустину и Киприана – для беседы.

Выслушав правдивую исповедь епископа, Евтолмий пришел в негодование. Он велел подвергнуть Киприана самым изощренным мукам, но тот терпеливо переносил все мучения, восхваляя Христа. В гневе мучитель приказал бросить Киприана и Иустину в кипящий котел, однако святые  остались невредимы.

Тогда Евтолмий отправил узников в Никодимию к правителю Клавдию, который «осудил святых на усечение мечом». Тела мучеников лежали шесть дней непогребенными, а затем их тайно вывезли в Рим, где они пробыли до ХIII века. Когда на Вечный город напали арабы, христиане, спасая мощи от поругания, перенесли их на Кипр.

...Сначала святыни хранились в скромной деревянной церкви Менико, но после того, как кипрский правитель Петрос I получил у мощей исцеление, он приказал на месте деревянной часовне построить каменный храм, а святые останки поместить в серебряную раку.

Храм святого Киприана был возведен в середине ХIV века и за шестьсот с лишним лет изменился не слишком сильно. В ХIХ столетии в церкви установили позолоченный резной иконостас, который украшают древние иконы: Христос Милующий, Богоматерь Одигитрия, а также чудотворный образ святого Киприана. В 1913 году к храму была пристроена колокольня. И уже в наши дни в церкви появилась красочная стенная роспись, сделанная по восстановленным древним рисункам.

Практически ежедневно в храме дежурит батюшка, который по просьбе паломников читает над ними молитву и просит у святых Киприана и Иустинии помощи для решения их проблем. Это важно и правильно. Но еще важнее – ваша личная молитва у мощей святых, ваш сокровенный разговор с Угодниками Божиими, которым дан великий дар защищать человека от колдовских чар и дьявольских искушений.

О святии священномучениче Киприане и мученице Иустина! Внемлите смиренному молению нашему. Аще бо временное житие ваше мученически за Христа скончали есте, но духом от нас не отступаете есте, присно по заповедем Господним шествовати нас научающе и крест свой терпеливо нести нам пособствующе. Се, дерзновение ко Христу Богу и Пречистей Его Матери стяжали есте. Темже и ныне будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных (имена). Будите нам заступницы крепции, да заступлением вашим сохраняеми невредимы от бесов, волхвов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Ещё в разделе

Дом иконы Божией Матери «Махерас»

Эта обитель находится в живописных горах Троодос и входит в тройку самых больших и значимых монастырей Кипра.

Румынский дневник

Возможно ли за десять дней посетить все самые значимые святыни в Москве и Санкт-Петербурге, а также в окрестностях двух российских столиц? Паломнической группе из Румынии это удалось.

С Веневской колокольни

Здесь гостю покажут самую высокую звонницу, самые старые каменные палаты и самый древний монастырь на Тульской земле.

Островок святорусской истории среди развивающегося мегаполиса

Игумения Маргарита (Феоктистова), настоятельница Новодевичьего ставропигиального женского монастыря, побеседовала с «Православным паломником» о прошлом, настоящем и будущем прославленной обители в преддверии ее 500-летнего юбилея.

Всякая суета лишает возможности почувствовать душой святое место

Монахиня Кассиана (Купаленко) о преподобном Паисии Святогорце, служении ближнему, призвании к монашеству и паломничестве.

“Дело было под Полтавой…”

К 315-летию решающей победы в Великой Северной войне