Среди кварталов городских

Архив статей

Среди кварталов городских

Имена равноапостольного князя Владимира и двух его сыновей увековечены в названии московского храма Бориса и Глеба в Зюзине. Замысел прост и глубок: подвиг первых русских страстотерпцев взращен их отцом – первокрестителем Руси.

 

Имена равноапостольного князя Владимира и двух его сыновей увековечены в названии московского храма Бориса и Глеба в Зюзине. Замысел прост и глубок: подвиг первых русских страстотерпцев взращен их отцом – первокрестителем Руси.

 

Внутреннее убранство Внутреннее убранство

 

Под властью боярыни Морозовой

Первое упоминание о селе Зюзино зафиксировано в писцовой книге 1627 года: «…сельцо Скрябино, Скорятино, Зюзино тож, на ручью, а под ним пруд». Столько разных названий связано с его владельцами – боярами Скрябиными, дворянами Скоритиными и опричниками Зюзиными. Первый же деревянный храм в честь благоверных князей Бориса и Глеба построили здесь при Глебе и Феодосии Морозовых. Той самой боярыне Морозовой, что изображена на знаменитой картине Василия Сурикова. В гостях у опальной помещицы после смерти супруга в Зюзине не раз бывал лидер раскольников протопоп Аввакум. После конфискации имущества имение отошло сначала к князю Василию Федоровичу Одоевскому, а затем к боярам Прозоровским. В 1688 году Борис Иванович Прозоровский начинает возведение новой каменной церкви и приглашает известного русского зодчего Якова Бухвостова. Церковь построена в стиле нарышкинского (московского) барокко. Колокольня размещена под самым куполом храма – «иже под колоколы». В нижней части устроен зимний храм во имя св. равноапостольного князя Владимира, в верхней – летний, во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Замысел прост и глубок: подвиг Бориса и Глеба взращен их отцом, князем Владимиром.

 

Иконостас нижнего храма Иконостас нижнего храма

 

Ванна в алтаре

При следующих владельцах, Бекетовых, имение превратилось в образцовую усадьбу с оранжереями, садами, каменным барским домом и двумя флигелями. Здесь даже велась регулярная перепись населения, что было нехарактерно для того времени. Но уже в середине XIX века хозяйство пришло в упадок – многие здания разобрали, чтобы построить дачи, по соседству был открыт кирпичный завод.

 

Семейная фотография. 1-й ряд: крайний справа протоиерей Леонтий Гримальский, 4-й справа священник Александр Харьюзов. 2-й ряд: крайний справа священник Николай Харьюзов Семейная фотография. 1-й ряд: крайний справа протоиерей Леонтий Гримальский, 4-й справа священник Александр Харьюзов. 2-й ряд: крайний справа священник Николай Харьюзов.

 

После революции поместье было национализировано. В 1937 году был арестован, а затем расстрелян настоятель храма отец Александр Харьюзов. На его место пришел сын, иерей Николай, которого вскоре тоже арестовали и осудили на 10 лет лагерей. Отцу Николаю удалось пережить репрессии, он скончался в 1963 году, будучи клириком Владимирской епархии. В 1937-м был расстрелян еще один человек, служивший в храме Бориса и Глеба в 1902–1909 годах псаломщиком. Это священномученик иерей Алексий Сперанский.

 

Икона Николая Мирликийского Икона Святителя Николая Мирликийского
Роспись верхнего храма Роспись верхнего храма

 

После расправы со священниками в 1938 году храм закрыли. Святые врата, колонны и некоторые иконы реставратор Петр Барановский вывез в музей Коломенское, а остатки 200-летнего иконостаса местные жители, сломав замок, разобрали на дрова. Впоследствии в храме разместили овощное хранилище, а позже открыли филиал завода драгметаллов с гальванической ванной в алтаре нижнего храма. Затем здание превратили в архив Министерства инструментальной и станкостроительной промышленности СССР, перегородив купол храма двумя этажами перекрытий с маршевыми лестницами. О том, что храм является памятником архитектуры, власти «узнали» лишь в 1950-е годы, после чего была проведена первая его реставрация.

Помимо здания храма до нас дошел один из флигелей да небольшая хозяйственная пристройка. Остальные же здания уничтожены после присоединения села Зюзино к Москве.

 

Иконостас верхнего храма Иконостас верхнего храма

 

Верующим – только разрушенное

В 1988 году местные власти решили сдать храм в аренду Центру восточной медицины. Заместитель председателя райисполкома В.Л. Воробьев тогда писал в докладной записке: «Если бы храм был совсем разрушен, то его можно было бы отдать верующим, а так он нам еще послужит». Но на следующий год православной общине Севастопольского района удалось добиться своего – Борисоглебский храм стал одним из первых в Москве, где возобновилась духовная жизнь. С 1989 года его настоятелем является потомственный священник, иеромонах Владимир (Новиков), сын почившего уже протоиерея Анатолия Новикова, настоятеля храма свв. апостолов Петра и Павла в Лефортове. Отцу Владимиру предстояло выполнить титанический труд по восстановлению святыни. Росписи были полностью уничтожены, крыши проржавели, стены «поползли» и частично разрушились, объем верхнего храма был разделен перекрытиями, а в нижнем на полу лежал асфальт.

 

15 мая 1999 года Патриарх Алексий II совершил Литургию в отреставрированном храме 15 мая 1999 года Патриарх Алексий II совершил Литургию в отреставрированном храме

 

Уже 28 июля 1989 года, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, в нижнем храме была совершена Божественная литургия. А 31 марта 1990 года состоялось освящение обновленного храма. С этого момента Литургия стала совершаться каждый день. Через полтора года появились колокола, один из которых подарил известный писатель Владимир Солоухин.

Настало время восстановления внутреннего убранства, реставраторы сделали слепки частей иконостаса, хранившихся в Коломенском, а недостающие части воссоздали по фотографиям. Древние иконы передали из храма Петра и Павла в Лефортове, из церкви Покрова Пресвятой Богородицы пожертвовали большой Голгофский крест, Воскресенский приход в Сокольниках поделился церковной утварью.

Наконец, 15 мая 1999 года, в день памяти небесных покровителей храма, святых благоверных князей Бориса и Глеба, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил в отреставрированной церкви праздничную Литургию. В том же году за труды по восстановлению храма настоятель был награжден специальной грамотой мэра Москвы.

 

Поэма о храме

Спустя еще пять лет на территории храма восстановили один из разрушенных флигелей усадьбы Прозоровских, в котором разместилась воскресная школа. Более 150 детей и взрослых изучают здесь Закон Божий, основы христианской нравственности, жития святых и другие предметы. В 2007 году при храме были открыты творческие мастерские по обучению живописи, керамике, иконописи, игре на фортепиано. Школа стала центром приходской жизни. На протяжении нескольких лет в ее стенах работает постоянно действующая фотовыставка «Поэма о Храме» прихожанина Юрия Костюкова, отставного геологоразведчика.

 

«Приход в зависимости от разных обстоятельств может количественно расти или даже временно уменьшаться, однако нечто фундаментальное должно оставаться совершенно неизменным. Это прежде всего верность историческому выбору святого князя Владимира – Православию, которое является краеугольным камнем нашей духовной жизни и нравственного здоровья. Если эти традиции будут усвоены и приумножены созидательным трудом всех, кто себя осознает прихожанами храма, то Всещедрый Господь благословит Своих верных чад, а это будет означать, что история прихода продолжится до скончания века». Настоятель храма иеромонах Владимир (Новиков) «Приход в зависимости от разных обстоятельств может количественно расти или даже временно уменьшаться, однако нечто фундаментальное должно оставаться совершенно неизменным. Это прежде всего верность историческому выбору святого князя Владимира – Православию, которое является краеугольным камнем нашей духовной жизни и нравственного здоровья.
Если эти традиции будут усвоены и приумножены созидательным трудом всех, кто себя осознает прихожанами храма, то Всещедрый Господь благословит Своих верных чад, а это будет означать, что история прихода продолжится до скончания века». Настоятель храма иеромонах Владимир (Новиков)

 

Сегодня в храме находятся особо почитаемая Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, а также икона святого великомученика и целителя Пантелеимона и несколько икон, уцелевших после закрытия храма и спрятанных местными жителями, – Святителя Николая Чудотворца с частицей мощей, святого великомученика Димитрия Солунского и преподобной Евфросинии, благоверной княгини Московской.

 

В блокнот паломнику:

Адрес храма: 117209, Москва, ул. Перекопская, д. 7.

Телефон: +7 (499) 1228410

E-mail: borisigleb2010@yandex.ru

Сайт: http://www.hramborisaigleba.orthodoxy.ru

Проезд: м. «Каховская» или «Севастопольская», троллейбусы №№ 60, 72, автобус № 826 до остановки «Кинотеатр “Одесса”».

 

Федор Дядичев, фото автора

Поделиться ссылкой в:


    Ещё в разделе

    То, что я даю другим

    То, что я даю другим

    Практически все прихожане храма преподобного Андрея Рублева в Раменках участвуют в делах милосердия, считая это нормой жизни.

    С Веневской колокольни

    С Веневской колокольни

    Здесь гостю покажут самую высокую звонницу, самые старые каменные палаты и самый древний монастырь на Тульской земле.

    Тбилиси. Говорите по-русски!

    Тбилиси. Говорите по-русски!

    Столица Грузии близка Москве не только географически, но и по духу. Русские и грузины – два православных народа всегда были и остаются «братскими». 

    Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

    Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

    Во имя отца и сына и Святого Духа. Христос Воскресе! Братья и сестры, мы с вами празднуем праздников праздник Православной Церкви - Пасху Христову. Праздник продлится целых 40 дней - до Вознесения Господня. И теперь можно оглянуться назад и осмыслить...

    Христос на Кресте

    Христос на Кресте

    Идет Великий пост, когда мы вспоминаем крестные страдания Господа нашего Иисуса Христа. Но до конца ли мы понимаем, зачем Господь взошел на Крест и принял эти страдания?

    Прекрасен труд поста

    Прекрасен труд поста

    Вступая в сорокодневный пост, некоторые со страхом ждут длительной борьбы с соблазнами, настраивают себя на тяжелый и безрадостный период в жизни. Но покаянное настроение не имеет ничего общего с унынием.