...стоит храм, построенный попечением русского патриарха. В год 150-летия святителя Тихона Церковь вспоминает плоды его архипастырских трудов.
К новой пастве
В последний день ноября 1898 года огромный океанский пароход привез из России в далекую Америку нового епископа Алеутского и Аляскинского Тихона (Белавина), будущего Патриарха Московского и всея Руси. Ему предстояло отправиться на самый север американского континента – в суровую Аляску. Когда-то эта земля была российской территорией, здесь селились православные русские люди, которые принесли местным жителям свет веры Христовой. Православие осталось на этой северной земле даже после того, как император Александр II уступил Аляску Америке. Не только выходцы из России, но и коренное население – эскимосы и алеуты – молились в небольших православных храмах, выстроенных и в городах, и в далеких селениях.
Пешком по тундре
Едва наступила весна, владыка Тихон отправился в поездку по епархии, чтобы навестить жителей маленьких поселков. Нередко новому архиерею приходилось добираться до своих подопечных на лодках, которые он вместе со своими спутниками перетаскивал через мели и бурные пороги. Иной раз они подолгу пешком пробирались по тундре в какой-нибудь дальний приход.
Так путешествовал святитель, безропотно перенося любые тяготы, а иногда даже рискуя жизнью. За несколько месяцев этого миссионерского путешествия из Сан-Франциско на север владыка преодолел расстояние в 11000 километров.
Алеуты и эскимосы повсюду радостно встречали его – стреляли в воздух из ружей, плыли на лодках ему навстречу. Епископ Тихон торжественно и проникновенно служил в скромных храмах, посещал сшитые из оленьих шкур жилища, общался с их обитателями просто и сердечно. Память о том, как к ним приезжал русский епископ, на многие годы осталась в сердцах жителей Аляски.
На американских просторах
Пастырская поездка на Аляску была только началом трудов епископа Тихона по обустройству Североамериканской епархии, учрежденной в 1870 году по почину митрополита Московского Иннокентия, просветителя Америки и Сибири.
Исторически и географически обширнейшая епархия делилась на две части: Алеутские острова и Аляску, где паства состояла в основном из коренного населения, и собственно Североамериканский континент, здесь большинство православных были выходцами из Старого Света. По предложению епископа Тихона в 1900 году епархия получает новое название – Североамериканская и Аляскинская. Были учреждены два особых викариатства: Аляскинское и Бруклинское. Владыка Тихон становится епископом Алеутским и Североамериканским.
Число православных приходов в Америке при святителе Тихоне увеличилось с пятнадцати до семидесяти пяти. Благодаря усилиям владыки в состав епархии вошли 32 общины униатов – это несколько тысяч эмигрантов из Карпатской Руси, пожелавших перейти в Православие.
Один пастырь и одно стадо
Неустанной заботой епископа Тихона было объединение не только разных народностей, но и разных православных Церквей. Владыка предложил объединить их в Экзархат Российской Церкви в Северной Америке, чтобы общие для всей Американской Церкви дела решались соборно, под председательством русского архиепископа.
В марте 1907 года попечением архиепископа Тихона в Майфилде был созван первый Православный Собор Североамериканской Церкви, объединивший представителей православного духовенства и мирян, приехавших в Америку из России, Галиции, Венгрии, Буковины и других стран. На заседаниях Собора обсуждались главные вопросы развития Православия в Америке, но решать их предстояло уже другому архиерею – владыка Тихон вскоре был переведен на Ярославскую и Ростовскую кафедру.
Паства архиепископа Тихона в Америке возросла до четырехсот тысяч: русские и сербы, греки и сирийцы, обращенные из униатства словаки и русины, коренные жители – креолы, индейцы, алеуты и эскимосы. Их всех объединяли одни и те же ценности и духовные идеалы. По всей миссии царил дух мира и согласия. Был один архипастырь и одно стадо.
Семинария, школы, монастырь
Немало усилий потратил святитель Тихон, добиваясь открытия православных учебных заведений в Америке. Первыми из них стали православная семинария в Миннеаполисе и подготовительное духовное училище в Кливленде. Владыка справедливо считал, что для успешной миссионерской деятельности важно воспитывать священников из местного населения, которые глубже и лучше знают свой народ.
По благословению святителя Тихона и при его деятельном участии были переведены на английский язык и изданы «Богослужения Святой Православной Церкви». Владыка считал, что перевод богослужебных книг на английский язык откроет новые перспективы для Православия в Америке. Сам он нередко совершал службу на трех языках – греческом, церковнославянском и английском.
Перед самым отъездом из Америки владыка Тихон основал первый на Американском континенте православный Свято-Тихоновский монастырь в Пенсильвании. Им же при обители была устроена школа-приют для детей, потерявших родителей. И впоследствии владыка не забывал своим попечением основанную им обитель. В 1910 году, будучи уже архиепископом Ярославским, он пожертвовал монастырю из своих сбережений 10 тысяч рублей.
Во имя Николая Чудотворца
Во время архиерейского служения святителя Тихона в Америке его радением были воздвигнуты десятки новых храмов и среди них – величественный собор во имя Святителя и Чудотворца Николая в центре Нью-Йорка на Манхэттене.Из-за растущего потока православных переселенцев давно назревала необходимость в новом храме для Никольского прихода, который уже больше двадцати лет ютился в арендованных помещениях. В 1894 году начался сбор средств на постройку храма, но только через пять лет набралась достаточная сумма и по благословению владыки Тихона был приобретен участок земли под строительство.
По ходатайству епархиального духовенства и мирян император Николай II издал указ о всероссийском сборе пожертвований на возведение храма в Нью-Йорке. Первый взнос в размере 5 тысяч золотых рублей сделал сам император. Его примеру последовали многие простые верующие: нередко прихожане российских храмов после звучавших с амвонов обращений жертвовали снятые с себя серьги, кольца, ожерелья, браслеты.
Первый камень в основание собора был заложен 22 мая 1901 года – в день перенесения мощей Святителя Николая. Через полтора года лучшая американская строительная фирма того времени «Джон Доуни и сын» возвела по проекту архитектора Бергессена здание Николаевского собора. 23 ноября 1902 года в новом храме состоялось первое богослужение, на котором присутствовали около двух тысяч верующих, и не менее тысячи стояли на улице. В своей проповеди, обращаясь ко всем собравшимся, епископ Тихон сказал: «В сем великом городе возведена церковь, достойная русской нации и отвечающая величию православной веры».
В 1905 году возведенный в сан архиепископа владыка Тихон перенес свою резиденцию и управление епархии из Сан-Франциско в Нью-Йорк. Николаевский собор отныне становится кафедральным, приняв на себя миссию духовного центра русского Православия в Северной Америке.
Символ величия и красоты России
Пятикупольный Николаевский собор построен в стиле свободной вариации московского барокко. Протопресвитер Александр Хотовицкий – его первый настоятель, позднее ключарь Храма Христа Спасителя и один из первых мучеников большевистской революции – так описывал внутренний вид собора: «Войдя в тяжелые дубовые двери и пройдя через притвор, мы оказываемся в церкви. Первое впечатление от интерьера – удивительная воздушность и легкость... Алтарь – полукруглый, с двумя ризницами и двумя амвонами... Днем церковь хорошо освещается мягким разноцветным светом от витражей окон, находящихся в центральном куполе и боковых стенах здания».
Позолоченный одноярусный иконостас изготовлен из полированного дуба Санкт-Петербургским мастером Гордоном, а иконы для него написаны художником А. Славцевым. Роспись храма была выполнена итальянским художником Сантино и московским художником Соколовым.
Не меньше впечатляет и внешний вид собора. Величественное здание из красного кирпича украшено белой лепниной – кокошниками и резными полуколонками. Пилястры в углах западного фасада завершаются небольшими дополнительными главками. На фронтоне помещены три арочных окна с витражами. Гранитные ступени ведут ко входу, декорированному барельефом с изображением херувимов.
В 1973 году Николаевский собор был признан памятником архитектуры Нью-Йорка, в память об этом к стене храма была прикреплена бронзовая мемориальная доска.
Поистине, собор Святителя Николая – украшение и одна из достопримечательностей города Нью-Йорка, свидетельство величия и красоты России в глазах американского народа.
Полезная информация:
Собор Святителя Николая
15 East97th Street,
NewYork, NY 10029 (Между 5-й авеню и Мэдисон авеню на Манхэттене)
Телефон: +1(877) 431-7348
Факс:+ 1(212) 427-5003
Елена Павлик
Рисунки Анастасии Башковой