Более ста лет назад перешел в жизнь вечную преподобный Гавриил (Зырянов), удивительный старец, чей земной путь был подвигом любви, кротости и смирения.
Будущий схиархимандрит Гавриил родился 14 марта 1844 года в деревне Фроловой Пермской губернии в крестьянской семье Феодора и Евдокии Зыряновых, людей искренне благочестивых и боголюбивых. Маленький Ганя был слаб здоровьем, поэтому семья часто и много молилась о любимом сыне. Жизнь их постепенно сделалась почти монашеской, и дети с малых лет впитали целомудрие и горячую любовь к Богу. Неудивительно, что две сестры Гавриила стали впоследствии монахинями, а он сам удостоился благодатных даров Божиих и венца святости.
Об избранничестве его на иноческий путь говорит один случай из его раннего детства. Первая в жизни пасхальная утреня произвела на маленького Ганю (а было ему в то время 3–4 года) такое впечатление, что он без конца спрашивал у матери, скоро ли опять будут стоять со свечками и кричать «Воистину воскресе!» Услышав ответ: «Через год», он решил сам устроить себе Пасху. Прижавшись к окну, мальчик стал рисовать в своем воображении пасхальную утреню. И вдруг открылось перед ним видение света лучшее, чем в приходском храме, и раздался голос: «Ты – Мой! Божий!»
Гавриил неоднократно получал в детстве по своим молитвам чудесную помощь, и всякий раз благоговел перед оказанной милостью Божией, старался жить свято и угождать Господу. Скоро в нем созрело желание оставить мирскую жизнь.
Святые наставники
Свое первое монастырское послушание Гавриил проходил в Оптиной Пустыни. Его поставили в хлебную – самое трудное и беспокойное место, требующее не только физической силы, но и терпения. Многие не выдерживали. Но Гавриил всегда оставался ровным и радостным. Привыкший еще в отчем доме открывать чувства родителям, юноша все свои помыслы поверял духовнику.
У знаменитых Оптинских старцев – отца Амвросия, отца Исаакия и других – учился Гавриил святой жизни. Именно они были мудрыми строителями его духовного возрастания. Он избирает для себя путь благодатной любви, к которой его влекли и все прошлые воспоминания: о благочестивой жизни родителей, о чудесном урожае пшеницы, о видениях и о Голосе Божием: «Ты – Мой!»
Здесь, в Оптиной, проходя послушания, во многих искушениях и болезнях, Гавриил всеми силами стремится к стяжанию добродетелей и к спасительному монашеству. Не раз просит он о пострижении, но, так и не дождавшись его, уходит в Москву.
В Москве
В Высоко-Петровском монастыре, куда приняли Гавриила, обещая вскоре постричь в мантию, проявились его незаурядные способности как эконома. При нем в монастырском хозяйстве всегда были запасы всего необходимого, обитель ни в чем не испытывала нужды, и в то же время не было ни долгов, ни убытков. Однако успех нового послушника стал вызывать у некоторых зависть. Более же всего завидовали тому, насколько кротко он вел себя…
В день памяти святителя Тихона Задонского Гавриил был пострижен в монашество с именем Тихон. Искушения не заставили себя ждать, и он с усиленной молитвой обращался к Господу и Матери Божией. И однажды во сне увидел, как дивной красоты Монахиня вытаскивает его из пропасти со словами: «Я твоя Заступница». И в том же сне Оптинский старец Амвросий сказал ему: «Это Матерь Божия тебя спасет, беги из Москвы!»
Скоро отца Тихона рукоположили в иеродьякона. И с новой силой вспыхнула в монастыре зависть к нему – за благолепие богослужения. Опять пришлось уходить в другую обитель от клеветы и от наветов.
В Богоявленском монастыре, что на Никольской улице, главным послушанием для отца Тихона стало служение в церкви. Молодого иеродьякона часто приглашали и в приходские московские храмы. Современники отмечали чудный голос и красоту движений, благоговение и величественную простоту.
Но похвалы тяготили его, козни и интриги приводили в смятение. Он вспоминал наставление отца Амвросия, данное ему во сне, и искал возможности уехать из Москвы. Отпросившись в отпуск на родину, в Пермь, отец Тихон заезжает по пути в Раифский монастырь, а затем переводится в Седмиезерную Богородицкую пустынь, где ему предстоит провести целых 25 лет.
Пятилетняя болезнь
Монастырь в окрестностях Казани, у озера, образовавшегося в результате слияния семи озер, стал тем местом, где душа подвижника наконец-то смогла освободиться от суеты и приблизиться к Богу. Охваченный пламенным желанием стяжать святую, чистую Евангельскую любовь и избавиться от любых греховных мыслей и чувств, он вымолил себе… болезнь.
Отца Тихона, к тому времени уже иеромонаха, часто посылали в крестные ходы с чудотворным Смоленско-Седмиезерным образом Божией Матери. Во время одного из переездов он надорвался, вытягивая монастырский возок из оврага. Кое-как доехал до ночлега – остановился у зажиточного мужика. Тот предложил на ужин маринованных груздей. И первый-то гриб поразил отца Тихона странным вкусом, а после второго и третьего кожа с языка у него сползла, как чулок: грибы были замаринованы в неразведенной уксусной эссенции. И хотя через некоторое время он оправился немного от желудочных ожогов, поразила его пятилетняя болезнь, о которой он потом вспоминал с величайшим умилением.
Страдания во спасение
Будучи еле живым и умирая по несколько раз в день от сердечной слабости, отец Тихон пролежал на каждом боку по полтора года, не вставая и не поворачиваясь, и на спине еще два года. И видя, что Господь дает ему силу переносить страдания, он радостно принимал болезнь как дар Божий, радуясь тому, что уже невозможно больше грешить, что отстранился от всякой суеты и мирского пристрастия.
«Здесь-то мне, убогому, и открылась в необъятной полноте любовь Божия к миру в искуплении человеческого рода. Эта любовь заговорила как бы во мне, внутри всего моего существа, с такой силой ко Господу, что я не чувствовал и своих страданий», – писал батюшка в одном из писем. В это время он принял схиму с прежним своим именем – в честь Архангела Гавриила.
Полностью вверив себя Божией воле и готовясь к переходу в вечность, отец Гавриил удостоился видения, после которого решено было отслужить панихиду по первоначальнику Седмиезерной пустыни схимонаху Евфимию. На эту панихиду батюшку несли на руках. И после нее он, к своему удивлению, начал поправляться. Объяснение этому пришло в другом видении: святитель Тихон Задонский призывал его молиться об умерших.
Вскоре на деньги жертвователей в обители был построен храм во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского, где совершали ежедневные заупокойные Литургии и читали неусыпаемую Псалтирь. В этом храме старец сподобился еще одного видения: тайны Христовой Жертвы за человеческие грехи. Здесь же, в подклете, отец Гавриил приготовил и место для своего погребения.
Учитель и старец
В пятилетней болезни отец Гавриил обрел не только желанное боголюбие и Евангельскую любовь. У него открылся дар прозорливости и духовного наставничества. К нему стали стекаться ученики и почитатели. Наиболее частыми посетителями были студенты Казанской Духовной Академии, преимущественно монахи. Благодатный старец воспитал немало будущих священномучеников и исповедников. Среди духовных чад старца была и великая княгиня Елизавета Федоровна.
В 1902 году отца Гавриила возводят в сан архимандрита. По настоянию Казанского архиепископа Арсения он становится наместником Седмиезерной пустыни. Немало трудов батюшка положил для процветания обители. В нем удивительным образом сочеталось умение хозяйствовать и глубина духовного наставничества. И все же нашлись недовольные, начались доносы архиепископам, и оклеветанный, отстраненный от должности он подал в отставку.
В молитвенных трудах
Последние годы жизни схиархимандрита Гавриила прошли в Спасо-Елеазаровой пустыни под Псковом, куда его пригласил игумен Иувеналий (Масловский), один из его учеников. Здесь старец с особым усердием стал творить Иисусову молитву – прочитывал ежедневно по 12 тысяч молитв.
В выстроенном на деньги одной благотворительницы домике он продолжал и свое духовное руководство. Народная молва быстро разнесла весть о новом старце-схимнике, и люди устремились к нему. Его советы, беседы, наставления были исполнены благодатной мудрости и прозорливости. Он умолял всех жить в мире, хранить чистоту и целомудрие, строго следовать всем заповедям Евангельским. Часто богомольцы обращались к батюшке и с телесными болезнями, но больше всего он помогал людям, близким к отчаянию.
Кроткий и смиренный старец поражал всех любвеобильным отношением к ближнему. Внешность же его – тучность и веселость – многих обманывала. «Вы, верно, думали увидеть схимника всегда плачущего и худого, а вот видите, какой я толстый и всегда веселый», – говорил отец Гавриил. Эта простота поведения была отличительной особенностью преподобного во всей его жизни.
Видя, как тяжело батюшке вычитывать самому все службы, его духовные дети и почитатели решили пристроить к дому небольшую церковь, в которой он мог бы сам служить или присутствовать на службе. Участие в этом приняла и великая княгиня Елизавета Федоровна – она пожертвовала деньги, иконы, подсвечники, одеяние на престол и жертвенник, облачение для самого батюшки.
Храм был освящен в 1910 году во имя Архангела Гавриила и прочих Сил бесплотных. Во время торжества, на котором присутствовали многие его духовные чада во главе с великой княгиней, отца Гавриила переполняла радость от ощущения Божественной любви.
Последнее наставление
Через два года, предчувствуя близкую кончину, батюшка захотел построить для себя усыпальницу. Первый взнос сделала великая княгиня. С Божией помощью усыпальница и часовенка над ней были выстроены. Однако старцу суждено было иное место погребения.
Прошло совсем немного времени, и напуганные тревожной военной обстановкой и нездоровьем батюшки духовные дети уговорили его уехать в Казань, где через месяц, 24 сентября 1915 года, старец скончался. Последние его слова были: «Спастися подобает многими скорбями».
Местом погребения была выбрана Седмиезерная пустынь. Торжественное отпевание в храме Духовной Академии переросло в почти непрерывную заупокойную службу, пока процессия двигалась до Седмиезерного монастыря. О почившем схиархимандрите молились те, кому он передавал драгоценное наследство своего духовного опыта. Не случайно многие из его духовных чад стали впоследствии архипастырями Русской Церкви.
Память о дивном любвеобильном подвижнике сохранялась в Казанском крае даже несмотря на гонения богоборческой власти. В 1997 году схиархимандрит Гавриил был причислен к лику святых.
Полезная информация:
Поклониться мощам преподобного Гавриила (Зырянова) можно:
• в Седмиезерной Богородицкой пустыни
Адрес: Республика Татарстан, Высокогорский район, пос. Семиозерка; тел. (843) 266-84-00
• в храме Иоанна Кронштадтского при Казанской Духовной Семинарии
Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Челюскина, д. 31а
• в Спасо-Елеазаровском монастыре
Адрес: Псковская область, дер. Елизарово; тел.8 (811-2) 679-558
Мария Нефедова