Есть на окраине Москвы святыня, напрямую связанная с подвигом русского народа в 1612 году. Это храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове, бывшей вотчине князя Дмитрия Пожарского.
Медведи тут ни при чем
На пути паломников из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру в XVI веке стояло село Медведево, названное в честь его первого владельца – князя Василия Феодоровича Медведя Пожарского. Прозвища, добавлявшиеся к родовому имени, были характерны для рода Пожарских. Князь Василий умер бездетным, и село перешло к его ближайшему родственнику Феодору Ивановичу Немому Пожарскому – деду Дмитрия Михайловича Пожарского. Впоследствии оно стало называться Медведково.
Будущий освободитель Москвы князь Дмитрий Пожарский родился 1 ноября 1578 года. Рано остался без отца и благодаря связям матери Марии Феодоровны Беклемишевой, боярыни знатного рода, в 15 лет попал на придворную службу.
Военная карьера его началась в 1608 году, когда он был послан для защиты Коломны от «тушинского вора» Лжедмитрия II. В следующем году Дмитрий разбил шайку разбойников атамана Салькова на реке Пехорке под Москвой. В 1611-м при попытке первого народного ополчения освободить Москву от поляков, которые после свержения Василия Шуйского оказались в Кремле, князь был тяжело ранен и отправился на лечение в родовое имение Юрино Нижегородского уезда.
Назначить воеводой
Осенью этого же года в Нижний Новгород прибыла грамота Патриарха Ермогена, заточенного в Чудовом монастыре. Святейший призывал народ не отдавать родную землю и веру на поругание иноземцам. Для обсуждения грамоты был созван городской совет, где в числе участников был земский староста Кузьма Минин, сын простых благочестивых родителей. На совете решили собирать новое ополчение, а воеводой назначить Дмитрия Пожарского, известного воинскими победами и добродетелями.
«Не нужно особенно зорких глаз, чтобы рассмотреть, чем именно всегда были исполнены побуждения Пожарского. Не за личные цели он стоял и не целям какой-либо партии он служил; он стоял за общее земское дело и служил ему чисто, прямо и честно», – писал историк И.Е. Забелин.
Послали в село Юрино делегацию во главе с наместником Вознесенского Печерского монастыря архимандритом Феодосием, и князь Дмитрий покорился воле Божией, согласившись возглавить ополчение.
Последняя стоянка
В августе 1612-го ополченцы разбили лагерь у села Медведкова, вотчины князя Дмитрия (по преданию, именно там, где сейчас находится храм). Это была последняя стоянка перед вступлением в Москву. Князь Дмитрий тогда долго молился перед Казанской иконой Божией Матери, обещая Царице Небесной в случае победы построить храм. Помолившись, вошли в Москву и спустя несколько дней нанесли первое поражение полякам. В день празднования Казанской иконы, 4 ноября по новому стилю, был взят Китай-город. Ополченцы, среди которых были люди разных сословий, возрастов, вероисповеданий, вошли в Кремль, неся перед собой образ Пречистой, и польский гарнизон сдался.
Стоит отметить, что в тот день был освобожден и шестнадцатилетний Михаил Романов с матерью Ксенией Ивановной, уже в следующем году вступивший на царский престол.
После победы Дмитрий Пожарский сделал Медведково основной подмосковной резиденцией. Не забыл он и о своем обете – на высоком берегу Яузы, у места впадения в нее реки Чермянки, вознесла к небу свой шатер Покровская церковь. Для нее князь повелел отлить особый колокол в память освобождения столицы. После преждевременной смерти сына Феодора в 1634–1635 годах князь велел построить на месте деревянного храма каменный.
Одновременно с медведковским храмом строил Пожарский другую святыню в честь освобождения Москвы – обетный собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади.
Живоподобие образов
Но вернемся в Медведково. Изначально каменная шатровая церковь была сооружена с открытыми галереями-гульбищами и, возможно, звонницей на галерее в том месте, где сейчас внутренняя лестница. В начале XVIII века гульбища были превращены в крытые переходы и построена колокольня, которую мы видим сегодня. На ее западном фасаде, у первоначального входа, сохранился древний резной камень с двуглавым орлом – знак постоянного пребывания в этой церкви членов царствующей фамилии, которые, вероятно, останавливались здесь по пути в Троице-Сергиеву Лавру.
Богослужения в этом храме не прекращались со времен победы над польско-литовскими захватчиками
Необычны иконы храма. Со второй половины XVII века в России под влиянием западноевропейского искусства появляются иконы так называемого фряжского письма («фрязями» в то время обычно называли итальянцев). Они отличались «живоподобием» – достоверностью в передаче материального мира. Именно в этом стиле в 1686–1687 годах под руководством знаменитого золотописца Посольского приказа Карпа Ивановича Золотарева расписан многоярусный иконостас Покровского храма. Живоподобие образов дополняется на иконостасе пышной позолоченной объемной резьбой в стиле московского барокко.
При архимандрите Сергии (Савельеве), настоятеле храма в XX веке, была написана большая икона Покрова Пресвятой Богородицы. Есть предположение, что писала ее монахиня Иулиания (Соколова), которая в то время преподавала в иконописном классе при Московской Духовной Академии в Троице-Сергиевой Лавре.
В приделе преподобного Сергия находятся две иконы с частицами святых мощей – Оптинских старцев и блаженной Матроны Московской.
В 1686–1687 годах вкладом в храм стало знаменитое напрестольное Евангелие с миниатюрами, которые, согласно преданию, были выполнены рукой самой царевны Софьи. Евангелие хранилось в алтаре примерно до 1919 года, позднее его следы были утеряны.
Земное и небесное
Переплетение временных пластов в истории храма удивительно. Считается, что само строение шатрового храма напоминает о соединении земного и небесного: квадрат четверика есть символ тварного мира, шатер же возносится к вечности. Прихожане XX века стоят на белокаменных полах XVII века, паломники прикладываются к иконам, перед которыми молились многие поколения верующих. Летом у храма расцветают полевые цветы – совсем как на том поле, где возносил свои молитвы к Богу князь Дмитрий Пожарский. Благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы храм не закрывался в трудные времена, богослужения не прекращались тут со времен победы над польско-литовскими захватчиками.
«Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?» – спрашивал своего ученика Епифания Андрей, Христа ради юродивый, сподобившийся в 910 году видения Покрова Пресвятой Богородицы. Увидеть Ее честный омофор сердцем и воочию можно и сегодня – зайдя в Покровский храм, вспомнив о подвиге наших братьев, о том, как Владычица Небесная сохранила нашу страну. И всегда будет хранить.
В блокнот паломнику:
Адрес храма: 127081, Москва, ул. Заповедная, д. 52А
Телефон: 8 (499) 186-86-47
Проезд: ст. метро «Отрадное», далее автобусом 605 до остановки «Проезд Дежнева, д. 32», далее пешком 5 минут. Либо маршруткой 280 до остановки «Ул. Заповедная». Ст. метро «Свиблово», далее автобусом 628 либо маршруткой 280 до остановки «Ул. Заповедная»
Сайт: http://pokrovchram.ru
Вероника Кузнецова
Фотографии предоставлены приходом Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове