Многочисленные пассажиры, выходя из метро на станции «Новокузнецкая», даже не подозревают, что на площади перед стеклянным вестибюлем подземки когда-то стоял храм, давший название знаменитой Пятницкой улице.
Благословение на торговлю
Точный год основания церкви Параскевы Пятницы нам не известен. Первое упоминание о ней относится к 9 мая 1564 года. В документах сказано, что именно в тот день в пожаре сгорела деревянная церковь Параскевы Пятницы, что стояла «на ленивом торжку, за болотом».
Ленивыми торжками в ХVI веке называли места, где торговали прямо с возов. Для этого требовался довольно большой участок земли, чтобы было где поставить телеги. Такие пустыри обычно находились при въезде в город, у дороги. В столице удобное место для торговли оказалось в Замоскворечье, «за болотом».
На торговых площадях и улицах в те времена, как правило, возводили часовню или храм во имя Параскевы Пятницы, где продавцы могли помолиться и взять благословение на удачную торговлю.
В 1657 году Пятницкая церковь была уже каменной, а в октябре 1701 года в ней появился придел святого Артемия Веркольского. Спустя двадцать с лишним лет главный престол по просьбе верующих был освящен заново – во имя Святой Троицы.
С годами храм все больше ветшал и уже не вмещал в себя всех горожан, селившихся по соседству. В феврале 1739 года священник отец Никита Вуколов, дьякон отец Артемий Иванов и прихожане во главе с купцами первой гильдии братьями Журавлевыми подали прошение о постройке новой церкви. И уже через месяц епископ Коломенский и Каширский Вениамин выдал им храмозданную грамоту, разрешающую сбор средств для строительства.
На деньги братьев Журавлевых
Журавлевы, благодаря которым возвели новый храм, были коренными москвичами. Во второй половине XVIII столетия они держали винные откупы в нескольких городах, владели суконной фабрикой и другими прибыльными предприятиями. Большая усадьба Журавлевых находилась как раз на Пятницкой улице.
В мае 1744 года новый храм освятили. Главный престол, как и в старой церкви, был во имя Святой Троицы. Четырехстолпная трапезная с позолоченной барочной лепниной появилась через четыре года. В ней было два придела: северный – во имя Артемия Веркольского и южный – во имя Параскевы Пятницы.
В это же время у храма появилась красивая каменная ограда с коваными решетками и надвратная колокольня, которая стояла по красной линии Пятницкой улицы. Во втором ее ярусе размещалась церковь, освященная в честь Ильи пророка, а на третьем была звонница.
Кто был автором проекта колокольни, нам не известно. Мы лишь знаем, что строил ее Дмитрий Ухтомский. Он же создал интерьеры Ильинской церкви. С трех сторон небольшого, но высокого храма были устроены хоры. Сложной формы резной иконостас имел серебряный фон, на котором контрастно выделялись позолоченные объемные детали.
В советское время при сносе колокольни иконостас чудом уцелел. Его разобрали и в 1956 году перевезли в Троице-Сергиеву Лавру – в небольшую церковь Смоленской Божией Матери Одигитрии, которую также построил Дмитрий Ухтомский. К тому времени собственный иконостас храма был утрачен, а московский как раз подошел по размеру.
Староста Петр Губонин
Двадцать семь лет, с 1867 по 1894 год, старостой Пятницкой церкви был Петр Ионович Губонин. Он жил поблизости, в Климентовском переулке, и при огромной занятости лично вникал во все дела большого прихода.
Это был набожный и неординарный человек. Еще будучи крепостным, в 1856 году Губонин отличился «при возобновлении Большого театра в Москве» и получил награду от самого императора.
Позже, получив вольную, Петр Ионович вступил в III гильдию московского купечества. В 1868 году он уже потомственный почетный гражданин, а в 1875 году – действительный статский советник, то есть штатский генерал. Он содержал дом призрения вдов и сирот купеческого сословия, жертвовал деньги больницам и храмам.
В 1871 году Губонин начал большие работы по ремонту церкви Параскевы Пятницы. Была сделана новая кровля с заменой стропил, настланы новые полы из итальянского и подольского мрамора, устроено духовое отопление.
Есть легенда о том, что огромное паникадило на 365 свечей не влезало в двери храма. Петр Ионович приказал разобрать своды, чтобы внести паникадило внутрь. Для него, знаменитого строителя каменных мостов, эта задача была не самой сложной.
Однако жертвой того ремонта стал великолепный барочный иконостас 1774 года. Его заменили на новый, «православного стиля». Стены храма расписали под розовый мрамор с палевыми прожилками, а колонны – под зеленый мрамор verde antico. Иконы и роспись интерьеров создали художники Грибков, Степанов и Кондратьев.
Чеканкой по металлу и созданием церковной утвари занимались лучшие мастера Москвы. 28 ноября 1871 года храм был освящен после ремонта.
Духовенство
В 1908–1925 годах в Пятницкой церкви служил отец Сергий Фрязинов, который в полной мере испытал на себе гонения новой власти. Он неоднократно подвергался арестам и допросам. Последний раз батюшку арестовали в августе 1921 года. Сначала его содержали в Лубянской, а затем Бутырской тюрьме.
В мае 1922 года отец Сергий с группой священников и мирян был приговорен к расстрелу за противодействие изъятию церковных ценностей. Арестованные подали кассационную жалобу.
После ее рассмотрения отцу Сергию заменили расстрел пятью годами заключения.
Батюшку перевели в Сокольнический исправдом («Матросскую тишину»), но через полтора года освободили досрочно по болезни. У отца Сергия развился туберкулез, и 16 июня 1925 года он скончался.
Печальная участь постигла и Пятницкую церковь. Сначала она была взята под охрану как памятник архитектуры, но уже в 1933 году в паспорте, составленном на храм, фигурировали такие выражения, как «купеческое искусство» и «неврастения барокко». Вскоре последовал и приговор – храм снести. В 1943–1944 годах на его месте был построен в духе советской классики павильон метро.
Александр Фролов