Он известен как родина Деда Мороза. Но настоящую славу этим местам принесли реальные люди: великие угодники Божии и бесстрашные открыватели новых земель.
Удачная география
Двадцать часов пути от Москвы до станции Ядриха, потом еще 40 минут на автобусе или такси, и мы на месте – в древнем Устюге. Обычно сюда едут в «гости к Деду Морозу», и самое большое число приезжих приходится на зимние месяцы. На самом деле здесь хорошо в любое время года.
История города насчитывает более восьми веков. Впервые он упоминается в летописях в начале ХIII века, когда Устюг стал входить в Новгородское княжество. Потом городом завладели суздальцы, а в XIV веке – московские правители. Все это время благодаря своему выгодному географическому положению он был важным торговым центром на северо-востоке русских земель.
Отсюда отправлялись первопроходцы для исследования уральских и сибирских территорий. Устюг – это родина великих исследователей Семена Дежнева и Ерофея Хабарова, чьи имена хорошо известны каждому школьнику.
В этих суровых северных местах искали уединения многие молитвенники. Строились святые обители, и местные монахи просвещали языческие племена. Уроженцем Великого Устюга был и святой Стефан – креститель пермских земель. До наших дней здесь сохранилось двадцать восемь храмов (к сожалению, в основном недействующих), а также уникальная застройка, которую теперь редко можно встретить в провинциальных городах России.
Первый на Русском Севере
Прогулку по Устюгу мы начнем с Михайло-Архангельского монастыря, который находится на пересечении улицы Павла Покровского и Октябрьского проспекта. Он был основан в 1212 году монахом Киприаном и стал первой христианской обителью на Русском Севере.
Для его возведения Киприан выбрал невысокий холм, расположенный среди заболоченной долины у семи небольших озер. От главных ворот монастыря начинались две важнейшие магистрали города: улица Архангельская и Спасская Гулыня, которые вели к Успенскому храму и торгу. В Средние века монастырь был одним из самых богатых на Руси.
В 1651 году все постройки сгорели, но сразу же были возведены новые, каменные храмы, сохранившиеся до наших дней. Правда, используются они не по назначению – территорию обители занимает автомобильный техникум.
Все здания находятся в довольно плачевном состоянии – в глаза бросаются разрушающиеся карнизы и давно не реставрированные фрески на порталах. Между тем здесь, под небольшой церковью Преполовения Пятидесятницы, покоятся праведные мощи преподобного Киприана.
Пройдя метров сто на юг, оказываемся в Комсомольском сквере, где когда-то находился Спасо-Преображенский монастырь. Сейчас от него остались лишь два храма посреди огромной поляны. Обе церкви – Преображенская и Сретенская, переданы городскому архиву.
У мощей Прокопия Устюжского
От бывшего Спасского монастыря по Красному переулку дойдем до набережной и повернем направо. Двести метров, и мы на месте. Здесь, на небольшом пятачке, расположено пять храмов. Три из них, Успенский, Иоанна Устюжского, Прокопия Праведного – действующие, а два, к сожалению, нет – Богоявления и Алексия, митрополита Московского. В церкви Прокопия Праведного покоятся мощи этого угодника Божия. И прежде чем приложиться к ним, не лишне будет вспомнить, чем прославил себя этот святой.
После смерти отца – богатого немецкого купца – Прокопий был вынужден покинуть Восточную Пруссию. Погрузив товары на корабль, он отправился в Великий Новгород. Здесь, пленившись местными церквями и красотой богослужения, «заморский гость» принял православие и раздал все имущество бедным. Некоторое время он был монахом Хутынского монастыря, а затем отправился в восточные земли.
Прокопий выбрал для себя один из самых трудных путей аскезы – юродство. Зимой без одежды он дошел до Устюга и стал жить на паперти Успенского храма. Спал, где придется: на сырой земле, на камнях, куче мусора. Питался подаянием. Но от богачей, наживших состояние неправедным путем, милостыню не принимал, как бы ни был голоден. Подавая пример величайшего смирения, он с легкостью переносил лишения и неустанно молился.
В беседе с благочестивыми людьми каждое слово блаженного было скрытым наставлением или предупреждением. В Устюге его другом и собеседником стал блаженный Киприан – основатель Михайло-Архангельской обители.
Прокопий прожил в юродстве шестьдесят лет и умер у ворот монастыря. День своей кончины он знал заранее. Это случилось 8 июня 1303 года. Похоронили блаженного на берегу Сухоны, под камнем, на котором он любил сидеть.
В 1547 году на Московском Соборе Прокопия причислили к лику святых. Это был первый случай прославления юродивого. В 1668 году на месте его погребения построили каменный храм, а мощи святого поместили в раку.
Заречная сторона
От соборного дворища открывается потрясающий вид на реку Сухону и противоположную сторону с Дымковской слободой и ее храмами. Туда и отправимся. Проще всего доехать до этого места на такси (цены в Устюге низкие, не в пример московским).
Здесь на высоком берегу стоят два великолепных храма, посвященных Димитрию Солунскому и Сергию Радонежскому. Снаружи, на алтарной стене Димитриевской церкви, сохранился пятиметровый образ Спаса Вседержителя. К Его ногам в молении припали святые: Прокопий Устюжский, Николай Чудотворец, Варлаам Хутынский, Иоанн Устюжский, Димитрий Солунский и Сергий Радонежский.
Раньше перед иконой горела ведерная лампада, которая служила еще и сигнальным огнем. Эта традиция зародилась в 1450 году, когда в городе княжил претендент на московский престол Дмитрий Шемяка. Он приказал своим солдатам следить за дорогой и при приближении войск великого князя Василия Темного зажигать лампаду.
Столица соли
Осмотрев в городе древние храмы и купеческие особняки, можно, пользуясь случаем, отправиться в древний Сольвычегодск – столицу империи Строгановых. Это чуть больше 100 км от Великого Устюга. История города такова. В 1515 году небогатый делец Аника Строганов построил на местных соляных источниках небольшой заводик. И дело пошло. Соляной завод стал первым кирпичиком в гигантской промышленной империи Строгановых.
Случилось это не без содействия Ивана Грозного, который поручил Строганову следить за северными торговыми путями. Кроме того, самодержец разрешил удачливому предпринимателю торговать пушниной и содержать собственное войско, а также дал ему монопольное право на производство соли – белого золота XVI века.
Строгановы были настолько богаты, что несколько поколений русских самодержцев одалживали у них деньги для казны. Именно Строгановы снарядили оружием и припасами казаков Ермака, да еще укрепили его войско «300 ратными людьми из своих владений», когда Ермак Тимофеевич отправился завоевывать Сибирь. Этот поход был в их интересах – Строгановы рассчитывали «повоевать» татар и обезопасить торговые реки.
Свою столицу Сольвычегодск Строгановы отстроили по первому разряду – роскошные дома, золотошвейные мастерские, величественные храмы. Но уже в XVIII веке город приходит в упадок. До начала прошлого века в нем было тринадцать церквей, а сейчас, к сожалению, осталось три. Об этих утратах напоминают информационные стенды с архивными фотографиями.
Строгановское барокко
У самой пристани, на холме над Вычегдой, высится Благовещенский собор, возведенный в 1584 году. Когда-то он находился на территории обширной строгановской усадьбы. Сейчас в храме располагается краеведческий музей, где можно увидеть древний иконостас, которому более четырехсот лет, а также уникальные иконы, златотканые облачения, драгоценные оклады и утварь. Но больше всего поражают красно-белые росписи стен, сохранившиеся здесь с момента постройки. Можно подняться на колокольню собора и осмотреть окрестности.
Отсюда хорошо виден комплекс бывшего Введенского монастыря. Архимандрит этой обители Феодосий (Соболев) был расстрелян в 1918 году на одном из пустынных островов реки Вычегды. В 2005 году он был причислен к лику святых как преподобномученик. Сейчас на территории монастыря располагаются корпуса бальнеологического курорта. Но один храм, построенный в стиле строгановского барокко, является действующим. Здесь также сохранились оригинальный иконостас и росписи. Но для нас главное то, что мы можем приложиться к чтимой Донской иконе Божией Матери, а также к образу святых Зосимы и Савватия Соловецких.
В блокнот паломнику:
От Великого Устюга до Сольвычегодска надо ехать на автобусе до Котласа (автобусная станция находится на улице Володарская), а оттуда на автобусе или на такси до «старого» Сольвычегодска. Город находится на другом берегу реки Вычегды, которая не замерзает даже зимой, поэтому и паромная, и понтонная переправы работают круглый год.
Федор Дядичев, фото автора