Великомученик Георгий всегда пользовался особым почитанием на Руси. Храмы в его честь строили часто, а вот монастырей, названных именем святого, даже до революции было немного. Один из самых известных находился в древнем Мещовске.
Любовь с третьего взгляда
Восстановлению не подлежит – таково было мнение всех, кто видел, что осталось от Георгиевского монастыря. Да и сам Мещовск еще пятнадцать лет назад являл собой печальное зрелище: деревянные домишки, вросшие в землю, куры, вольготно гуляющие по улицам, грязь и ямы на дорогах. В одну из таких колдобин, которыми «славились» и ближайшие окрестности, угодил автомобиль с будущим игуменом Георгиевского монастыря.
В сердцах батюшка тогда воскликнул: «Какая же тут Тмутаракань! Боже упаси жить в этой дыре!» Но он слышал, что в Мещовске был когда-то древний монастырь, и ехал сюда, чтобы лично убедиться в этом.
Из воспоминаний игумена Георгия:
«В первый раз мы так монастырь и не нашли. Спрашиваем, никто не знает… Во второй раз приезжаем в Мещовск:
– А у нас никогда монастыря не было, – как сговорившись, отвечают жители.
А потом одна женщина что-то смекнула:
– А, кажется, это коммуна.
В общем, стали спрашивать: “Где у вас тут коммуна?”
Нашли. Лопухи огромные, заросли непролазные, никаких дорог и два убогих остова храмов в чистом поле. Но вот эти развалины-то и запали мне в душу…
Я решил: поеду в Мещовск еще раз: если Господь на душу положит, останусь здесь, а нет – уеду в другое место. Приезжаю в третий раз, а над Мещовском – радуга большая, погода солнечная…»
Архиерейское благословение
В начале 2000-х годов отцу Георгию, известному в епархии священнику, поступало много интересных предложений. Игумен Звенигородского монастыря отец Феоктист, например, хотел устроить у себя в обители детский приют и предложил батюшке его возглавить. Тот уже и вещи перевез, но «открыв» для себя Мещовский монастырь, ни о чем другом уже думать не мог.
Из воспоминаний игумена Георгия:
«Приехал к владыке, докладываю. Он по территории ходит, а меня вдруг стало трясти, как при высокой температуре.
– Что, заболел?
– Нет, владыка.
– А почему тебя так морозит?
– Я хотел вам сказать, что беремся за восстановление Мещовского Георгиевского монастыря…
Владыка с удивлением:
– Да-а?
До этого многих настоятелей монастырей он привозил в Мещовск, но никто не соглашался здесь остаться… Я дерзнул спросить:
– Скажите как архиерей: вы верите в восстановление монастыря?
Владыка повернулся на восток, перекрестился и, немного подумав, сказал:
– Я верю, что этот монастырь возродится очень быстро и будет славной духовной обителью».
Шагнул за тридцать верст
Предполагают, что монастырь во имя великомученика Георгия был заложен на берегу реки Рессы еще в конце ХV века. В те времена здесь проходила граница с Литовским княжеством, и обитель часто страдала от недружественных соседей.
Досаждали не только литовцы. Для татар, которые то и дело совершали набеги на русские земли, этот монастырь, стоящий в чистом поле, всегда был легкой добычей. Но самое тяжелое испытание его насельникам пришлось пережить в Смутное время. Польские войска прошли по калужской земле, не оставив камня на камне. В начале ХVII века в разоренном монастыре остались всего несколько человек. Обитель решено было перенести в более безопасное место – за тридцать верст, под стены Мещовска.
Евдокия Стрешнева – уроженка здешних мест – стала первой государыней царского рода Романовых
Знаменательно, что это было сделано «усердием и благодеяниями» первой царицы из рода Романовых – Евдокией Стрешневой, уроженки Мещовска.
Именно ее, «скромнейшую из невест», Михаил Романов выбрал в 1626 году на смотре невест. В благодарность за нежданное величие и супружеское счастье царица на протяжении всей своей жизни щедро благотворила Георгиевскому монастырю, который издавна был усыпальницей небогатого рода Стрешневых. Здесь она похоронила и своих родителей.
Контрасты
Почти все русские монастыри пережили на своем веку периоды расцвета и упадка, но таких испытаний – то нищетой, то богатством – знали немногие обители.
Еще во времена Петра Великого Мещовский монастырь владел обширными земельными наделами, мельницей, рыбными прудами, но главное – имел солидный доход от традиционной петровской ярмарки, которая шумела под монастырскими стенами.
В числе благодетелей обители были представители известнейших на Руси фамилий: Голицыны, Троекуровы, Дурновы, Пушкины и, конечно, Лопухины. Петр лично пожертвовал Георгиевскому монастырю большое медное паникадило в десять пудов, дорогие ризы, хоругвь из белого атласа, а также «на колокольню сто пуд железа связного».
Во второй половине ХVII века при настоятеле отце Серафиме в монастыре началось каменное строительство. В 1691 году здесь был торжественно освящен главный храм с двумя престолами: один (на верхнем этаже) во имя Рождества Пресвятой Богородицы, другой (в нижней теплой церкви) во имя великомученика Георгия.
Но после екатерининских реформ Мещовский монастырь потерял все свои наделы и доходы, даже огородной земли не осталось. Став заштатным, он впал в крайнюю нужду. В конце ХVIII века монахи за неимением свечей совершали богослужения при свете лучин. Бедственное положение монастыря усугублялось и тем, что в то время в нем не было чудотворных святынь, к которым могли бы приходить богомольцы.
Андрей Мещовский
Но жил в тех местах удивительный человек, который зимой и летом ходил нагим по окрестным деревням с топориком и плетью, говорил загадками, предсказывал будущее, исцелял больных и имел редчайший от Бога дар передвигаться по воздуху.
…Блаженный Андрей родился в 1744 году в обычной крестьянской семье. Уже в детстве предпочитал уединение и молитву, не играл с детьми, был кротким и молчаливым. После смерти матери он принял на себя подвиг юродства и отправился странствовать. От людей, считавших его безумным, Андрей часто терпел обиды и побои.
А таких было немало. Один крестьянин в деревне Староселье, зная, что блаженный Андрей избегает полевых работ, в насмешку попросил засеять его полосу рожью. Андрей стал сеять, приговаривая: «Пропало, замерло!» Другой же крестьянин, почитая блаженного, попросил о том же с надеждой на большой урожай. Когда пришло время жатвы, у первого земледельца вырос сор и бурьян, а второй поставил на своей полосе столько снопов снятой ржи, сколько никогда не ставил.
Жил блаженный Андрей подаяниями. Но почти все, что ему подавали, он раздавал бедным. Особенно жалел пленных солдат, содержащихся в остроге. Ожидая высокое начальство, власти города и самого Андрея нередко сажали в острог, чтобы спрятать подальше от посторонних глаз. А иногда под конвоем отправляли в Клетинское волостное правление. Но часто бывало так: конвой еще не успеет добраться обратно в Мещовск, а блаженный, чудесным образом вернувшись назад, их уже в городе поджидает.
Предчувствуя скорую кончину, блаженный попросил настоятеля обители похоронить его в средней монастырской башне. Андрей отошел к Господу в июне 1812 года, предсказав перед смертью войну с Наполеоном и победу над ним.
Вскоре после погребения по молитве к блаженному множество людей получили избавление от тяжких недугов. По сей день известны имена исцеленных и удивительные подробности их чудесного выздоровления.
Из Оптины – в Мещовск
Очень быстро почитание блаженного Андрея распространилось по всей калужской земле. В Георгиевский монастырь, который обрел щедрых благодетелей и переживал очередной период подъема, вновь потянулись богомольцы.
Но главное – в монастырь пришел дух Оптины. Благодаря тому, что в ХIХ веке настоятели Георгиевской обители часто назначались из числа братии Оптиной Пустыни, изменилось устроение всей внутренней жизни монастыря.
Она стала строже и аскетичнее. Некоторые не выдерживали и уходили, но те, кто остался, с каждым прожитым днем возрастали духовно. Заветы оптинских старцев – глубокая внутренняя молитва и деятельная любовь к ближнему – легли в благодатную почву и дали свои плоды. Из числа георгиевской братии вышло много хороших духовников, а некоторые даже стали наместниками в других обителях.
…В 1915 году попечение о Мещовском монастыре взял на себя иеромонах Георгий (Лавров), который до того времени двадцать четыре года прожил в Оптиной Пустыни. Благодаря доброте и мудрости, а также умению рачительно вести хозяйство в условиях военного времени (шла Первая мировая война) новый настоятель очень скоро снискал любовь и уважение всей монастырской братии. Любили отца Георгия и обычные миряне.
После революции до 1932 года в Мещовске существовала тайная монашеская община, костяк которой составляли бывшие насельники Георгиевской обители
Однажды с ним произошел случай, сыгравший в его дальнейшей судьбе очень важную роль. А дело было так. По делам монастыря настоятель часто бывал в Калуге, и вот прямо на улице подходит к нему незнакомая женщина и просит причастить ее умирающего мужа. Отец Георгий причастил больного, и тот рассказал ему свое горе. Он умирает, а семье грозит разорение, так как дом заложен за долги и через два дня должны состояться торги. Отец Георгий обещал помочь. За столь короткое время он с помощью своих духовных чад собрал всю необходимую сумму и спас семью разорившегося купца. Но скоро об этом забыл.
Дела милосердия не требуют огласки. Вот и в тяжелые революционные годы, когда начались гонения на церковь и братия, бывало, сама голодала, отец Георгий находил возможность помогать беднякам. Муку монахи развозили по дворам в небольших мешочках – поставят у ворот и едут дальше, не дожидаясь слов благодарности.
«Верьте слову священника»
9 декабря 1918 года большевики ворвались в обитель, обыскали все помещения и арестовали настоятеля монастыря. Иеромонах Георгий был обвинен в хранении оружия и принадлежности к «тайному заговору». 4 июня 1919 года он был приговорен к расстрелу.
Верующие Мещовска не побоялись заступиться за своего пастыря и послали телеграмму на имя главы советского правительства. Документы затребовали в Москву, но приговор оставили без изменения. Отца Георгия поместили в камеру смертников – оставалось только ждать и молиться.
Через несколько дней к нему подошел тюремный сторож и сказал: «Готовьтесь! Все случится сегодня ночью». Отец Георгий надел епитрахиль и вышел в темный, без окон коридор молиться. Он молился и плакал, как никогда в жизни, и вдруг рядом с собой увидел незнакомого человека. «Вас не расстреляют», – сказал он. «Кто вы?» – удивился отец Георгий. «Вы меня забыли, а я тот самый купец, которого вы напутствовали перед смертью в Калуге. У нас здесь добрые дела не забываются».
Отец Георгий поспешил вернуться в камеру. «Дорогие мои, нас не расстреляют. Верьте слову священника!» Так и случилось. Арестованных отправили в Москву, и пока следователи разбирались в обстоятельствах дела, вышла амнистия: расстрел заменили пятью годами заключения. Все шестеро, с кем отец Георгий провел те страшные дни в ожидании смерти, остались живы и стали его духовными чадами.
Старчество
Вместе с настоятелем Мещовского монастыря в Таганской тюрьме отбывал срок митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (Смирнов), который благословил отца Георгия на старчество. Но знали об этом лишь самые доверенные люди.
Тюремный врач М. Жижиленко (впоследствии он принял тайный постриг с именем Максим) научил старца делать перевязки, промывать раны, и тот получил должность тюремного санитара, которая давала ему возможность встречаться со многими узниками, ободрять их мудрым словом в самые трудные минуты жизни, исповедовать и причащать.
Зная не понаслышке о предсмертной тоске, старец отговорил одного заключенного от самоубийства. Тот отложил свое намерение, а через два дня был освобожден. После разговора со старцем Георгием даже самые закоренелые преступники смягчались сердцем, некоторые становились его духовными чадами.
В 1922 году по ходатайству епископа Феодора (Поздеевского) иеромонах Георгий вышел на свободу и стал насельником Московского Данилова монастыря. Тогда же он был возведен в сан архимандрита. Оказавшись в стенах обители, старец вспомнил, как бывал здесь в детстве, прыгал по ступенькам одного из храмов и, конечно, не ведал, что станет когда-нибудь духовником братии древней обители.
Несмотря на то что у старца Георгия было всего три класса образования, за советом к нему обращались многие ученые мужи, а на исповедь выстраивались огромные очереди. Это не осталось незамеченным, и 19 мая 1928 года его вновь арестовали, а затем выслали в Казахстан.
В ссылке архимандрит Георгий заболел раком, ему требовалась срочная операция. Владыка ходатайствовал о досрочном освобождении, но в результате провел в Кара-Тюбе еще один лишний год. В Москву ему въезд был запрещен, и он вынужден был поселиться под Нижним Новгородом.
Умер старец во время причастия, со Святой Чашей в руках. В 2000 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви архимандрит Георгий был причислен к лику святых.
Господь все устроит
Из воспоминаний игумена Георгия:
В Калужской епархии я был в числе первых четырех насельников. Во время учебы в духовном училище меня рукоположили в дьякона…, а через несколько месяцев… – во священника в Георгиевском соборе города Калуги. С этого дня я особенно почувствовал, что Георгий Победоносец взял меня под свое покровительство».
И, конечно, не случайно при монашеском постриге Геннадию дали имя Георгий.
Мещовцы, отлученные за годы советской власти от родной веры, не обрадовались новости о восстановлении монастыря и встретили монахов враждебно.
Из воспоминаний игумена Георгия:
«Когда мы приехали в Мещовск на постоянное жительство, шли пасхальные дни. Вижу, рабочие работают. Я им:
– Христос Воскресе!
А мне в ответ:
– Слава КПСС.
Начались хождения по мукам. Монастырскую землю мы у населения выкупили, а народ продолжал на ней сажать свое. Матерят монахов – дым коромыслом…
Я шел как через джунгли, буквально прорубал перед собой дорогу… До Мещовска я не предполагал, что существует столь махровое религиозное невежество».
Были дни, когда у отца Георгия и его помощника ничего из еды, кроме луковицы, не было. И ту делили на несколько частей, чтобы продержаться подольше. Но постепенно стали находиться отзывчивые люди: кто хлеб принесет, кто пустит в дом помыться.
Вскоре из Троице-Сергиевой Лавры приехал человек от отца Кирилла (Павлова), передал икону Царственных страстотерпцев, образ Божией Матери «Геронтисса» и слова архимандрита: «Пусть игумен ни о чем не печется. Господь сам позаботится о Георгиевском монастыре и приведет его к великой Христовой славе. В свой день, в свой час, в свою минуту он сыграет большую роль для блага нашей великой России».
Тринадцать лет спустя
Как гостеприимный хозяин, игумен Георгий обычно сам встречает паломников и проводит экскурсию по территории монастыря. И ему есть что показать.
Возведен братский корпус с домовым храмом в честь Архангела Михаила, восстановлены монастырские стены с башнями. В одной из них устроена часовня во имя блаженного Андрея Мещовского.
Радуют глаз золотые купола практически заново построенного Петропавловского храма. Как и на архивных фотографиях, он самый красивый в монастырском ансамбле. А вот небольшой однокупольной церкви, окрашенной в приятный зеленый цвет, вы на них не увидите. Это храм в честь исповедников и новомучеников Российских, где сейчас хранятся частицы мощей бывшего настоятеля монастыря, преподобноисповедника Георгия (Лаврова).
Недавно в монастырской ограде появился новый больничный корпус с домовым храмом во имя Пантелеимона-целителя. Значительно продвинулась и реставрация Георгиевского собора, который все последние годы стоял в лесах. Но о том, каких это стоило трудов, игумен Георгий обычно не рассказывает.
Все внимание – монастырским святыням. Было время, когда насельники сокрушались, что в их обители нет ни святых мощей, ни чудотворных икон, зато сейчас их здесь столько, что одно перечисление займет немало времени. Только частиц святых угодников Божиих – около пятисот. Говорил же старец, Господь все устроит – так и вышло.
Один благодетель передал в монастырь икону «Спорительница хлебов» времен Амвросия Оптинского, другой принес келейную икону святого старца Алексея Мечева, а третий – часть священнического облачения (поручь), в котором служил Иоанн Кронштадтский.
В монастыре можно поклониться мироточивому кресту «Голгофа», обретенному в земле у Преображенского храма села Спас-Загорье, и приложиться к главной святыне обители – чудотворной иконе Георгия Победоносца, которая была специально написана для Мещовского монастыря афонским старцем Иоанисом. Это точный список с нерукотворного образа, хранящегося на Святой Горе.
В блокнот паломнику:
Богослужения в мужском Георгиевском монастыре совершаются ежедневно по будням в 7.00, по выходным и праздничным дням в 9.00 и 17.00. По субботам в 8.00 служится молебен с акафистом святому великомученику Георгию Победоносцу, по окончании Литургии совершается панихида. По воскресеньям в 8.00 – водосвятный молебен перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Ежедневно в 15.00 читается акафист святому великомученику Георгию Победоносцу.
С особой торжественностью отмечается память великомученика Георгия Победоносца (6 мая), преподобноисповедника Георгия (Лаврова) (4 июля), святых первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля)
Адрес: 249240, Россия, Калужская обл., Мещовский р-н, пос. Искра,
ул. Монастырская, д. 1. Тел.: +7 (48446) 9-23-83
Как добраться: Железнодорожной станции в Мещовске нет, добраться до города можно на автобусе или на автомобиле. Из Калуги рейсовые автобусы отправляются на Мещовск в 12.40, 18.20 и 20.05, из Москвы – 9.05, 14.25, 16.50. Автобус отправляется от автостанции рядом с м. «Теплый Стан». (Новоясеневский пр-т, д. 4. Тел. (495) 781-96-35). Время в пути около 5 часов. Из Мещовска в Калугу можно уехать в 8.00, 10.30, 16.30.
В Москву автобусы с Мещовского автовокзала уходят в то же время. От автостанции до монастыря идти еще примерно 1,5 километра. Можно взять такси.
На личном автотранспорте из Москвы следует выезжать по Киевской трассе. На 228 км – поворот на Мещовск. От поворота до города 14 км. Монастырь находится на окраине, поэтому город нужно проехать насквозь.
Где остановиться: На территории монастыря и в самом городе есть гостиницы на 15 и 35 человек. Забронировать номера, а также заказать экскурсию и трапезу можно, связавшись с руководителем паломнической службы отцом Романом по телефонам: +7 (960) 516-23-40, +7 (920) 613-07-79
Людмила Дианова
Фотографии для статьи любезно предоставлены мужским Георгиевским монастырем