С именем архимандрита Антонина (Капустина) связана история создания на Святой Земле целой инфраструктуры русских паломнических приютов и храмов, возведенных рядом с величайшими христианскими святынями.
В XIX веке путешествие в Палестину было для русского человека сродни подвигу. На Святой Земле никто не ждал наших паломников. Напротив, их облагали высокими налогами, оскорбляли, а порой грабили и даже убивали. Негде было голову приклонить на ночлег. О том, чтобы помыться, – и не мечтали. Даже исповедоваться верующим из России приходилось у священников, не знающих русского языка – у своих запрещалось. Однако шли. Пешком. Ночевали в сырых и грязных сараях. И опять шли, несмотря ни на что. Лишь когда в Иерусалиме была утверждена Русская Духовная Миссия (РДМ), а случилось это в 1847 году, положение русских паломников стало понемногу улучшаться.
Прокладывая путь
Архимандрит Антонин (в миру Андрей Иванович Капустин) был четвертым начальником РДМ и, по мнению многих, самым выдающимся. Родился он 12 августа 1817 года на Урале, в селе Батурине Пермской губернии. Отец был сельским священником и так же, как и его супруга, происходил из священнической семьи. Их сын Андрей получил хорошее начальное образование, закончил Киевскую Духовную Академию, после чего преподавал в ней немецкий и греческий языки. В возрасте 28 лет принял монашеский постриг с именем Антонин.
В 2017 году будет отмечаться 200-летие со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина)
В 1850 году отца Антонина назначили настоятелем храма при русском посольстве в Афинах. Здесь под его руководством удалось восстановить находившийся в руинах древний храм святого Никодима начала XI века. Храм освятили во имя Святой Троицы и передали России. В награду за эти труды отец Антонин был возведен в сан архимандрита.
Спустя десять лет он был уже настоятелем посольской церкви в Константинополе. Годы, проведенные здесь, стали наиболее плодотворными с точки зрения научной деятельности. Архимандрит Антонин составил каталог 624 рукописей библиотеки Иерусалимского Святогробского подворья в Константинополе и впервые обратил внимание ученых на рукописный сборник, содержащий текст Дидахе – раннехристианский памятник с уникальными сведениями о церковной жизни, богословии и нравственном учении эпохи апостолов. В это же время отец Антонин занимался исследованием вопроса о подлинности Синайского Кодекса Библии, подтвердив его древность. Позднее он вел в Константинополе переговоры о передаче этой бесценной рукописи России. Одновременно трудился как археолог, собирая научные материалы по церковной истории в Македонии, Фессалии, Эпире.
Умом и дипломатией
В 1865 году отца Антонина назначают заведующим делами Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Основанная в 1847 году, Миссия с первых дней встретила противостояние как со стороны русского консульства, так и со стороны Иерусалимского Патриархата. Статус Миссии не был определен, не хватало средств для ее деятельности.
Отец Антонин сразу столкнулся с трудностями, интригами и попытками удалить его из Святого Града. И здесь проявился недюжинный дипломатический талант архимандрита. Он наладил отношения с Иерусалимским патриархом Кириллом, который сначала более чем прохладно встретил нового сотрудника Миссии. Впоследствии они даже стали друзьями, и патриарх наградил отца Антонина крестом с частицей Животворящего Древа «за горячее благочестие и ревность о Гробе Господнем». В 1869 году патриарх Кирилл ходатайствовал о том, чтобы архимандрит Антонин был утвержден в должности начальника Русской Духовной Миссии, что и произошло.
Личное обаяние и ум позволили отцу Антонину установить хорошие отношения со Святогробским братством. Большая его заслуга состояла и в том, что Россия в это время стала собственницей Синайского кодекса Библии.
Однако враг рода человеческого не дремлет. Патриарх Кирилл вынужден был оставить престол, и вскоре раздались требования закрыть Миссию, а отца Антонина удалить из Иерусалима. Новый патриарх Никодим постоянно вмешивался в дела Миссии, настаивал, чтобы все требы, а также исповедь совершались исключительно греческим духовенством. Отец Антонин решительно выступил против этого, так как считал, что непонимание исповедующим языка исповедуемого равно отрицанию самого таинства и является антиканоническим. Неприемлемым отец Антонин считал и тайный постриг русских паломниц, который греческое духовенство совершало ради использования этих женщин для сбора денег в России и получения их имущества после смерти. Начальник Миссии считал это эксплуатацией русских паломников и обращался с данным вопросом в Синод, где, к сожалению, закрывали на это глаза.
Осознав всю тщетность борьбы с «чужими» и «своими», архимандрит Антонин решил заняться тем, что действительно могло принести пользу Церкви и Оте честву. А поскольку Миссия должна была заботиться о паломниках, устраивать дома для их размещения и улучшать их быт, отец Антонин начал приобретать участки земли, на которых предполагал строить гостиницы и храмы. Кроме того, думал он и о приобретении христианских святынь, многие из которых находились в частной собственности.
Мамврийский дуб
Первое, что сделал отец Антонин, – отправился покупать Мамврийский дуб. Денег на покупку не было. Бюджет Миссии был незначительным, устанавливать кружки для сбора пожертвований запрещало консульство. Оставалось надеяться только на паломников и собственные скромные средства. Огромную трудность в этом деле представляло турецкое законодательство. В соответствии с ним приобретать землю разрешалось только подданным Порты и только частным лицам. Тут стоит указать одно имя, которому русские люди обязаны нашими владениями на Святой Земле – это помощник начальника и драгоман Миссии Яков Егорович Халеби. Именно на его имя приобретались все земли.
Мамврийский дуб – место, где Святая Троица явилась Аврааму, – находился в Хевроне, центре мусульманского вероисповедания. Местное население было уверено в том, что ислам погибнет, когда в Хевроне зазвучат колокола. В этих условиях купить дуб от лица Миссии было нереально. Владелец дуба, Ибрагим Шаллуди, очень дорожил им, поскольку зарабатывал на святыне, продавая христианам листочки и веточки.
Отец Антонин тщательно все разведал и понял, что Шаллуди продать дуб все-таки может. Под видом купца из Алеппо в Хеврон отправился драгоман Миссии Халеби. После долгих переговоров и немалых бакшишей Шаллуди продал участок вместе со святыней. Отец Антонин на этом не остановился, он решил увеличить владения и стал скупать близлежащие земли. В результате площадь участка составила больше 72 тысяч кв. метров.
Купить Мамврийский Дуб у мусульман было практически невозможно, но отцу Антонину это удалось
12 июня 1869 года на месте явления Святой Троицы Аврааму архимандрит Антонин совершил первую Божественную литургию. Постепенно началось благоустройство территории – заложили сторожевой дом, посадили молодые дубки и развели виноградник. Турецкое правительство запретило возводить рядом с дубом православный храм или монастырь. Однако вскоре от внезапного снегопада погибли три паломника, и власти, смягчившись, разрешили построить приют для верующих. Отец Антонин воспользовался разрешением незамедлительно и возвел большой, хорошо обустроенный дом для паломников, проложив от него дорогу к дубу. Не забыл при этом окружить виноградник каменной стеной. Над дубом соорудили железный навес, основание ствола обложили каменным фундаментом, на котором начали совершать богослужения. Храм все-таки удалось построить, но уже в 1925 году и при другом архимандрите – Леониде (Сенцове).
На Елеонской горе
В трудах святителя Димитрия Ростовского отец Антонин прочел, что на Елеонской горе у царя Ирода был дворец, где, возможно, погребена глава Иоанна Крестителя. Знал отец Антонин и о том, что на Елеоне с IV века располагалось множество христианских монастырей, поэтому решил купить здесь несколько участков земли. Получилась довольно обширная русская территория. Отец Антонин произвел здесь раскопки и обнаружил погребальные пещеры, бюст Ирода Великого, мозаичные полы древних византийских храмов VI–VII веков.
Нашли также камень, на котором, согласно преданию, стояла Богородица во время Вознесения Иисуса Христа, а также основание древней церкви с уцелевшим алтарем. Под предлогом ее восстановления архимандрит начал строить здесь новый храм. Однако началась Русско-турецкая война, и Миссия вынуждена была перебраться в Афины. В это же время губернатор Иерусалима запретил отцу Антонину возводить храмы на Елеоне, пока тот не получит султанский фирман.
Личное обаяние и ум вновь помогли архимандриту. Благосклонно относящийся к нему чиновник Серай Салим-эфенди помог преодолеть бюрократические препоны. В 1886 году на развалинах старого вырос новый храм Вознесения Господня. Ныне здесь размещается женский монастырь. Одна из главных святынь обители – место Первого и Второго обретения главы Иоанна Крестителя. В часовне в полу есть углубление, выложенное мозаикой, которое указывает место, где была найдена глава Предтечи Господня.
В Вознесенском храме на Елеонской горе архимандрит Антонин нашел свое последнее прибежище – здесь находится могила бывшего начальника Миссии.
Эйн-Карем
Одним из самых посещаемых паломниками мест в Иерусалиме всегда был район Эйн-Карем. Здесь, по преданию, Богородица провела три месяца в гостях у праведной Елизаветы, здесь же родился Иоанн Креститель.
Земли эти приглянулись латинскому миссионеру Ратисбону, основателю монастыря Сестер Сиона, который выкупил у арабов несколько участков земли и построил школу, часовню и монастырь в честь Рождества Иоанна Предтечи. На холме находился дом, принадлежавший арабу-католику Ханна Карно Джелляду. Он предложил свои владения Ратисбону, запросив немалые деньги – 200 тысяч франков. Миссионеру от покупки пришлось отказаться. Тогда разгневанный Джелляд обратился к отцу Антонину и снизил цену до 70 тысяч. Архимандрит не только согласился на покупку, но и, как обычно, расширил владения. В итоге получилось основательное имение площадью около 229 тысяч кв. метров.
На склонах гор разбили виноградники, посадили кипарисы, маслины и миндальные деревья. В доме, отведенном для паломников, отец Антонин устроил временную церковь, мечтая построить в Горней постоянный храм. Ему пришлось столкнуться с множеством проблем, которые он с успехом уладил. В начале 1882 года храм был готов, а в следующем году освящен.
Деятельность начальника Миссии в Горней этим не ограничилась. Он начал создавать приют для паломниц, которые хотели бы окончить свои дни на Святой Земле. Образцом для них должен был послужить «устав древнего скитского жительства». Земельные владения в Горней были разбиты на маленькие участки, на которых насельницы должны были строить себе кельи и разбивать при них садики по собственному вкусу без строгих правил. Все это переходило в пожизненное владение насельниц с правом передачи по наследству другому лицу, после смерти которого участок вновь отходил Миссии. Согласно правилам, отшельницы могли встречаться только в храме и трапезной. Подчинялись они непосредственно архимандриту Антонину.
Благодаря ему в Горней обители был установлен праздник Целования, когда вспоминается евангельское событие, рассказывающее о встрече Пречистой Девы Марии с праведной Елисаветой. Этот праздник совершается и в наши дни.
Яффа
Паломники, посещавшие этот город, давно уже молились на пустыре, рядом с иудейскими гробницами, в одной из которых была погребена святая Тавифа. Это место находилось в частных руках, но владельцы готовы были продать свои земли. Благодаря помощи родного отца Якова Халеби, проживавшего в Яффе, Миссии удалось приобрести этот участок. К нему по сложившемуся обычаю прибавили еще немного, так что получилось в общей сложности 34 тысячи кв. метров. Здесь был построен странноприимный дом, разбиты сады, вырыт колодец. В 1888 году удалось выполнить просьбу православных русских, желавших иметь в Яффе свой приход, – началось строительство храма во имя святого апостола Петра и праведной Тавифы. Он был освящен незадолго до смерти отца Антонина. Подворье в Яффе называли «золотой жемчужиной Миссии».
Твердою ногою у Святого Гроба
Охватывая взором все то, что успел сделать за свою жизнь отец Антонин, не перестаешь удивляться подвигу этого разносторонне одаренного человека. В духовных академиях его вспоминают как видного богослова, в светских научных кругах почитают как выдающегося византолога и археолога. Ему принадлежит систематический научный каталог 1348 греческих и славянских рукописей монастыря святой великомученицы Екатерины на Синае. Помимо всего прочего он увлекался астрономией и даже устроил на здании Миссии небольшую обсерваторию.
Основатель Императорского Православного Палестинского Общества Василий Николаевич Хитрово так говорил об отце Антонине: «…только ему одному, его твердости, его настойчивости Православная Русь обязана тем, что стала твердою ногою у Святого Гроба».
Что еще купил отец Антонин
В Иерихоне – участок площадью 15 128 кв. метров, на котором построен паломнический приют и разбит тропический сад. Здесь отдыхали на пути к реке Иордан.
В Тивериаде (на берегу Галилейского моря) – участок, на котором построена гостиница для паломников.
В Гефсимании – имение, где возведен храм во имя равноапостольной Марии Магдалины. В нем хранятся мощи великой княгини Елизаветы Федоровны.
При селении Силоам приобретен участок земли вместе с пещерами (Силоамский монолит).
В долине Суахири по дороге в Лавру святого Саввы – пещеру «Румание».
На склоне Елеонской горы – «Гробы Пророческие» и «место Каллистрата» недалеко от них.
В Кане Галилейской – участок, смежный с домом апостола Симона Канонита.
В Магдале (родине святой Марии Магдалины) – участок земли, на котором отец Антонин намеревался построить приют для паломников.
По официальным данным, архимандрит Антонин приобрел и законно оформил 13 участков площадью около 425 000 кв. метров, стоимостью до миллиона рублей золотом. Всего же насчитывалось около 40 приобретений. Увы, большая часть земель была потеряна во время пребывания у власти Н.С. Хрущева.
На всех приобретенных землях отец Антонин производил раскопки. Ему мы обязаны тем, что сегодня имеем возможность видеть Судные врата, через которые проходил Спаситель, когда Его вели на Голгофу, а также многочисленные базилики времен императора Константина.
Галина Дигтяренко
В статье использованы фотографии с сайта Русской Духовной Миссии в Иерусалиме