Избравший монашеский путь, как правило, покидает родные места и близких, отправляясь туда, где ничто не напоминает о прежней жизни, оставленной ради Господа, и становится странником. Этот шаг действительно необходим для того, чтобы принести Богу достойное покаяние в грехах. Греческое слово «μετανοία», которое переводится на русский язык как «покаяние», буквально означает «изменение ума». Подлинное покаяние требует всецелого изменения самого строя жизни человека, его образа мыслей. А это почти невозможно осуществить, оставаясь там же, где у человека зародились и укоренились страсти и греховные навыки.
Готовность оставить привычную и комфортную среду обитания, отрешиться от житейских дел и попечений свидетельствует о том, что человек по-настоящему откликнулся на призыв Бога. О таком отречении повествует вся Священная история. Праотец Авраам был призван навсегда покинуть страну своих предков для того, чтобы вступить в землю обетованную. В странствиях проходило и земное служение Иисуса Христа. Евангелист Матфей приводит слова Спасителя: «Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8:20).
Отсечение прежних, греховных привязанностей, разрыв социальных связей – вот суровый и благословенный путь древних монахов. Этим путем следовали все христианские подвижники начиная с основоположников монашества – преподобных Павла Фивейского, Антония и Пахомия Великих, в III веке проводивших уединенную жизнь в глубине египетской пустыни. Примечательно, что преподобный Антоний Великий в юном возрасте ушел из дома, оставив сестру и богатое наследство, повинуясь услышанным в храме евангельским словам: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (см. Мф. 19, 21). К совершенной отшельнической жизни он приступил не сразу: сначала некоторое время провел вблизи родного города у одного благочестивого старца, внимая советам своего наставника. Лишь духовно подготовившись к предстоящему поприщу, преподобный Антоний переселился в пещеру, вглубь пустыни.
Примеру египетских иноков следовали преподобные Антоний и Феодосий Печерские, явившиеся основателями русского монашества. Первый из них также начал свой подвиг в юности, отправившись странствовать по святым местам. Совершив паломничество на Афон и приняв там иноческий постриг, он вернулся в свое Отечество, где положил начало Киево-Печерской обители. Его ученик и последователь преподобный Феодосий по принятии иноческого пострига отказался даже от встречи с родной матерью, которая могла пробудить в его сердце сожаление о покинутом доме.
Подобно древним подвижникам благочестия, паломник оставляет привычную среду обитания – дом, близких людей, работу, на время кардинально меняет свой образ жизни, становясь странником.
Монашеский постриг сопровождается принесением обетов послушания, безбрачия и нестяжательства. Православная аскетика видит в этом самоограничении, «принуждении во всем» вплоть до полного отвержения самого себя могущественное средство стяжания благодати, то есть дара Святого Духа. Православный паломник ставит перед собой ту же самую цель – стяжание Божией благодати. Поэтому в православной традиции паломники вдохновляются теми же самыми идеалами монашеской жизни. С давних пор они следуют путем, подобному иноческому.
Если монах в своей обители, соблюдая принцип иерархичности, постоянно находится в послушании у настоятеля, своего духовника и старшей братии, то паломник на время своего путешествия должен нести послушание сопровождающему группу священнослужителю, руководителю паломнической группы, а также священникам и монахам тех храмов и монастырей, которые ему доводится посещать.
Обет безбрачия, присущий монахам, побуждает паломника к целомудрию в помыслах и делах. В том числе к воздержанию в ходе паломничества от супружеских отношений. Именно поэтому продолжительные паломнические поездки с ночевками предполагают раздельное размещение супругов.
Наконец, отличительной чертой подлинно монашеского образа жизни является нестяжательство, то есть отказ от собственности и стремления к ее приобретению. Применительно к паломнику эта монашеская добродетель проявляется в готовности обходиться необходимым минимумом – в пище, отдыхе и условиях размещения. Роскошные отели, изобильный стол, посещение увеселительных заведений и магазинов после храмов и монастырей – такое времяпрепровождение мало совместимо с паломническим подвигом.
Еще одной важной чертой, которой традиционно отличались настоящие монахи, является беззаботливость (άμεριμνία). Не стоит путать это качество с беззаботностью, что, скорее, является синонимом легкомыслия. Беззаботливость – это умение отрешиться от мирских попечений, чтобы полностью посвятить себя Богу и служению ближнему. Подобным же образом и паломник призван всецело вверить Богу себя и свою жизнь, включая решение насущных личных и рабочих проблем. Для современного делового человека это, несомненно, трудная задача, но, как свидетельствует Евангелие, «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62). На время паломничества полезно свести к минимуму звонки по телефону и полностью отказаться от использования различных гаджетов, что является нормой для насельников монашеских обителей.
Паломничество с монашеством роднит также стремление к воздержанию. Словом «воздержание» может быть выражена сущность всех монашеских добродетелей. Отец V века, блаженный Диадох, называл воздержание общим наименованием всех добродетелей.
У паломника и монаха одна цель – духовное преображение, возрастание во Христе. Только в том случае, если путешествие к святыням выполняет эту великую для души человека роль, оно имеет право называться паломничеством.
Митрополит Рязанский и Михайловский Марк