Есть в российской глубинке удивительное село, в котором и поныне стоят восемь храмов, один монастырь и часовня.
В Ивановской области вообще много православных святынь, которые заинтересуют даже самых искушенных паломников. В первую очередь, это Николо-Шартомская обитель, древнейшая в Ивановской области, основанная, по некоторым данным, в XIII веке. Это, конечно же, Никольский Тихонов монастырь в городе Лух и Макариев Решемский монастырь. Упомянем старинное село Мугреево-Никольское, вотчину князей Пожарских, прославленным представителем которых является князь Димитрий Пожарский. Интересно также село Антушково, место обретения Животворящего Креста Господня.
Храмы в селе Красном и в Палехе славятся уникальными фресками палехских мастеров. А как не посетить сам Палех и Холуй – центры старинного иконописного промысла, мастера которого сохранили древние традиции до наших дней? По этим местам через Юрьевец, Решму, Кинешму из Нижнего Новгорода двигалось народное ополчение Кузьмы Минина и князя Пожарского. Но нас сейчас интересует небольшое село Дунилово. Здесь, на берегу реки Тезы на скромном в общем-то пятачке история сохранила для нас восемь (!) храмов, один монастырь и одну часовню.
На пересечении торговых путей
Село Дунилово расположено в 15 километрах к северу от Шуи на живописном берегу реки Тезы. Вместе с находящимся на противоположном берегу селом Горицы они составляют уникальный, неповторимый ансамбль.
Дунилово – село старинное, оно возникло на месте пересечения древних торговых путей на берегу некогда судоходной Тезы. Столь удобное географическое положение способствовало его расцвету. Первое упоминание о нем мы находим в духовной грамоте князя Михаила Васильевича Горбатого-Шуйского (потомка древнего рода Суздальских князей), датированной 1535 годом. Уже тогда это было торговое село с большим количеством церквей. Почти все они были деревянными и, к великому сожалению, до наших дней не сохранились.
В 1689 году владельцем Дунилова стал боярин Федор Лопухин. Царь Петр I отписал дворцовое село своему тестю после женитьбы на его дочери Евдокии Лопухиной. Благочестивый и хозяйственный боярин вложил много трудов и средств в возведение новых и украшение древних храмов и обителей своей вотчины. Недалеко от села им был основан мужской монастырь – Воробьевская в честь Всемилостивого Спаса мужская пустынь. Были построены первые храмы обители – Успенский и Покровский. В 1697 году Федор Лопухин, попав в немилость к Петру I, был выслан в Тотьму, и потерявший своего покровителя монастырь стал быстро приходить в упадок, а в 1724 году был и вовсе упразднен по причине «малообеспеченности».
«По требованию масс»
Жизнь в монастыре возобновилась только в XIX веке. На средства московской купчихи Евфимии Каретниковой и почетной гражданки города Шуи Марии Посылиной в обители возвели каменные церкви. В 1819 году – летнюю, в честь Успения Божией Матери с приделами Всемилостивого Спаса и Рождества Пресвятой Богородицы, а в 1848 году – зимнюю, Покровскую. К концу столетия здесь были построены богадельня для стариков и школа, в которой обучались крестьянские дети. Главной святыней монастыря была чудотворная Смоленская икона Божией Матери.
В 1941 году все церкви сел Дунилова и Гориц закрыли «по требованию масс». В бывшем монастыре разместился психоневрологический диспансер, просуществовавший до 1991 года. Покровский храм переделали в больничную палату, в алтаре устроили процедурный кабинет, а Успенский храм использовали как склад.
Спустя пятьдесят лет решением Священного Синода Русской Православной Церкви на месте бывшей Воробьевской пустыни был учрежден общежительный женский монастырь в честь Успения Божией Матери. Началось возрождение обители. В конце марта 1992 года в Покровском храме впервые после полувекового перерыва отслужили Божественную литургию.
Выпавшая буква
С моста через Тезу открывается, пожалуй, лучший вид на Дунилово и Горицы. В лучах закатного солнца горят купола бывшего Благовещенского монастыря – самого древнего на здешней земле. Точная дата его постройки неизвестна, лишь закладная доска в стене Благовещенского храма свидетельствует, что освящен он в 1675 году. Второй храм обители, Казанский, построен позже, в 1888 году. Боярин Федор Лопухин также приложил руку к благоукрашению этого монастыря – его стараниями возведена высокая шатровая колокольня и надстроен еще один ярус Благовещенской церкви. Есть предположение, что царица Евдокия, жена Петра I, выделяла средства на создание иконостаса Благовещенского храма.
В старинном селе Дунилово два раза в год, весной и осенью, устраивались ярмарки. Там, где была торговая площадь, возвышается ныне Крестовоздвиженский храм, построенный в 20-х годах XIX столетия купеческим родом Балиных на месте маленькой часовенки. Эта часовня была поставлена в память об избавлении от «морового поветрия» 1654 года. Легенда гласит, что в древние времена стоял на этом месте идол – Дубнило, которому поклонялись славяне-язычники. Предполагается, что название села произошло от его имени, только с течением лет лишняя буква «выпала» и появилось Дунилово.
В советское время Крестовоздвиженский храм использовался как склад зерна и очень быстро пришел в запустение. В 1996 году начались ремонтно-восстановительные работы, а через два года на праздник Крестовоздвижения храм уже стоял под новым куполом, увенчанный крестами. В том же году здесь была совершена первая после многих лет литургия. Сейчас богослужения совершаются регулярно, по праздникам и выходным дням.
Место сражения
В истории Дунилова есть немало интересных событий. Одно из них связано с периодом Смутного времени.
1608 год. Армия Лжедмитрия II стояла под Москвой. Царь Василий Шуйский терпел одно поражение за другим. Все больше воевод и бояр занимали сторону самозванца. Власть Лжедмитрия признали жители Александровой слободы и Юрьева-Польского, вслед за ними на сторону самозванца перешли Суздаль, Иваново и Шуя. Важным центром патриотического движения в это непростое время стали Кинешма и другие города Поволжья. Именно здесь сформировались первые дружины ополчения.
11 февраля 1609 года в Дунилове произошло сражение между отрядом кинешемских ополченцев и войском суздальского воеводы Федора Плещеева, присягнувшего Лжедмитрию. В результате войско предателя было разбито, а сам он спешно бежал в Суздаль. В память о тех драматических событиях в 1709 году в Дунилове была построена часовня во имя святителя Николая. В наше время она отреставрирована и передана Успенскому монастырю.
Никола Можайский приплыл
К Николаю Чудотворцу здесь особое отношение, его считают покровителем села. Согласно местному преданию, в конце XVIII века в Дунилове был явлен его скульптурный образ, называемый Можайским: в одной руке он держит храм, в другой – меч. Предание утверждает, что образ этот приплыл в село по реке и был установлен в Покровской церкви. Местные жители сшили для него одежду, подобрали обувь, обращались к нему со своими просьбами и молитвами. В 1930-х годах Покровскую церковь закрыли, скульптуру Николая Чудотворца велено было убрать. Рассказывают, что сделать это было невозможно – Никола Можайский упорно не хотел покидать свое место. Только накинув трос, с помощью трактора удалось вытащить святой образ из храма и вывезти куда-то в поле. Вскоре после этого скульптурный образ святителя исчез. Рассказывают, будто его спрятал кто-то из местных жителей, по другим данным, он пропал в подвалах НКВД.
Покровский храм, расположенный напротив Никольской часовни, был построен в 1704 году на средства все того же Федора Лопухина, на месте обветшавшей деревянной церкви. Рядом стоит небольшой летний храм во имя Всех святых, составляющий с Покровским единый ансамбль, некогда огороженный каменной оградой с башенками и бывший бесспорным украшением села. Увы, и Покровская, и Всехсвятская церкви пребывают ныне в плачевном состоянии. Почти полностью разрушены ограда и башенки, храмы стоят без дверей и окон. На стенах с трудом просматриваются остатки фресок. Необычно смотрятся побеленные купола Покровской церкви – когда-то здесь начиналась реставрация, но на дальнейшие работы средств, видимо, не хватило.
Соперники
Переходим по мосту через Тезу и попадаем в Горицы. Именно так, с ударением на втором слоге, называют свое село местные жители.
Горицы известны с середины XVI века как вотчина последних потомков князей Горбатых, бывших удельных князей Суздальских. С давних времен село было соперником расположенного на противоположном берегу Дунилова. Так же, как и в Дунилове, здесь проживали богатые купеческие семьи, здесь ежегодно на Рождество Пресвятой Богородицы проводилась своя ярмарка, были и свои храмы. Это незримое соперничество зачастую выливалось в видимое. В праздничные ярмарочные дни на мосту через Тезу собирались жители обоих сел на кулачные бои.
В Горицах мы видим две церкви – летнюю, Рождества Богородицы, и зимнюю, Вознесенскую.
Рождественский храм упоминается в духовной грамоте князя Михаила Васильевича Горбатого, написанной в 1535 году. Храм несколько раз перестраивался. В 1624 году помещики братья Коробьины поставили новую деревянную церковь на месте старой. Каменный храм возвели в 1760 году «усердием богатых крестьян Цыгановых и Холщевниковых, с приложением утвари и колоколов». В нем имелась древняя икона, по преданию, писанная братьями Коробьиными с подлинника иконы Рождества Богородицы Горицкого Успенского монастыря.
В 1800 году на средства жителей села Горицы была поставлена зимняя церковь Вознесения, в скромных формах которой угадываются черты провинциального классицизма. Ныне храмы находятся на попечении Дуниловского Успенского монастыря, сестры которого в меру своих скромных сил стараются как-то предотвратить их дальнейшее разрушение.
Возвращаемся в Дунилово. Здесь, немного в стороне от остальных храмов, на сельском кладбище стоит еще одна церковь – Преображения Господня, построенная в 1832 году. Это один из немногих храмов, который был восстановлен, сейчас в нем регулярно совершаются богослужения.
Полезная информация:
Адрес: Ивановская область, Шуйский район, село Дунилово.
Как добраться: из Москвы поездом до Иванова, далее автобусом до Дунилова. Автомобилем: по шоссе Москва – Нижний Новгород через Иваново – Шую до Дунилова (350 км).
Ночлег: гостиницы в Иванове, Шуе, Палехе – по предварительной договоренности. Есть возможность договориться с местными жителями.
В Дунилове пекут замечательный хлеб и выпечку, продают свежее молоко.
Владимир Ештокин, фото автора
Выражаем благодарность за помощь в организации поездки Анатолию Влезько, руководителю мастерской «Палехский иконостас»