С какими мыслями и чувствами мы отправляемся в паломнические поездки? Чего ждем от встречи со святыней? Как даются нам робкие шаги на пути духовного восхождения? Об этом размышляет журналист Оксана Дементьева.
Убегая от неурядиц
В Пюхтицкий монастырь я добиралась на автомобиле долгих семь часов. Дорога была очень трудной. Даже незначительные ямки на шоссе отзывались сильной болью в пояснице. Попытка прослушать в пути диск с Последованием ко Святому Причащению (очень уж хотелось сэкономить время) успехом не увенчалась. Что-то случилось с автомагнитолой, и она категорически отказывалась читать вместо меня молитвы. И это, в общем-то малозначительное обстоятельство, расстроило меня окончательно.
«Целуйте эту землю, она освящена пришествием Божией Матери», – говорил о Пюхтице Иоанн Кронштадтский.
В Пюхтицу я убегала от череды семейных неурядиц в надежде получить короткую передышку и духовную поддержку, в которой так остро нуждалась. Собственно, именно за этим большинство паломников и приезжают в святую обитель.
Вот, наконец, Святые врата. Войдя в них, довольно быстро понимаешь: время в монастырских стенах течет ощутимо медленнее – все здесь идет своим чередом, подчиняясь мудрому, годами отлаженному порядку. И уже только от этого на душе становится чуть легче, чуть светлее.
На Журавлиной горе
Пюхтинский монастырь был построен в память о явлении Пресвятой Богородицы пастухам-эстам. По свидетельству Сыренецкой летописи XVI века, ранним летним утром пастухи увидели на горе Светозарную Деву в дивном лазурном одеянии. Вернувшись домой, пастухи рассказали о видении жителям своей деревни. Те, дивясь услышанному, отправились на следующий день к горе, и чудо повторилось – Пречистая Дева Мария явилась в сиянии света. На третий день у горы собрались крестьяне уже со всех окрестных деревень. И вновь Пресвятая Дева почтила собравшихся Своим присутствием.
Она стояла у подножья горы, но затем стала подниматься все выше и выше. Остановилась у величавого дуба и – скрылась от людских взоров. На этом месте в расщелине дуба селяне обрели икону Успения Божией Матери.
Будучи лютеранами, крестьяне не поняли, что именно на ней изображено, и передали икону православным, которые построили у древнего дуба часовню в честь Успения Божией Матери и поставили там обретенный образ. С той поры Журавлиную гору стали называть Пюхтицкой, то есть Святой.
В 1885 году благодаря губернатору Эстляндии князю С.В. Шаховскому и его супруге в Пюхтице был создан православный приход и началось возведение монастыря на месте обретения святыни. Князь лично курировал строительство, и через шесть лет, в августе 1891 года, состоялось торжественное открытие Успенской женской обители.
Послушание вместо прогулки
Когда я приехала в монастырь, до вечерней службы оставалось всего полтора часа. Хотелось прогуляться по окрестностям, сходить к источнику, а затем без спешки подготовиться к исповеди. Разместившись в келье для гостей и отобедав, я собралась осуществить задуманное. Но, как известно, «человек предполагает, а Бог располагает». Очень скоро стало понятно, что в монастырских стенах эта распространенная фраза обретает свой истинный – глубинный смысл.
Монахиня, ответственная за расселение гостей, спросила у меня, не могла бы я в качестве послушания помыть лестницу. Ну как тут откажешься? Выполнять монастырские послушания – долг каждого христианина. Однако за дело взялась без всякого оптимизма и уж тем более – без духовной радости, о которой так часто рассказывают послушники.
Монахиня выдала мне ведро и тряпку, показала, где набирать воду. А на просьбу дать еще и швабру недоуменно подняла брови: «Зачем? Мы так моем».
Спасен Патриархом
Послушание привело меня в дом для представительских целей, где находятся конференц-зал, монастырский музей и комната памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского, по молитвам которого созидалась Пюхтицкая женская обитель. В небольшом монастырском музее хранится немало вещей батюшки: фелонь, Евангелие, крест отца Иоанна, стул, на котором он сидел в алтаре, зимняя ряса и книги, которые он дарил сестрам со своим автографом.
Само же здание было построено в 1986 году по инициативе епископа Таллинского и Эстонского – будущего Патриарха Алексия II. Его имя в истории обители занимает особое место. В период хрущевских гонений лишь благодаря владыке удалось спасти монастырь.
В 1961 году власти уже приняли решение о закрытии Пюхтицкой обители и даже назначили точную дату, но молодой епископ, только что приступивший к своим новым обязанностям, попросил дать отсрочку. Он мотивировал просьбу тем, что не может начинать служение в качестве епископа с такого печального события. Власти согласились на отсрочку.
У владыки был единственный способ избежать закрытия монастыря – это привлечь к нему внимание зарубежной прессы. И вот в начале мая 1962 года, пользуясь своим положением, епископ пригласил в Пюхтицкий монастырь делегацию Евангелическо-лютеранской церкви ГДР. Вскоре после ее посещения в газете Neue Zeit вышла статья с фотографиями, посвященная обители.
В Пюхтице все чаще стали появляться иностранцы: протестанты из Франции, представители Христианской мирной конференции (ХМК) и Всемирного Совета Церквей (ВСЦ). Так монастырь получил международную известность, и вопрос о его закрытии был снят с повестки дня.
На последней ступеньке
– Вы, конечно, не можете этого знать, но по этой лестнице поднимался Святейший Патриарх Алексий II, – шепнула мне монахиня и ушла.
Конечно, я не могла этого знать. Но каждую ступеньку этой лестницы в шесть пролетов я запомню на всю жизнь. Уставшая после долгой дороги, с разламывающейся от боли поясницей, я, кое-как согнувшись, драила лестницу, считала ступени и пыталась осознать смысл данного послушания.
«Нелепость! В ХХI веке мыть лестницы руками!» – возмущенно кричало мое рациональное «я» на очередной ступеньке лестницы. «Не успею подготовиться к исповеди», –сокрушалась моя душа на четвертом пролете.
«Значит, по этой лестнице поднимался Святейший», –вспоминаются мне слова монахини, и в памяти одна за другой всплывают картины прошлого. Вот я, совсем молодая, стою в храме Христа Спасителя. Идет литургия, и вдруг из царских врат прямо напротив меня выходит с потиром в руках Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Я опускаюсь на колени и думаю о бесконечной Милости Божией, приведшей меня в главный храм страны в этот день.
Или вот я, уже журналистка со стажем, беру интервью у Святейшего и почему-то несколько раз подряд задаю ему один и тот же вопрос. А он, Патриарх, терпеливо смотрит на меня и поотечески, едва заметно улыбается… А вот Святейший в моем родном городе – в Риге. Неожиданно для охраны он делает шаг в сторону приветствующих его людей и берет из толпы годовалого малыша. Высоко поднимает ребенка на вытянутых руках, а потом с любовью благословляет его… И скорбное воспоминание – подхожу к телефону и слышу: «Осиротели вы, православные, – сбивчиво говорит моя подруга-католичка, – ваш Патриарх почил сегодня!» И мы плачем вместе…
Вспомнилось еще много того, что раньше не приходило на ум. Благодарю Тебя, Господи! Ты не даешь забыть то важное и светлое, что было в моей жизни. И вот эту лестницу я теперь никогда не забуду – она помогла мне понять, зачем я приехала в Пюхтицкий монастырь.
Шаг за шагом, вымывая ступеньку за ступенькой, я вычищала из закоулков души то, что не позволяет нам приблизиться к Царствию Небесному: обиду, зависть, тщеславие, гордыню. Как же вовремя эта лестница спустила меня с высот мысленного витийства и примитивного зазнайства!
На самой последней ступеньке меня ждала настоящая награда – смирение и, как следствие этого удивительного состояния, огромная духовная радость. Не торопись и все успеешь За два неполных дня, что я пробыла в монастыре, мне удалось сделать все, что было запланировано, – и даже больше того. Я исповедалась, причастилась, побывала на соборовании, приложилась к святыням в храмах. На монастырском кладбище поклонилась могилкам блаженных пюхтицких стариц Екатерины, Елены и седьмой схиигумении монастыря – Варвары (Трофимовой). Она управляла обителью сорок три года (!) и почила совсем недавно – пять лет назад.
Успела я погрузиться в святой источник. По преданию, он бил у подножия Пюхтицкой горы с незапамятных времен. Пречистая Дева освятила его Своим присутствием, и с тех пор множатся случаи чудесного исцеления людей, с молитвой и верой окунающихся в святой источник.
Паломники приходят сюда и зимой, и летом. Температура воды в роднике круглый год одинаковая – плюс четыре по Цельсию. С молитвой я вошла в купальню, сделала шаг вперед и… положилась на волю Божию. Сначала вода показалась очень холодной, но потом стало как-то необыкновенно тепло и появилось чувство сопричастности чему-то очень важному.
Как ни выкраивала я минутку «для себя», Господь не дал мне побродить по обители в тоске и печали, растравляя душу размышлениями, «как мне, бедной, теперь жить-то». Я вернулась из поездки с четким планом решения моих житейских проблем и твердым пониманием: надо жить, благодаря Бога за каждый дарованный миг, радуясь и непрестанно молясь.
Полезная информация:
Адрес: 41201, Kuremäe, Эстония.
Телефон: + (372) 339-21-24
Сайт: www.puhtitsa.ee
E-mail: kloster.ee@gmail.com
Как добраться: на поезде Москва – Таллин следовать до станции Йыхви. Далее на автобусе №116 или на такси до населенного пункта Куремяэ. Монастырь находится в его окрестностях