Эта церковь была построена по особому повелению царя Иоанна Грозного, считавшего блаженного Исидора своим небесным защитником.
Несколько лет назад на Святках мы с мужем впервые приехали в Ростов Великий, намереваясь провести в этом древнем городе три дня и обойти все его достопримечательности. Однако в полной мере этим планам сбыться не удалось – ударил мороз, да такой, что после нескольких минут пребывания на улице не только шарфы и шапки, но и волосы покрылись инеем. Стылый воздух, казалось, проникал сквозь каждую щелочку в одежде. Однако сидеть в гостиничном номере три выходных дня было жаль, и мы решили хотя бы обойти вокруг знаменитого кремля – бывшего подворья ростовских митрополитов. Город, окутанный синим морозным маревом, был почти безлюден и так тих, что слышно было, как поскрипывает снег под нашими ногами. Двинулись по большой улице, до сих пор носящей помпезное название «50-летия Октября», вдоль северной стены кремля и целой череды старинных особнячков и одноэтажных торговых рядов. Дорогу неожиданно преградила большая снежная куча, из которой одиноко торчал маленький медный Ильич. Впору было возвращаться, и мы так бы и сделали, если бы не увидели за спиной медного вождя увенчанный крестом островерхий шпиль церковной колокольни.
Будущий русский святой родился близ Бранденбурга в знатной дворянской семье, состоявшей в родстве с Великим магистром Тевтонского ордена.
В низине, окруженной крутыми земляными валами, стоял храм. Как потом выяснилось, он так и называется в народе – Исидора на валах.
Дверь оказалась приоткрыта, внутри царил сумрак, было безлюдно и тепло. Лишь у входа за простеньким столиком, на котором не было ничего, кроме пучка свечек, бумаги для записок и нескольких фотографий, сидела пожилая приятная женщина. «Заходите! – пригласила она. – Я вам расскажу о нашем храме».
Женщину звали Мария Степановна, она оказалась мамой настоятеля прихода протоиерея Олега Ельцова. Мария Степановна не только бессменно дежурит «за ящиком», но и добровольно выполняет послушание гида для каждого, кто впервые переступает порог храма. Тогда, слушая ее лаконичный, но емкий рассказ о небесном покровителе града Ростова – блаженном Исидоре, я восхитилась ее эрудицией, мельком подумав о том, какие духовные сокровища подчас скрываются за аскетически скромными фасадами старинных русских храмов.
Дворянин, юродивый, святой
По преданию, будущий русский святой родился близ Бранденбурга в знатной дворянской семье, состоявшей в родстве с Великим магистром Тевтонского ордена. Разумеется, по рождению он принадлежал к Римско-Католической Церкви. Еще юношей Исидор покинул отчий дом. Сокровенными остаются обстоятельства, при которых он обрел истинную православную веру. В середине XVI века он переселился в Русскую землю. Нищим странником придя в богатый и вольный Ростов, бывший аристократ поселился в убогом шалаше в болотистой низине, по воле Божией приняв особый подвиг – юродства Христа ради. Лохмотья едва прикрывали его тело, а ложем служила голая земля, а порой и навоз. Безответно и безропотно перенося насмешки, брань, а то и побои горожан, Исидор дни и ночи проводил в молитве. Бог удостоил подвижника дара прозорливости. Наиболее мудрые из ростовчан со временем прониклись уважением к пришельцу, странного обликом и образом жизни, слова которого, сказанные как бы между прочим, обычно имели пророческое значение. Современники блаженного Исидора, не раз убеждавшиеся на деле в осуществлении его предсказаний, называли святого «Твердисловом». Так, в день свадьбы князя Саввы Оболенского и княжны Дарии Луховской юродивый явился на торжество и неожиданно поднес новобрачному собственноручно сплетенный венок из полевых цветов со словами: «Вот тебе, князь, и архиерейская шапка». Спустя несколько месяцев после свадьбы молодая княгиня внезапно скончалась. Безутешный молодой вдовец оставил мир и, приняв монашество с именем Иоасаф, удалился в Ферапонтов Рождества Богородицы монастырь. Жизненный путь завершил на Ростовской архиерейской кафедре в сане архиепископа. Позднее был канонизирован.
Долгие годы блаженный Исидор оставался незримым миру молитвенником за Ростов. Его кончина, произошедшая в канун праздника Вознесения Господня, открылась дивным благоуханием, исходившим из убогого шалашика юродивого. В этом подобии человеческого жилища ростовчане обнаружили почившего Исидора, лежавшего на земле со сложенными крестообразно на груди руками. Только тогда горожане осознали, что рядом с ними жил великий угодник Божий. Погребли тело там же, а над захоронением возвели деревянный храм в честь Вознесения Господня.
«Подобием рус, власы велики...»
Ростовского чудотворца знали и молились ему по всей России. Очень почитал его царь Иоанн IV. В честь блаженного была составлена особая служба. «Устав церковных обрядов Московского Успенского собора», датируемый 1636 годом, гласит: «Мая в 14-й день Исидору Ростовскому благовест в лебедь, трезвон средний», что свидетельствует о включении празднования памяти этого святого в богослужебный чин главного храма Руси.
Благодаря государеву вкладу на месте обветшавшего деревянного Вознесенского храма был выстроен новый, в камне. До начала XX века здесь бережно хранилась белокаменная плита с надписью: «Лета 1565 державою и повелением благочестиваго царя государя великаго князя Иоанна Васильевича всея Руси его царскою казною поставлена церковь сия Вознесение Господне в ней же Исидор чудотворец при епископе Никандре Ростовском, а делал церковь великого князя мастер Андрей Малой».
В XVIII столетии к первоначальному церковному зданию пристроили южный придел во имя блаженного Исидора, к сожалению, снесенный в советское время. От богоборцев сильно пострадала и великолепная церковная роспись конца XVII – начала XVIII века, являвшаяся выразительной иллюстрацией пути святого: каждый ее фрагмент отражал отдельный эпизод его жития.
В разные годы у алтарной стены Вознесенского храма были погребены еще трое местночтимых святых: Христа ради юродивые Стефан Варницкий, Афанасий и Артемий Третьяк. К сожалению, о них сохранилось очень мало сведений, неизвестен и их облик в отличие от блаженного Исидора, которого иконописцам предписывается изображать следующим образом: «Подобием рус, власы велики, брада аки Никиты мученика, подоле, риза на нем едина разодрана серодикая, правое плечо наго, руки крестообразно, ноги голы».
Священник решил самовольно обрести честные останки святого, но божественная сила отринула его от гроба.
В наше время мощи всех четырех святых продолжают почивать под спудом. В житии блаженного Исидора упоминается о приходском священнике, который пожелал самовольно обрести честные останки святого, но «некоторая Божественная сила внезапно отринула пресвитера от гроба, и стал он нем и безгласен, также и расслаблен». Лишь через несколько часов, придя в чувство, священник принес покаяние в своем поступке и был исцелен.
Покоящиеся в земле останки ростовских блаженных избежали осквернения в годы богоборчества, когда большая часть храмов России была закрыта и разорена. В лучшем случае они становились частью музейной экспозиции или просто хранилищем, как это случилось с храмом блаженного Исидора. Лишь в 2002 году его возвратили Церкви, а год спустя в нем возобновились регулярные богослужения.
Сейчас в ризнице, расположенной в правой стороне алтарной части, над местом погребения блаженного Исидора установлена символическая деревянная рака с ростовым образом святого. Подойти и поклониться ему может любой желающий. Надо сказать, что, несмотря на длительный период забвения, молва о ростовском чудотворце и его скорой молитвенной помощи разошлась по нашему Отечеству. В храме ведется запись чудесной помощи по молитвам к святому Исидору. Сюда специально едут паломники не только из Ярославля, Москвы и Санкт-Петербурга, но и со всех концов страны. И не только из России.
Приходы-побратимы
Еще одна община, объединенная именем блаженного Исидора с ростовской, находится в Берлине. Обе они были зарегистрированы в один и тот же день – 27 мая, когда празднуется преставление блаженного: одна – в России, другая – в Германии. Символичное, а точнее, промыслительное совпадение. Все это выяснилось, когда настоятели, а затем и прихожане этих храмов узнали о существовании друг друга и познакомились ближе.
Особенность немецкого прихода в том, что он почти на 90 процентов состоит из этнических немцев, перешедших в православие из Католической Церкви. Так же, как когда-то это сделал блаженный Исидор. Таких людей сейчас в Германии становится все больше. Богослужения совершаются на родном для них немецком языке.
И русская, и немецкая православные общины были зарегистрированы 27 мая, в день преставления блаженного Исидора.
В этом году окормляющий берлинскую общину священник Михаил Рар вместе с группой паломников из числа своих прихожан впервые приехал в Ростов Великий. Совместно с отцом Олегом Ельцовым они отслужили литургию – половину на церковнославянском, половину на немецком языках. Теперь ростовчане ждут немецкий православный «десант» 27 мая, на престольный праздник. В этот же день будет торжественно отмечаться и 450-летие храма.
Кстати, однажды, совершенно случайно, сюда зашел немецкий турист, ничего не зная о том, кому посвящен храм. Узнав, что русские чтут как святого его бывшего земляка, он был потрясен. Примерно через год от этого человека в Ростов пришла весточка – он принял православие.
Полезная информация
Адрес храма Вознесения Господня (Исидора на валах): Ярославская обл., г. Ростов Великий, ул. К. Маркса, д. 25 «А»
Тел.: +7 (910) 825-82-24
E-mail: tverdislov1474@mail.ru
Сайт: http://www.isidor.pro
Как добраться: поездом с Ярославского вокзала Москвы до Ростова Великого (3–3,5 часа), автобусом с Щелковского автовокзала (до 4 часов) или личным автотранспортом (220 км по Ярославскому шоссе).
Ольга Кирьянова