В Церкви Христовой особым почитанием пользуются апостолы. Они почитаются как посланники самого Спасителя, возвещающие миру Его Благую весть. Однако если попросить рядовых прихожан назвать имена апостолов, то, думаю, многие затруднятся назвать имена даже двенадцати, не говоря уже о семидесяти. Назовут евангелистов. И это естественно. А те, кто читает Новый Завет регулярно, может быть вспомнят и авторов Посланий.
Но два имени особо запечатлены в сознании верующих. Это апостолы Петр и Павел. Их знает всякий.
Святая Церковь объединяет в один праздник поминовение этих двух совершенно разных, на первый взгляд, людей. Разных — по происхождению, образованию, характеру, по степени близости к Спасителю. Апостол Петр был с самого начала верным учеником Христа, был свидетелем многих сокровенных событий земной жизни Спасителя. Апостол Павел не знал Христа и был Его гонителем. Апостол Петр был необразованным галилейским рыбаком, апостол Павел – римским гражданином, элитой тогдашнего общества, получившим самое лучшее образование, в том числе богословское.
Какими же критериями руководствовался церковный разум, когда поставил рядом именно Петра и Павла? Апостолы Петр и Павел принесли наибольшие плоды на ниве миссионерского служения, именно они более других потрудились в проповеди Слова Христова как среди иудеев, так и среди язычников. Неслучайно, Церковь называет их «первоверховными апостолами». Их любовь ко Христу была столь пламенной, что они обошли с проповедью много стран. Причем апостол Петр больше проповедовал делом, а апостол Павел — словом. И эти два типа проповедника ярко запечатлены в нашем сознании.
Такая сила духовная исходила от апостола Петра, такая благодать действовала в этом ученике Христовом, что даже тень его несла чудодейственную силу. По пути следования апостола люди выносили своих родных и близких, страдающих тем или иным недугом, и когда тень проходящего Петра осеняла больных, то они получали исцеление.
Апостол Павел – это уже учитель слова, учитель премудрости человеческой, «избранный сосуд», также призванный Самим Христом проповедовать «перед народами и царями и сынами израилевыми» (Деян. 9, 15). Странствуя из страны в страну, Павел писал в пути свои знаменитые Послания, которые, по словам святителя Иоанна Златоуста, ограждают Вселенскую Церковь подобно стене, построенной из адаманта.
Каким контрастом может показаться апостол Павел на фоне простых галилейских рыбаков! Однако и в этом заключен особый промысел Божий. Благая весть пришла ко всем: и к простым людям, и к образованным. И апостолы, каждый в силу своих дарований, кто простыми словами, кто языком культуры своего времени просвещал своих современников, принося в их дома Благую весть.
Христианство — это устремленность в будущее, это открытость апостольскому призванию. И Церковь призывает каждого из нас быть в меру своих способностей продолжателем апостольского подвига, яркими выразителями которого являются первоверховные апостолы Петр и Павел.