Древние чудотворные иконы, хранившиеся в храмах Ярославля, когда-то собирали многочисленные крестные ходы, к ним спешили на поклонение паломники. Теперь эти святыни – музейные экспонаты.
Где надо побывать
Если вы пойдете по Волжской набережной к Стрелке, то следом за великолепными особняками по правую руку и Арсенальной башней по левую увидите белокаменное здание конца ХVII века. Это Митрополичьи палаты, чьи стены помнят и святителя Димитрия Ростовского, увещевавшего ярославцев покориться петровскому указу о брадобритии, и Екатерину Великую, принимавшую здесь местных дворян и писавшую комедии на основе услышанных от них анекдотов.
С 1977 года в Митрополичьих палатах располагается отдел древнерусского искусства Ярославского художественного музея, побывать в котором, как и в аналогичном музее на территории Спасо-Преображенского монастыря, непременно нужно каждому, кто приезжает в город Ярослава Мудрого.
Поднявшись по высоким деревянным ступеням на второй этаж, вы попадаете в зал, со стен которого на вас смотрят самые древние иконы музейной экспозиции – их привезли сюда из закрытых в советское время храмов. Это и Одигитрия конца ХIII – начала ХIV веков из ярославской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и Илья Пророк из Ильинско-Тихоновской церкви (XV век), и того же века Святитель Николай из сельской церквушки.
Начальник Тишины
А вот и самая драгоценная жемчужина – небольшой образ Спаса Вседержителя, едва ли не самая ранняя на Руси икона этого византийского типа. Она была написана в XIII веке, вероятно, по заказу князя Константина Всеволодовича, который в 1215 году «заложи церковь Успение Богородицы на Ярославли», ставшую кафедральным собором.
Эта икона – моленный образ святых ярославских князей Василия и Константина, внуков Константина Всеволодовича. Она не пострадала в страшном пожаре 1501 года, как не пострадали и княжеские гробы с оказавшимися нетленными телами. Долгое время икона висела на восточном столбе храма – возле раки с мощами святых князей.
…Текучие, плавные линии, неяркий, но изысканный колорит, умиротворяющая и очищающая «умным светом» гармония, которая позже засияет в иконописи Андрея Рублева. Это совсем иная реальность, которая открывается лишь в милующем сердце, открытом для Божией Благодати. Такое сердце было у князя Константина, который, уходя из жизни, увещевал своих наследников: «Будьте в любви между собою, и Бог мира будет с вами».
И вот мы воочию видим «Начальника Тишины», как именуется в одной из обращенных к Богородице молитв Иисус Христос. Столь уникальных памятников домонгольской иконописи искусствоведы насчитывают не более двадцати. Нельзя не обратить внимания, насколько этот лик Спасителя отличен от более поздних, зачастую живописно-декоративных изображений, представленных в последних залах. Стоя перед ним, как можно не молиться, не славить Господа, не благодарить Его за саму возможность видеть эти Божественные черты?
Утешение Ярославля
Переходим в другой зал, и нас встречает еще одна святыня Успенского собора – Ярославская икона Божией Матери. Многие ли знают о ней? Написанная в XIII веке, чуть позже, чем Владимирская икона, она также прославилась чудесами. Перед списками с этой иконы молились и в Москве, и в Новгороде. И хотя она занесена в святцы (ее празднование приурочено ко дню обретения мощей святых благоверных князей Василия и Константина – 8/21 июня), в честь нее не написано ни службы, ни акафиста. Этот удивительный памятник иконописи домонгольского периода так и остается святыней «под спудом».
В дореволюционных российских справочниках по чудотворным и особо чтимым иконам Царицы Небесной ей отведено лишь несколько строк. Между тем, как пишет автор книги «Храмы и святыни Ярославля» Тамара Рутман, «в первое столетие после образования самостоятельного княжества, до чудесного обретения образа Толгской Богоматери, икона Ярославской Богоматери почиталась как главная покровительница города и служила единственным утешением Ярославля, страдавшего под игом свирепых завоевателей».
Примечательно, что, как и Владимирская икона, Ярославский образ относится к иконографическому типу Умиление. Богомладенец, прикрываемый краем материнского мафория, ласкается к Матери, прижимаясь щекой к Ее щеке и касаясь рукой Ее подбородка.
На всех ранних иконах этого типа Богомладенец одет в белую рубашечку с редким цветочным орнаментом. На списке из Успенского собора (он самый ранний из всех сохранившихся в Ярославле) Христос облачен в длинный хитон цвета охры.
Спасшая от чумы
До октябрьского переворота в Успенском соборе хранилась еще одна чудотворная богородичная икона – Смоленская. Особо почитаемая в Ярославле, она находилась в иконостасе слева от Царских врат. Именно она спасла город от моровой язвы, унесшей в 1653–1654 годах тысячи жизней по всей Руси.
«Сказание об обретении чудотворного образа» повествует о том, как во время всеобщей беды некому благочестивому мужу «прозванием Баженов» явилась во сне «жена некая» с повелением идти «во святую соборную церковь и возвестити той церкви протопопу и всему причту освященному, почто Мя остависте в забвении? Поставлен бо есть мой образ в пустом храме, во всяком небрежении стоящий; глаголи убо им, да изнесши его оттуда, поставили бы во святой соборной церкви».
Чтобы отслужить в музее молебен перед чудотворными образами, требуется специальное разрешение
Соборный протопоп Аггей, выслушав Баженова, направился с клиром на поиски и в одной из деревянных церквушек среди множества ветхих икон обнаружил святой образ Богородицы.
После крестного хода с этой иконой и образом Спасителя вокруг города «язва оная смертоносная преста».
Позже в память о чудесном спасении Ярославля митрополит Ростовский Иона учредил «повселетно [ежегодно] ходити вкруг всего града со святыми иконами, и сию чудотворную носити икону Богородичную», что и совершалось до прихода большевиков. В годы советской власти после закрытия Успенского собора всенародная святыня бесследно исчезла.
…Обойдя все залы, вернитесь в самый первый – к изначальной Руси, к ее удивительным иконам, написанным по византийским образцам, с которых на нас смотрят светлые и строгие лики. Нет, невозможно воспринимать их исключительно как «произведения искусства». Икона создается для молитвы, а не для эстетического удовольствия. Но, может быть, такова воля свыше, чтобы не только верующие люди, но и любой человек, пришедший сюда для знакомства с древнерусским искусством, мог встретить здесь нечто большее, чем ожидал?
«Святый Никола, прости нас…»
Образ Николая Чудотворца – еще одна икона, перед которым молились благоверные князья Константин и Василий в Успенском соборе. Лик этого святого знаком каждому – и верующему, и неверующему. Икона древнего греческого письма была непременной участницей всех крестных ходов, после чего, вставленная в раму с тридцатью шестью сюжетами (клеймами), занимала обычное свое место у второго южного столба.
Случаи многочисленных исцелений по молитвам перед этой иконой записывались священниками с 1515 по 1563 год. Эти свидетельства хранились в Российской государственной библиотеке (в дореволюционное время – в библиотеке Московского публичного Румянцевского музея).
Каждая запись предварялась одними и теми же словами: «простил святый Никола».
«Прощено» было 144 просителя. «Во всех этих записях о чудесах, – резюмирует А. Титов, опубликовавший в 1904 году бесценные свидетельства отдельной брошюрой, – видна сильная вера исцелившихся, которые свои немощи считали наказанием Божиим за грехи и в исцелениях видели прощение этих грехов. В Божием гневе, постигающем человека, вера учила видеть не столько кару, сколько воззвание к жизни новой».
К сожалению, оригинал иконы не сохранился. В Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике, расположенном в Спасском монастыре, хранится список чудотворного образа XVI века, перенесенный сюда из Успенского собора.
Полезная информация:
Митрополичьи палаты
Адрес: г. Ярославль, Волжская набережная, д. 1
Музей открыт ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме понедельника и последнего вторника каждого месяца.
Телефон: (4852) 30-86-65
Историко-архитектурный музей-заповедник
Адрес: г. Ярославль, Богоявленская пл., д. 25
Телефон: (4852) 30-38-69
Часы работы: ежедневно с 10.00 до 17.45
Константин Кравцов, фото Олега Серебрянского