По дороге в Оптину Пустынь

Архив статей

По дороге в Оптину Пустынь

Всякий, кто совершает паломничество в эту знаменитую обитель, проезжает Козельск, о котором обычно умалчивают экскурсоводы. Между тем, этот небольшой город оставил яркий след в истории России.

 

Всякий, кто совершает паломничество в эту знаменитую обитель, проезжает Козельск, о котором обычно умалчивают экскурсоводы. Между тем, этот небольшой город оставил яркий след в истории России.

 

Козельск Козельск

 

Поход Батыя

В декабре 1237 года многочисленные полчища Батыя подошли к границам Рязанского княжества. Хан направил к князю посольство, требуя подчиниться и выплатить в качестве дани десятую долю со всего имущества. Но тот ответил отказом, и рязанское войско выступило навстречу монголо-татарам.

Русские воины сражались мужественно, но силы были неравны. Разбив войско рязанского князя, Батый осадил город. В несколько дней Рязань была разграблена и сожжена. В том гибельном огне не спасся никто – ни старый, ни малый.

 

Историки иногда называют Козельск роковым или невезучим городом. Редко когда враги нашей страны проходили мимо этого места. Кроме Батыя его жег хан Ахмат, досталось городу и от наполеоновских войск. А в октябре 1941-го Козельск был захвачен немцами Историки иногда называют Козельск роковым или невезучим городом. Редко когда враги нашей страны проходили мимо этого места. Кроме Батыя его жег хан Ахмат, досталось городу и от наполеоновских войск. А в октябре 1941-го Козельск был захвачен немцами.

 

Разорив Рязань, Батый двинулся вглубь Северо-Восточной Руси, сжигая все на своем пути. Были разрушены Коломна и Москва, Владимир и Суздаль, Переславль и Тверь. В глухих лесах на берегах реки Сить наголову было разбито войско владимирского князя Юрия Всеволодовича, пытавшегося дать захватчикам отпор. Перед Батыем открывалась дорога на Великий Новгород, но в начале марта 1238 года он по каким-то причинам (возможно, испугавшись распутицы) повернул на юг и 25 марта был уже у стен Козельска.

 

Крепкодушные защитники

Первые упоминания об этом городе относятся к 1146 году. Он находился на окраине Черниговского княжества и был небольшой пограничной крепостью, с трех сторон окруженной естественными преградами – речками Жиздра и Другуска. Городок частенько оказывался в центре боевых действий, переходя во владение то к черниговскому князю, то к новгород-северскому…

 

Вид с реки на Козельск. Архивное фото Вид с реки на Козельск. Архивное фото.

 

К тому времени, когда Батый подошел к Козельску, город, которым правил малолетний князь Василий, не имел сильного гарнизона. Жители знали, что ханские воины убивают всех пленных, и предпочли смерть в сражении плену. Почти два месяца Батый осаждал Козельск, но так и не смог овладеть им, пока на помощь ему не пришли сын великого хана Кадан и царевич Бури, захватившие город за три дня.

Вот как описаны те драматические события в летописи: «Разрушив город Владимир, захватив суздальские города, пришел Батый к городу Козельску. Там княжил молодой князь по имени Василий. Нечестивые узнали, что люди в городе крепкодушны, что словами хитрыми нельзя захватить город. Козляне же, с общего согласия, порешили не сдаваться Батыю, говоря так: “Хоть наш князь молод, но отдадим жизнь свою за него, и здесь славу света сего примем, и там получим небесные венцы от Христа Бога”. Татары упорно бились, хотели взять город, разбили городскую стену и вошли на вал. Козляне на ножах резались с ними. Они решили вый ти на татарские полки, и, вый дя из города, разбили пороки их, и, напав на полки татарские, перебили четыре тысячи татар, но и сами были перебиты. Батый же, взяв город, перебил всех, не пощадил и детей, даже грудных младенцев. О князе Василии ничего не известно; некоторые говорят, что он утонул в крови, так молод был. С тех пор татары не смеют называть этот город Козельском, но – “злым городом”, потому что они бились за него семь недель».

 

Страница старой летописи Страница старой летописи

 

У засечной черты

Прошло более трехсот лет, и в 1565 году крымский хан Девлет-Гирей двинул по направлению к Козельску конную лавину из 20 тысяч всадников. В обозах крымцы тащили тяжелые осадные орудия. 7 октября Девлет-Гирей подошел к опушке Жиздринского леса и осадил Болхов, стоявший на пути к Козельску. Натолкнувшись за Болховом на серьезную преграду, после двенадцатидневного стояния хан отдал приказ возвращаться в кочевья. Несколько раз потом крымцы пытались пробиться к Жиздре через линию засечных укреплений, но их усилия оказались тщетными...

Засеки, или заграждения из стволов деревьев, поваленных на опушках леса, в прогалах между перелесками, на лесных дорогах, были с незапамятных времен одним из главных защитных сооружений славян от набегов. На проезжих дорогах устраивались засечные ворота. Для их охра ны строились земляные городки, укрепленные башнями, окруженные рвами с водой. У речных переправ устраивались забои – колья, вбитые поперек русла реки. Во время набегов в этих городках укрывались посадские люди, женщины и дети.

При Иване Грозном сведенная в единое фортификационное сооружение засечная черта превратилась в надежную линию обороны российского государства. В опасных местах она удваивалась, утраивалась, а в козельской земле между Белевым и Перемышлем она даже учетверялась. Засечная черта объявлялась заповедной в прямом смысле слова. Под страхом смерти крестьянам запрещалось здесь рубить лес, ловить рыбу, пахать земли.

 

Козельский крест, по преданию, был установлен на месте захоронения русских воинов Козельский крест, по преданию, был установлен на месте захоронения русских воинов.

 

Старые и новые символы

Разоренный в Смутное время город так и не смог оправиться, но российские правители о нем не забывали. 10 марта 1777 года по высочайшему распоряжению Екатерины Великой был учрежден герб Козельска. В память о страшной трагедии 1238 года императрица повелела взять за основу герба «червленное поле», символизирующее кровопролитие, а также «пять серебреных щитов с черными крестами, изъявляющими храбрость их защищения и несчастную судьбину, и четыре златые креста, показующие их верность».

К сожалению, в современном Козельске очень мало памятников, напоминающих о его героическом прошлом. Страшный пожар 1777 года уничтожил почти весь город. Он стал отстраиваться заново лишь в начале ХIХ века в связи с развитием торговли. К этому времени относятся полтора десятка купеческих особняков, расположенных на Большой Советской улице. В одном из них находится краеведческий музей.

 

Мемориал славы в городском парке Мемориал славы в городском парке

 

О далеких событиях ХIII века рассказывает лишь небольшая экспозиция. Главный ее экспонат – Козельский крест. Считается, что этот крест, выбитый из «каменной бабы» – древнеславянского идола, был поставлен на месте братской могилы козельчан, погибших от рук Батыя.

От крепости, которая некогда опоясывала Козельск, сейчас не осталось и следа, если не считать небольшой сквер в центре города. Он указывает место, где, по предположениям историков, когда-то находилась главная площадь Козельска. Возможно, именно здесь горожане держали совет: сдавать город без боя или сражаться до последнего вздоха.

 

Барельеф на стелле, возведенной в честь  присвоения Козельску  звания "Город воинской славы" Барельеф на стеле, возведенной в честь присвоения Козельску звания "Город воинской славы".

 

Святыни Козельска

В центре города на Белевской горке стоит один из самых старых храмов города – Никольский, построенный в 1740 году местным жителем обергофмаршалом Д.А. Шепелевым. В 1927 году церковь закрыли, а здание стали использовать под цеха швейной фабрики. Сейчас храм постепенно возрождается.

Неподалеку, среди построек хлебозавода можно разглядеть еще одну церковь – вернее то, что от нее осталось. Храм Вознесения Господня был построен в начале XVIII века, но сейчас находится в таком состоянии, что восстановлению не подлежит.

 

Благовещенский храм, где совершались богослужения в годы Великой Отечественной войны Благовещенский храм, где совершались богослужения в годы Великой Отечественной войны.

 

Более счастливая судьба у церкви Сошествия Святого Духа, построенной в 1789 году купцом Петром Месняевым. После закрытия храма по распоряжению советских властей его помещения отдали под склад. Сначала здесь хранили махорку, потом зерно. Здание ни разу не ремонтировали, и оно пришло в такое состояние, что Козельский райсовет ходатайствовал перед властями о разборке храма на строительный материал.

Но все сложилось по-другому. В 1988 году, к 750-летию легендарной обороны Козельска от монголо-татарских захватчиков, было принято решение отреставрировать церковь и разместить в ней историческую диораму, посвященную этому событию. Прошло еще семь лет – и храм передали церкви. Сейчас в нем регулярно совершаются богослужения.

 

Церковь Сошествия Святого Духа была первой восстановленной в городе Церковь Сошествия Святого Духа была первой восстановленной в городе

 

Если от Духовской церкви мы направимся в сторону сквера, разбитого на высоком берегу Жиздры на месте старого городища, то подойдем к собору Успения Пресвятой Богородицы. Он был построен в 1824 году протоиереем Анчуковским с братией и прихожанами. Храм был закрыт в 1928 году и переоборудован в Дом соцкультуры.

Во время Великой Отечественной войны, в короткий период оккупации, храм был осквернен во второй раз – фашисты устроили в нем конюшню. С 50-х годов XX века храм снова стал использоваться как «культобъект» – в нем демонстрировали фильмы и устраивали вечера танцев. Длительное время здание не ремонтировалось и к концу XX века пришло в ужасающее состояние. Храм стоял без куполов и крыши, в нем не было пола, окон и дверей. В 2001 году началось его восстановление. Сейчас Успенский собор является кафедральным собором Козельской епархии.

 

Интерьер Духовской церкви Интерьер Духовской церкви

 

Если вернуться по Большой Советской улице до ее пересечения с улицей Чкалова и пройти немного вперед, то мы выйдем к еще одной церкви – Благовещенской, построенной в 1810 году Федором Ивановичем и Евдокией Авраамовной Рахмановыми. Этот храм был закрыт позже других – в 1937 году. Во время Великой Отечественной войны в полуразрушенном здании церкви протоиерей Стефан Акулин на свой страх и риск стал совершать богослужения.

Долгое время этот храм был единственным действующим в Козельске. Его прихожане и по сей день почитают могилку блаженного молчальника Тита, жившего в церковной сторожке в первой четверти XIX века и творившего чудеса еще при жизни.

 

Никольский храм - один из самых старых в Козельске Никольский храм - один из самых старых в Козельске.

 

Полезная информация:

 

До Козельска можно добраться на автобусе, который отправляется от станции метро «Теплый стан» (12 рейсов в день), а также на автомобиле по Калужскому шоссе до Калуги (172 км). В городе проехать по мосту через Оку, за ним сразу же выезд на шоссе Калуга – Козельск (72 км). Время в пути 4–5 часов.

 

Прогуливаясь по парку, можно  в доступной форме познакомиться  с  историей города. О ней расскажут росписи на стенах Прогуливаясь по парку, можно в доступной форме познакомиться с историей города. О ней расскажут росписи на стенах.

 

Владимир Ештокин, фото автора

Поделиться ссылкой в:


    Ещё в разделе

    То, что я даю другим

    То, что я даю другим

    Практически все прихожане храма преподобного Андрея Рублева в Раменках участвуют в делах милосердия, считая это нормой жизни.

    С Веневской колокольни

    С Веневской колокольни

    Здесь гостю покажут самую высокую звонницу, самые старые каменные палаты и самый древний монастырь на Тульской земле.

    Тбилиси. Говорите по-русски!

    Тбилиси. Говорите по-русски!

    Столица Грузии близка Москве не только географически, но и по духу. Русские и грузины – два православных народа всегда были и остаются «братскими». 

    Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

    Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

    Во имя отца и сына и Святого Духа. Христос Воскресе! Братья и сестры, мы с вами празднуем праздников праздник Православной Церкви - Пасху Христову. Праздник продлится целых 40 дней - до Вознесения Господня. И теперь можно оглянуться назад и осмыслить...

    Христос на Кресте

    Христос на Кресте

    Идет Великий пост, когда мы вспоминаем крестные страдания Господа нашего Иисуса Христа. Но до конца ли мы понимаем, зачем Господь взошел на Крест и принял эти страдания?

    Прекрасен труд поста

    Прекрасен труд поста

    Вступая в сорокодневный пост, некоторые со страхом ждут длительной борьбы с соблазнами, настраивают себя на тяжелый и безрадостный период в жизни. Но покаянное настроение не имеет ничего общего с унынием.