Всякий, кто совершает паломничество в эту знаменитую обитель, проезжает Козельск, о котором обычно умалчивают экскурсоводы. Между тем, этот небольшой город оставил яркий след в истории России.
Поход Батыя
В декабре 1237 года многочисленные полчища Батыя подошли к границам Рязанского княжества. Хан направил к князю посольство, требуя подчиниться и выплатить в качестве дани десятую долю со всего имущества. Но тот ответил отказом, и рязанское войско выступило навстречу монголо-татарам.
Русские воины сражались мужественно, но силы были неравны. Разбив войско рязанского князя, Батый осадил город. В несколько дней Рязань была разграблена и сожжена. В том гибельном огне не спасся никто – ни старый, ни малый.
Разорив Рязань, Батый двинулся вглубь Северо-Восточной Руси, сжигая все на своем пути. Были разрушены Коломна и Москва, Владимир и Суздаль, Переславль и Тверь. В глухих лесах на берегах реки Сить наголову было разбито войско владимирского князя Юрия Всеволодовича, пытавшегося дать захватчикам отпор. Перед Батыем открывалась дорога на Великий Новгород, но в начале марта 1238 года он по каким-то причинам (возможно, испугавшись распутицы) повернул на юг и 25 марта был уже у стен Козельска.
Крепкодушные защитники
Первые упоминания об этом городе относятся к 1146 году. Он находился на окраине Черниговского княжества и был небольшой пограничной крепостью, с трех сторон окруженной естественными преградами – речками Жиздра и Другуска. Городок частенько оказывался в центре боевых действий, переходя во владение то к черниговскому князю, то к новгород-северскому…
К тому времени, когда Батый подошел к Козельску, город, которым правил малолетний князь Василий, не имел сильного гарнизона. Жители знали, что ханские воины убивают всех пленных, и предпочли смерть в сражении плену. Почти два месяца Батый осаждал Козельск, но так и не смог овладеть им, пока на помощь ему не пришли сын великого хана Кадан и царевич Бури, захватившие город за три дня.
Вот как описаны те драматические события в летописи: «Разрушив город Владимир, захватив суздальские города, пришел Батый к городу Козельску. Там княжил молодой князь по имени Василий. Нечестивые узнали, что люди в городе крепкодушны, что словами хитрыми нельзя захватить город. Козляне же, с общего согласия, порешили не сдаваться Батыю, говоря так: “Хоть наш князь молод, но отдадим жизнь свою за него, и здесь славу света сего примем, и там получим небесные венцы от Христа Бога”. Татары упорно бились, хотели взять город, разбили городскую стену и вошли на вал. Козляне на ножах резались с ними. Они решили вый ти на татарские полки, и, вый дя из города, разбили пороки их, и, напав на полки татарские, перебили четыре тысячи татар, но и сами были перебиты. Батый же, взяв город, перебил всех, не пощадил и детей, даже грудных младенцев. О князе Василии ничего не известно; некоторые говорят, что он утонул в крови, так молод был. С тех пор татары не смеют называть этот город Козельском, но – “злым городом”, потому что они бились за него семь недель».
У засечной черты
Прошло более трехсот лет, и в 1565 году крымский хан Девлет-Гирей двинул по направлению к Козельску конную лавину из 20 тысяч всадников. В обозах крымцы тащили тяжелые осадные орудия. 7 октября Девлет-Гирей подошел к опушке Жиздринского леса и осадил Болхов, стоявший на пути к Козельску. Натолкнувшись за Болховом на серьезную преграду, после двенадцатидневного стояния хан отдал приказ возвращаться в кочевья. Несколько раз потом крымцы пытались пробиться к Жиздре через линию засечных укреплений, но их усилия оказались тщетными...
Засеки, или заграждения из стволов деревьев, поваленных на опушках леса, в прогалах между перелесками, на лесных дорогах, были с незапамятных времен одним из главных защитных сооружений славян от набегов. На проезжих дорогах устраивались засечные ворота. Для их охра ны строились земляные городки, укрепленные башнями, окруженные рвами с водой. У речных переправ устраивались забои – колья, вбитые поперек русла реки. Во время набегов в этих городках укрывались посадские люди, женщины и дети.
При Иване Грозном сведенная в единое фортификационное сооружение засечная черта превратилась в надежную линию обороны российского государства. В опасных местах она удваивалась, утраивалась, а в козельской земле между Белевым и Перемышлем она даже учетверялась. Засечная черта объявлялась заповедной в прямом смысле слова. Под страхом смерти крестьянам запрещалось здесь рубить лес, ловить рыбу, пахать земли.
Старые и новые символы
Разоренный в Смутное время город так и не смог оправиться, но российские правители о нем не забывали. 10 марта 1777 года по высочайшему распоряжению Екатерины Великой был учрежден герб Козельска. В память о страшной трагедии 1238 года императрица повелела взять за основу герба «червленное поле», символизирующее кровопролитие, а также «пять серебреных щитов с черными крестами, изъявляющими храбрость их защищения и несчастную судьбину, и четыре златые креста, показующие их верность».
К сожалению, в современном Козельске очень мало памятников, напоминающих о его героическом прошлом. Страшный пожар 1777 года уничтожил почти весь город. Он стал отстраиваться заново лишь в начале ХIХ века в связи с развитием торговли. К этому времени относятся полтора десятка купеческих особняков, расположенных на Большой Советской улице. В одном из них находится краеведческий музей.
О далеких событиях ХIII века рассказывает лишь небольшая экспозиция. Главный ее экспонат – Козельский крест. Считается, что этот крест, выбитый из «каменной бабы» – древнеславянского идола, был поставлен на месте братской могилы козельчан, погибших от рук Батыя.
От крепости, которая некогда опоясывала Козельск, сейчас не осталось и следа, если не считать небольшой сквер в центре города. Он указывает место, где, по предположениям историков, когда-то находилась главная площадь Козельска. Возможно, именно здесь горожане держали совет: сдавать город без боя или сражаться до последнего вздоха.
Святыни Козельска
В центре города на Белевской горке стоит один из самых старых храмов города – Никольский, построенный в 1740 году местным жителем обергофмаршалом Д.А. Шепелевым. В 1927 году церковь закрыли, а здание стали использовать под цеха швейной фабрики. Сейчас храм постепенно возрождается.
Неподалеку, среди построек хлебозавода можно разглядеть еще одну церковь – вернее то, что от нее осталось. Храм Вознесения Господня был построен в начале XVIII века, но сейчас находится в таком состоянии, что восстановлению не подлежит.
Более счастливая судьба у церкви Сошествия Святого Духа, построенной в 1789 году купцом Петром Месняевым. После закрытия храма по распоряжению советских властей его помещения отдали под склад. Сначала здесь хранили махорку, потом зерно. Здание ни разу не ремонтировали, и оно пришло в такое состояние, что Козельский райсовет ходатайствовал перед властями о разборке храма на строительный материал.
Но все сложилось по-другому. В 1988 году, к 750-летию легендарной обороны Козельска от монголо-татарских захватчиков, было принято решение отреставрировать церковь и разместить в ней историческую диораму, посвященную этому событию. Прошло еще семь лет – и храм передали церкви. Сейчас в нем регулярно совершаются богослужения.
Если от Духовской церкви мы направимся в сторону сквера, разбитого на высоком берегу Жиздры на месте старого городища, то подойдем к собору Успения Пресвятой Богородицы. Он был построен в 1824 году протоиереем Анчуковским с братией и прихожанами. Храм был закрыт в 1928 году и переоборудован в Дом соцкультуры.
Во время Великой Отечественной войны, в короткий период оккупации, храм был осквернен во второй раз – фашисты устроили в нем конюшню. С 50-х годов XX века храм снова стал использоваться как «культобъект» – в нем демонстрировали фильмы и устраивали вечера танцев. Длительное время здание не ремонтировалось и к концу XX века пришло в ужасающее состояние. Храм стоял без куполов и крыши, в нем не было пола, окон и дверей. В 2001 году началось его восстановление. Сейчас Успенский собор является кафедральным собором Козельской епархии.
Если вернуться по Большой Советской улице до ее пересечения с улицей Чкалова и пройти немного вперед, то мы выйдем к еще одной церкви – Благовещенской, построенной в 1810 году Федором Ивановичем и Евдокией Авраамовной Рахмановыми. Этот храм был закрыт позже других – в 1937 году. Во время Великой Отечественной войны в полуразрушенном здании церкви протоиерей Стефан Акулин на свой страх и риск стал совершать богослужения.
Долгое время этот храм был единственным действующим в Козельске. Его прихожане и по сей день почитают могилку блаженного молчальника Тита, жившего в церковной сторожке в первой четверти XIX века и творившего чудеса еще при жизни.
Полезная информация:
До Козельска можно добраться на автобусе, который отправляется от станции метро «Теплый стан» (12 рейсов в день), а также на автомобиле по Калужскому шоссе до Калуги (172 км). В городе проехать по мосту через Оку, за ним сразу же выезд на шоссе Калуга – Козельск (72 км). Время в пути 4–5 часов.
Владимир Ештокин, фото автора