Именно в Косово на протяжении столетий находился духовный центр Сербского государства – резиденция сербских патриархов, называемая Печ Патриаршая.
Солдаты НАТО у стен монастыря
Ветерок, доносящийся из Роговского ущелья, остужает разгоряченные мысли. Вековое спокойствие умиротворяет... Негромко журчит ручей, берущий начало где-то в снеговых вершинах. Патриаршую окружают горы – немые часовые, свидетели скорби и радости этих мест. Около храма растет шелковица – говорят, возраст ее 700 лет: стелются по земле скрюченные ветви, точно пальцы старицы. Но не бесплодна она: в положенное время приносит удивительные плоды – большие и сочные, диковинные для жителей северных стран.
Печ Патриаршая – единственная в Сербии обитель, имеющая статус ставропигиального монастыря
Паломники добираются в Патриаршую не часто, военные ООН и НАТО – постоянные «гости» сербской обители. По периметру стены опоясывают мешки с камнями и «гирлянды» колючей проволоки. С севера естественной преградой служит река Быстрица, спуск к ней также прегражден колючей проволокой. Несколько наблюдательных вышек позволяют просматривать территорию. Огород, сад и выгон для коров, примыкающие к монастырю, тоже охраняются.
Добродошли
В ранний час монастырский двор еще пустынен, на кладбище вижу новые мраморные кресты на могилах убитых в 1999 году сербов. Здесь, среди монашеских захоронений (после Второй мировой войны монастырь стал женским) есть и могила русского монаха Полихрония (1875–1958), вместо фамилии которого выбито слово «Рус».
После октябрьского переворота Сербия стала второй Родиной многим подданным Российской империи (в том числе и монахам). Здесь, как ни в какой другой стране, они обретали помощь, чувствуя сострадание. В сербах жива была память совместной борьбы против турок и верности союзническим обязательствам нашего последнего государя.
– Добродошли? – встречают печские монахини.
– Добро! – отвечаю я, замечая среди знакомых лиц двух молоденьких послушниц. – Да у вас пополнение?!
– Да. Господь не оставляет!
Монастырь живет уставной, размеренной жизнью – двадцать пять насельниц несут свою службу в этом духовном бастионе. В пять часов утра начинается многочасовое богослужение, после которого все расходятся на послушания. Монастырские экономии обширны: коровник, скотный двор, рыбное хозяйство, сад, огород...
– Хочешь посмотреть патриаршие покои? – спрашивает идущая навстречу мать Матрона.
– Патриаршие? Да разве это возможно?
Резиденция Патриарха отличается удивительной простотой. Выбеленные стены небольших комнат украшают портреты, диваны и столы – вязаные салфетки и подушки с вышивкой. Никакого «евро», единственная роскошь, подчеркивающая статус резиденции, – антикварная мебель, да и то лишь в приемной и гостиной. Комната Патриарха Сербского поражает непритязательностью: деревянная кровать, шкаф, домашние тапочки… Здесь частенько останавливался Патриарх Герман, а вот Патриарху Павлу трудно было подниматься наверх, и ему готовили комнату внизу.
На пороге родного дома
В монастыре находят приют сербы, некогда жившие в городе Печ и окрестных селах, а сейчас приезжающие навестить родные места. Разбросала их война, обездолила… Дети прижились в других городах, а родители не могут забыть своей молодости в цветущем Пече, смириться с тем, что усадьбы их, построенные отцами и дедами, захватили албанцы.
Запомнилась мне одна из женщин: просьба взять с собой в город вызвала у нее страх. После уговоров она согласилась при условии, что не буду фотографировать.
Улица с двухэтажными частными домами гдето в центре Печа. Я сижу в машине, которую меня просили не покидать. А бедная женщина стоит перед крыльцом собственного дома, не смея войти внутрь, на пороге – неулыбчивая албанка средних лет, они о чем-то разговаривают, причем в дом бывшую хозяйку не приглашают… Молодой албанец исподлобья смотрит на незваную гостью, косясь и в нашу сторону.
В 1999 году сербы массово бежали из КиМ (Косова и Метохии), спасая свои жизни, покидая дома, которые стали занимать шиптары (косовские албанцы) без документов и купчих. Международным организациям стоит больших трудов выселить этих непрошеных гостей. Но даже если это и удается, жизнь сербов в разоренном доме, среди враждебного окружения едва ли возможна...
Схиигуменья Феврония
Трудно представить Печ Патриаршую без матери Февронии. Более пятидесяти лет прожила она в стенах святой обители. И вот недавно пришла печальная весть: игуменья умерла. Не могу сдержать слез и нахлынувших воспоминаний.
…Схиигуменья. Настоятельница единственного в Сербии ставропигиального монастыря. Человек, без остатка положивший свою жизнь к ногам Христовым. Не скопила, не оставила она личных богатств, кроме нового «конака» (келейного корпуса) и колокольни, построенных в Патриаршей, сохраненных в войне храмов, крепкого сестричества, среди которого неспешно протекала и завершилась ее жизнь.
Мне она запомнилась молчаливой, сдержанно-сосредоточенной, одобряющей издалека. Матушка держалась так, будто боялась пролить содержимое драгоценного сосуда, заключенного где-то глубоко внутри. Наверное, таков истинно смиренный человек...
Она неизменно присутствовала на всех службах: сидела, склонившись, вслушиваясь в слова молитвы. В последующие годы, когда я наведывалась в Печ, мать Феврония произносила неизменное: «Добродошли?» со всегдашней своей молчаливой приветливостью, благословляя жить в верхних гостевых комнатах столько, сколько было надо.
16 февраля 2008 года, накануне провозглашения албанцами независимости Косова, я буду помнить до конца жизни... Позже, когда Косово забурлило – албанцы упивались своей победой, а сербы стали выходить на митинги, в Печи собрались архиереи и «верники» (верующие). Внутри меня все клокотало от ощущения собственного бессилия и чувства непоправимости происходящего – бездействие казалось сродни преступлению. И когда всех обуревал отнюдь не «дух мирен», я внезапно поразилась удивительному спокойствию матушки Февронии. Нет, это не была тоска обреченности... Она невозмутимо сидела среди епископов и, как всегда, была немногословна. А уж кому, как не ей – не только свидетелю, но и участнице всех скорбных событий последних десятилетий, было дано прочувствовать всю боль от свершившейся несправедливости.
Петра Божич родилась 29 сентября 1921 года в селе Садич. Казалось, сама фамилия предопределила ее земной путь еще до рождения.
В 1939 году Петра, ее родная и двоюродная сестры отправились в Жичу на Великий Собор. Шли пешком, вещи везли на телеге, шли и пели. В Лознице переночевали, а дойдя до Жичи, развернули хоругви, поют – народ смотрит на них… Был там и владыка Николай (Велимирович).
– Преосвященный владыка, мы пришли, чтобы остаться, – говорят девушки.
– Правда?
– Правда, – отвечает будущая игуменья.
Владыка Николай отправил их в монастырь Йованье, в Овчарско-Кабларское ущелье, где в 1940 году состоялся монашеский постриг.
В 1957 году матушка Феврония приехала в монастырь Печская Патриархия, где тогда жили всего четверо насельниц.
В ночь на 16 марта 1981 года в результате поджога в монастыре вспыхнул пожар. Храбрость матери Февронии принесла ей уважение всей Сербии. Спасая древние святыни, она оказалось в огненной ловушке в монастырской ризнице: запертые двери, решетки на окнах, в любой момент грозившая обрушиться кровля. Но мать Феврония продолжала собирать иконы, старинные кресты, рукописные книги. Ее спас монах Дамаскин, выломавший металлическую решетку из окна.
Мать Феврония пользовалась безграничной любовью и уважением монашествующих и духовенства. Из-за великого смирения и великой любви матушку Февронию ставили в Сербии бок о бок с Патриархом Сербским Павлом.
Резиденция сербских патриархов
Точная дата основания монастыря Печ Патриаршая неизвестна. Предание донесло, что здесь еще при жизни святого Саввы находился метох (подворье) монастыря Жича, ставший центром архиепископии. К 1250 году при архиепископе Арсении I была построена и расписана церковь святых Архангелов. В 1253 году центр Сербской Церкви переносится в Печ: монастырь становится резиденцией сербских патриархов и архиепископов, мощи которых (некоторые нетленны) покоятся здесь столетиями.
Вплоть до XVIII века монастырь был передовым духовным центром, насчитывающим сотни образованных монахов. Богословы, видные писатели и талантливые художники оставили здесь свидетельства своего творчества.
Шедевр архитектуры – храмовый комплекс, состоящий из четырех объединенных церквей, был построен в XIII–XIV веках. В них находятся величайшие православные святыни: главы святых мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста и чудотворная икона Матери Божией «Печская».
Выдающимся памятником монументальной живописи являются фрески притвора и всех четырех церквей монастыря. В XIII веке монументальная живопись Сербии достигла небывалого для Европы и Ближнего Востока расцвета. В настоящее время особую значимость Печи Патриаршей придает статус ставропигиального монастыря – единственного в Сербии.
Наталья Батраева, фото автора