Тобольск нередко называют «отцом городов сибирских» – в Зауралье он первым получил статус города. Именно здесь был возведен единственный на всю Сибирь каменный кремль.
София Тобольская
Великолепный кремлевский ансамбль, возвышающийся на Троицком мысу, – это седьмая по счету попытка утвердить величие и значимость Тобольска. Предыдущие окончились неудачей – за первые сто лет своего существования город горел шесть (!) раз. И вот в 1677 году после особенно разрушительного пожара из Сибирского приказа воеводе Петру Васильевичу Шереметеву пришло предписание: «…а впредь Тобольск делать каменный».
В 1683 году началось строительство Софийского собора. Для его возведения из Устюга и Москвы прислали каменщиков, которыми командовали подмастерья Герасим Шарыпин и Гаврила Тютин. За образец им было велено взять Вознесенский храм Московского Кремля.
Зодчие располагали всеми замерами и необходимыми чертежами. Однако опыта у них оказалось маловато, и возведенный почти полностью купол собора неожиданно рухнул. Неудача не обескуражила строителей: произвели новые расчеты, исправили ошибки – и храм удалось закончить в рекордно короткие сроки. Уже в 1686 году он был освящен. Пятиглавая София Тобольская стала первой каменной церковью в Сибири.
Ее много раз перестраивали, меняли внутреннее убранство. Так, в 1710 году по именному указу Петра I, который всячески покровительствовал городу, из казны была выделена тысяча рублей на устройство нового резного иконостаса. Деньги не пропали даром – иконостас, поражавший своим великолепием, сразу же прозвали «дивным».
Поступали богатые дары и в ризницу храма. Долгое время величественный Софийский собор оставался главным духовным центром Сибири.
По плану Ремезова
Вскоре после завершения строительства храма вокруг него началось возведение мощных крепостных стен, повторявших очертания деревянных укреплений. У южного обрыва горы появилась Приказная палата, в северо-западной части кремля – двухэтажный Гостиный двор.
Работами руководил тобольчанин Семен Ремезов. Он составил чертежи каменных укреплений города, рассчитал смету, нанял несколько артелей рабочих. Однако свободных рук все равно не хватало, и Семен Ульянович привлек к работам сосланных в Тобольск стрельцов.
На огромной строительной площадке Ремезов был незаменим. Обладая обширнейшими знаниями и практической хваткой, он вникал во все детали масштабного проекта: занимался поисками извести и песка, обеспечивал добычу глины, возводил печи для обжига кирпичей, налаживал их производство, контролировал поставку деревянных свай – и за все нес личную ответственность.
К началу ХVIII века были возведены девять кремлевских башен, а также не дошедшие до нашего времени Троицкий собор и Святые ворота с церковью Сергия Радонежского. Гениальному зодчему удалось свести разрозненные (светские, военные и духовные) строения кремля в единый градостроительный комплекс, вписав его в сложный природный ландшафт.
Белокаменный Тобольский кремль, далеко видный с Иртыша, стали называть «жемчужиной Сибири». «Кто хочет видеть нечто прекрасное в натуре, тот поезжай в Тобольск», – писал об этом городе «Сибирский вестник».
Золотой век
В 1708 году город, ставший отправной точкой для продвижения в Сибирь, объявлен столицей обширнейшей губернии, которая простиралась от Уральских гор до Тихого океана. Тобольский кремль превратился в крупный административный центр.
Отныне местные воеводы отвечали за оборону сибирских поселений, обеспечивали хлебными припасами «непашенные города», прокладывали дороги в глубь страны, собирали ясак (пушной налог). Тобольску наравне с Москвой и Санкт-Петербургом было дано право принимать иноземных послов.
С развитием горной промышленности через столицу Сибирской губернии в Москву на монетный двор стали поставлять золото и серебро, а на местном базаре появился такой экзотический товар как золотой песок. Город был настолько богат, что содержал на свои средства два полка – Московский и Санкт-Петербургский.
Тобольск был признан одним из самых красивых городов петровской Руси
Восемнадцатое столетие стало золотым веком Тобольска. В эти годы строятся новые храмы и новый архиерейский дом – резиденция высшего духовенства Сибири. В 1797 году в ансамбле кремля появляется главная его достопримечательность – тобольская «свеча». Эта пятиярусная колокольня высотой семьдесят пять метров стала архитектурной доминантой города.
На ней установили пятнадцать мелодичных колоколов. Самый большой, весом шестнадцать с половиной тонн, был слышен так далеко, что служил своеобразным маяком для таежных охотников. За густой малиновый бас тобольчане прозвали великана «сибирским царь-колоколом».
Любопытно, что на колокольне долгое время находился и так называемый ссыльный колокол из Углича, которому оторвали язык за то, что он известил о смерти царевича Димитрия, чем вызвал народные волнения и кровопролитие.
Покровский храм
Сибирская губерния, прирастая землями, испытывала острую необходимость в молодых священниках для окормления паствы в новых городах и казачьих станицах. И в 1743 году в кремлевских палатах (это здание сохранилось до наших дней) открылась первая в Зауралье Духовная семинария. А через три года рядом с Софийским собором, где из-за сурового климата можно было служить лишь несколько месяцев в году, выросла зимняя Покровская церковь, первоначально освященная во имя святых Антония и Феодосия.
Почти сразу храм стал семинарским: учащиеся здесь проходили церковную практику, пели в хоре, а преподаватели в священническом сане совершали богослужения. Эта традиция сохранилась и по сей день.
Сейчас Покровский храм является главным кафедральным собором Тобольско-Тюменской епархии. Со всей Сибири приезжают сюда паломники, чтобы поклониться чудотворной Тобольской иконе Божией Матери и помолиться у мощей святителя Иоанна, митрополита Тобольского, прославившегося многочисленными чудесами.
Слово проповедника
В историю Церкви святитель Иоанн вошел как исключительно талантливый проповедник. Его дар апостольского слова обратил в христианство множество язычников Сибири.
Будущий святитель родился далеко от Тобольска – в городе Нежине под Черниговом, в знатной и благочестивой семье. С малых лет Иоанн проявлял любовь к наукам. Блестяще закончив Киево-Могилянскую Коллегию, он какое-то время оставался там в качестве учителя латинского языка. Но юноша чувствовал – у него иное призвание, и в 1680 году Иоанн Максимович принял монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре. Вскоре его рукоположили в иеродиакона, а затем и в иеромонаха.
По общему решению братии молодому насельнику дали ответственное послушание – просвещать паству и проповедовать Слово Божие. На проповедях он говорил о том, что глубоко волновало его самого: как человеческая воля должна согласовываться с волей Божией.
Свои мысли на понятном для простого человека языке он смог донести до тысяч людей и во время миссионерского служения в Сибири. Итогом многолетних рассуждений на эту тему стал главный труд жизни святителя – «Илиотропион (Подсолнечник), или Сообразование человеческой воли с Божественной волею».
Но еще до отъезда в Сибирь в 1697 году святитель создал при Черниговской архиерейской кафедре «школу просвещенного благочестия», которая благодаря высокому уровню богословского образования приобрела широкую известность в стране. По сути это была первая Духовная семинария в России. В ХVIII веке по ее образу и подобию стали создаваться учебные заведения и в других епархиях, в том числе и в Тобольске.
Сибирский чудотворец
В личной жизни святитель Иоанн был образцом скромности и смирения. О многих его благодеяниях стало известно лишь после его кончины. В Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон сохранилась архиерейская грамота святителя, из которой видно, какое горячее участие он принимал в судьбе русских насельников. Ученый-богослов часто помогал и самым обычным людям. Причем приходил в дом тайно, в одежде простого инока и, оставляя богатую милостыню, просил: «Примите во имя Иисуса Христа».
Его дом в Тобольске, куда он приехал в 1711 году, приняв сан митрополита, всегда был открыт для нуждающихся в помощи и утешении. По заведенному обычаю каждое воскресенье после литургии святитель устраивал общую трапезу для бедняков и духовенства города, во время которой лично прислуживал за столом.
Не стало исключением и 23 июня 1715 года. После трапезы святитель, зная час своей кончины, удалился в покои, а через несколько часов во время вечернего благовеста, стоя на молитве, преставился ко Господу. По свидетельству современников, митрополит Иоанн молился перед иконой Божией Матери, которую привез с собой из Чернигова. Теперь этот образ называется Тобольским и хранится в Покровском храме рядом с мощами святителя.
Несмотря на то что митрополит Иоанн возглавлял кафедру всего четыре года, он оставил о себе добрую память у многих тысяч людей. Его почитали как великого постника, молитвенника и прозорливого старца. По преданию, святитель предсказал Петру I победу над шведами, а его соратнику Александру Меншикову – сибирскую ссылку. Узнав о своем назначении в Тобольск, митрополит сказал: «Да, далеко мне ехать, но князь будет еще далее меня».
С большими почестями митрополит Тобольский и всея Сибири был похоронен в приделе Иоанна Златоуста Софийского собора. Вскоре по молитве к святому у его могилы стали происходить многочисленные чудеса. Почитание праведника среди местного населения было столь велико, что в 1916 году Церковь постановила праздновать Собор сибирских святых в день памяти Иоанна Тобольского.
Но уже через шесть лет безбожная власть вскрыла раку и поместила святые останки в городском музее для «антирелигиозной пропаганды». В 1946 году в город приехал архиепископ Новосибирский Варфоломей и, увидев в каком состоянии находились мощи угодника Божия, начал борьбу за их возвращение Церкви.
Вопрос решался на самом высоком уровне. Святейший Патриарх Алексий I сумел убедить Совет Министров СССР в «нецелесообразности дальнейшего нахождения мощей в музее». В июне 1947 года нетленные останки святого при большом стечении народа были торжественно перенесены в Покровский собор. Тогда же архиепископ Варфоломей составил службу святителю Иоанну, которая совершается в Тобольске по сей день.
Людмила Дианова,
фото Федора Дядичева