Подвижничество святителя Стефана сравнимо с деяниями святого князя Владимира и просветителей словенских Кирилла и Мефодия. Он принес свет Христовой веры в обширный Пермский край и создал для зырян особую письменность.
Ранние годы
Будущий святитель Степан Храп родился около 1340 года в Устюге (Великом) в семье клирика собора Пресвятой Богородицы. Его мать, Мария, была крещеной зырянкой, и будущий праведник еще в детстве освоил сложное коми-зырянское наречие. Существует предание, что, когда Марии было три года, она встретила на церковной паперти святого старца Прокопия Устюжского. Поклонившись ей до земли, он сказал: «Вот идет мать Стефана, епископа Пермского, который будет великим между слугами Божиими».
Господь наградил Степана большими способностями к учению. Всего за год он выучился читать священные книги и помогал отцу на богослужениях, исполняя послушание канонарха и чтеца.
Около 1365 года юноша отправился в Ростов Великий. Там, в монастыре святого Григория Богослова, он принял монашеский постриг с именем Стефан и провел около десяти лет, изучая книжную премудрость. Для того чтобы читать творения святых отцов в подлиннике, Стефан выучил греческий язык. Богатая монастырская библиотека открыла перед молодым монахом неисчерпаемые сокровища православной веры, и Стефан загорелся желанием поделиться ими со своими земляками – обратить зырян ко Христу. Для этого на основе русских и греческих букв, а также клинописи он создал особый алфавит из двадцати четырех букв и перевел на зырянский язык богослужебные книги.
За подвиги благочестия Ростовский епископ Арсений посвятил Стефана в сан иеродиакона.
Благословение на подвиг
В 1379 году Стефан отправился в Москву, чтобы получить благословение у Коломенского епископа Герасима на проповедь среди зырян. При встрече он сказал: «Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову». Горячая вера и решимость молодого монаха поразили епископа, он с радостью благословил Стефана и рукоположил его в иеромонахи. Перед отъездом владыка Герасим вручил будущему святителю антиминс и святое миро, необходимые при богослужениях. А великий князь Дмитрий Иоаннович дал ему охранные грамоты.
Добравшись до Устюга, Стефан спустился по Северной Двине до впадения в нее реки Вычегды, где начинались поселения зырян. Местные жители были поражены тем, что пришлый «жрец» знает их родной язык и обычаи. Но несмотря на то что Стефан был «свой» и мог дать ответ на любой вопрос, зыряне еще долго противились принятию веры Христовой и даже пытались сжечь подвижника. Много трудов, лишений и скорбей вытерпел Стефан, живя среди язычников, поклонявшихся «огню, воде, деревьям, камню и золотой бабе». В одном из селений, не сумев словами переубедить местных жителей, он уничтожил языческое капище. Когда обозленные зыряне кинулись на проповедника, Стефан вознес руки к небу и начал горячо молиться. Язычники впали в страх и не посмели приблизиться к молитвеннику.
«Прокудливая» береза
В 1380 году «приде Стефан на место, глаголемое Усть-Вымь и тамо водворися, и нача жити при древес и келью и дом молитвенный устроих себе и людем…».
Город Усть-Вымь был религиозным центром земли зырян – здесь на слиянии рек стояло большое капище с языческими идолами и росла так называемая прокудливая береза, перед которой особо благоговели язычники. Это огромное дерево находилось на возвышенном месте, и его видно было издалека. Зыряне считали его божеством и приносили ему в жертву убитых зверей.
Церковь Стефана Пермского в Усть-Выми – самая древняя из сохранившихся в Коми
Святой Стефан, желая быть «в гуще событий», поставил свою келью недалеко от березы. Когда под ее кроной собирались язычники, он обращался к ним с пламенной проповедью. И вот наступил день, когда Стефан решил срубить «божество» и предать его огню. Он знал, чем рискует, но положился во всем на волю Божию. Разъяренным зырянам, которые пришли его убить, он сказал: «Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня? Боги ли они, когда так немощны, да и не имеют не только смысла, но и слуха и зрения? И от меня, слабого, не сумело защитить себя ваше божество. Не таковы же ли и все другие боги ваши? Не таков Бог христианский. Он видит все, все знает и всемогущ, ибо создал весь мир и о всем промышляет. И как Он благ, особенно к знающим Его! Я желаю вам добра, проповедуя вам Истинного Бога. Он будет любить вас, будет благотворить вам, когда станете чтить Его искренне».
На месте «прокудливой» березы святой Стефан построил храм в честь Архангела Михаила, низложителя духов тьмы. Крестившиеся зыряне сами стали истреблять то, чему раньше поклонялись: рубили священные деревья, сокрушали идолов…
Поединок с Памом
Окончательно обратить зырян в христианство невольно помог святителю Стефану жрец Пам, который вступил с ним в спор. Пам утверждал, что у язычников множество помощников на воде и на суше, «подающих счастливую ловлю в лесах и ее избытками снабжающих Москву, орду и дальние страны». Святитель отвечал, что истинный Бог один, а бессилие деревянных истуканов очевидно по опыту. Тогда Пам в оправдание своей веры вызвался пройти сквозь огонь и того же потребовал от Стефана. «Я не повелеваю стихиями, – смиренно ответил тот, – но христианский Бог велик, иду с тобой».
Пам, не ожидавший такого ответа, вмиг растерял свою браваду и стал молить о пощаде. «Вы свидетели, – сказал святитель собравшимся людям. – За кого считать теперь Пама? Что с ним делать?» Зыряне стали требовать смерти обманщику. «Нет, – ответил Стефан, – Христос меня послал не предавать кого-либо смерти, а учить. Пам не хочет принять спасительной веры, пусть его упорство накажет его, но не я».
Пама с позором изгнали, а святой Стефан в благодарность Господу за победу над главным язычником построил на Вишере храм в честь святителя Николая.
Добрый пастырь
В 1383 году Стефан был рукоположен в сан епископа новообразованной Пермской епархии. Как любвеобильный отец, он неустанно заботился о своей пастве. Во время неурожая святитель снабжал зырян зерном, облегчал им подати, защищал от нападений вражеских племен, ходатайствуя о своей пастве в Москве.
Со своими верными учениками святитель возводил храмы, в которых ставил священников из зырян. Он ввел богослужение на родном для местных жителей языке, открыл при храмах духовные училища, где учили читать и писать по-пермски, а также постигать премудрость священных книг.
Кроме церквей святой Стефан основал на земле зырян несколько монастырей: Спасскую пустынь, Троице-Стефановскую и Михайло-Архангельскую обители.
Память Стефана Пермского совершается 9 мая
Святитель внимательно приглядывался к своим ученикам. Наиболее способным поручал переписывать богослужебные книги, а некоторых благословлял на миссионерское служение. Постепенно христиан в Пермском крае становилось все больше и больше. Так благодаря святителю Стефану зыряне обрели истинную веру и стали частью великой России.
В 1396 году по приглашению митрополита Московского Киприана подвижник прибыл в Москву, где тяжело заболел и тихо отошел к Богу. В знак особой заслуги перед Отечеством владыку Стефана погребли в соборе Спаса-на-Бору в Московском Кремле рядом с членами великокняжеской семьи.
Где это было
На высоком берегу у впадения речки Вымь в великую Вычегду находится небольшое село внешне ничем не примечательное, если не считать златоглавых храмов на холмах. А ведь когда-то Усть-Вымь была столицей всего Пермского края, и именно отсюда христианская вера начала распространяться среди язычников северного Приуралья. На протяжении двух веков здесь находилась кафедра Пермских епископов.
Но постепенно значение Усть-Выми как административного центра становилось все меньше, и в 1554 году резиденция архиерея была перенесена в Вологду. Во времена Екатерины II был закрыт и Михайло-Архангельский монастырь, его храмы стали приходскими.
В годы советской власти Благовещенскую и Вознесенскую церкви взорвали. Из Владычного городка вывезли и сожгли священные книги, образа порубили на дрова. Ризы и священнические облачения передали швейной артели – из них шили тюбетейки, тапочки и игольницы.
Только в 1996 году, к 600-летию успения святителя Стефана Пермского, отремонтировали уцелевшие храмы – Стефановский и Михайло-Архангельский.
Сегодня стараниями владыки Питирима и наместника Михайло-Архангельского монастыря игумена Симеона заново воссоздается древняя обитель. Стоящий на двух холмах монастырский комплекс включает в себя три храма, домовую церковь, три часовни, гостиницу для паломников и трапезную. На территории обители находится и святой источник иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», который, по преданию, забил по молитвам святителя Стефана.
Полезная информация:
Михайло-Архангельский Усть-Вымский монастырь
Адрес: Республика Коми, Усть-Вымский район, с. Усть-Вымь.
Как добраться: поездом из Москвы до ст. Микунь или Усть-Вымь, далее автобусом или на такси. Самолетом до Сыктывкара, далее автобусом от городского автовокзала (у ж/д станции) или на такси.
Федор Дядичев
Фото автора