Православная Церковь в этой стране подверглась невиданным гонениям. Но верующим удалось сохранить немало святынь, поклониться которым стремятся тысячи россиян. Паломнические маршруты в Беларусь сейчас одни из самых востребованных.
Об этом наш корреспондент Людмила Дианова беседует с настоятелем представительства Белорусского экзархата в Москве архиепископом Витебским и Оршанским Димитрием (Дроздовым).
– Владыка, какие события новейшей истории предопределили судьбу Православной Церкви в Беларуси?
– Первая мировая война. К 1914 году в Беларуси действовало тридцать пять монастырей, свыше четырех тысяч церквей и часовен. В трех духовных семинариях – в Минске, Витебске, Могилеве – велась подготовка будущих священнослужителей. Но в результате изменения государственных границ, которое последовало после окончания Первой мировой войны, вся западная часть Белоруссии была включена в состав Польского государства. Более полутора тысяч церковных приходов оказались в юрисдикции автокефальной Православной Церкви Польши.
В 1925 году, когда между польским правительством и Папой Римским был подписан так называемый конкордат, объявивший католичество господствующим вероисповеданием в Польше, началось уничтожение всего православного. Из полутора тысяч храмов у верующих была отнята треть. В течение одного лишь 1938 года здесь уничтожили сто сорок, а перед началом Второй мировой войны еще сто пятьдесят храмов и молитвенных домов.
– А как обстояли дела в Могилевской, Смоленской, Витебской, Минской губерниях, где в 1918 году установилась советская власть?
– На этих территориях вплоть до 1941 года борьба с религией вообще, и с Православной Церковью в частности, не прекращалась ни на миг. В тюрьмах и лагерях окончили свой земной путь почти все православные священники и епископы советской Белоруссии. К началу Второй мировой войны на восточных землях уцелели только две церкви, где не каждый день, а лишь время от времени совершались богослужения. Казалось, что церковная и религиозная жизнь в стране надолго замерла…
– Но после победы над фашистской Германией советская власть дала Церкви послабление…
– Действительно, повсеместно стали открываться храмы, но уже в 60–70-е годы во время широкомасштабной антирелигиозной кампании уцелевшие церкви стали закрываться вновь. Количество приходов в стране сократилось до трехсот шестидесяти. Были закрыты монастыри в Полоцке и Гродно, упразднена Минская духовная академия. Только в конце 80-х годов в Белоруссии началось духовное возрождение нации. С тех пор прошло не так много времени, но, согласно социологическому опросу, сегодня более 80 процентов жителей страны считают себя православными верующими. Многие из них регулярно посещают храмы, совершают паломнические поездки, в которых можно почерпнуть немало интересных сведений об истории православия в нашей стране, лучше узнать житие белорусских святых, пострадавших за веру.
– Наш журнал рассказывал на своих страницах о духовном подвиге Евфросинии Полоцкой, Софии Слуцкой…
– А сколько еще полузабытых или «не открытых» широкому миру имен! В Соборе Белорусских святых их около восьмидесяти. Это такие столпы веры, как святители Мина, Дионисий, Симеон… Святитель Кирилл Туровский, например, живший во второй половине ХII века, был образованнейшим человеком, избранным за мудрость и благочестие на епископскую кафедру и удостоившимся чести еще при жизни называться Златословом.
За тысячелетнюю историю православия на землях Беларуси прославились сонмы угодников Божиих, ставших достойными участниками Его небесной славы. Жизненные пути святых проходили в разные исторические эпохи, но все они послужили укреплению Церкви, прославлению Господа нашего Иисуса Христа и единению всех православных «в союзе мира».
– Владыка, Вы являетесь правящим архиереем Витебской и Оршанской епархий. А Витебская епархия – одна из древнейших в Европе. Чем она может быть интересна для паломников?
– Именно здесь появились одни из первых христианских храмов в Западной Руси. Известно, что в Витебске еще в середине Х века святая равноапостольная княгиня Ольга построила две церкви – святого Архистратига Михаила в Верхнем замке и Благовещения Пресвятой Богородицы в Нижнем. История Витебского княжества насыщена многими политическими и церковными событиями. В XIII веке оно обрело политическую самостоятельность, здесь княжили русские князья Василий Андреевич и Ярослав Васильевич. Но в 1401 году Витебск был захвачен литовским князем Витовтом и стал частью Великого княжества Литовского. В 1563 году Иоанн Грозный отвоевал эти земли, и Витебск вновь стал центром отдельной епархии, входящей в состав Киевской митрополии. Первым же известным архиепископом Витебским и Мстиславским был Варсонофий Валах (1563–1576), затем Феофан Рыпинский (1576–1588).
– Какие древние монастыри находятся в Вашей епархии?
– Троицкий Марков мужской монастырь, основанный в XIV веке, по преданию, монахом Марком, и Свято-Духов женский монастырь, основанный во второй половине XIV века Витебской княжной Иулианией – женой князя Ольгерда. Хочу упомянуть и о Кутеинском Богоявленском мужском монастыре города Орши. Его история берет начало в 1620 году. Благословение на строительство обители было получено от Иерусалимского Патриарха Феофана III, находившегося в то время в Киеве. Возводить монастырь начали в 1623 году на левом берегу Днепра – там, где в него впадает речка Кутеинка.
Европейскую славу Богоявленской обители принесло создание в 1630 году собственной типографии, которую возглавил печатник Спиридон Соболь, выходец из Могилева. За 25 лет было издано более двадцати наименований книг духовного и светского содержания в кожаных переплетах и украшенных гравюрами. Тираж каждой книги составлял 200–350 экземпляров, что по тому времени являлось настоящим достижением. Мало кто знает, но именно в этой типографии трудами настоятеля лавры игумена Иоиля и печатника Спиридона Соболя был издан первый в Белоруссии букварь.
– В этих обителях уже возобновлена монашеская жизнь?
– Вот уже несколько лет, как в них возносится молитва Господу. Сюда часто приезжают паломники. В Богоявленском монастыре хранится одна из самых почитаемых святынь Витебской епархии – список с Оршанской иконы Божией Матери, которая чудесным образом была явлена при основании этой обители. В XIX веке память иконы праздновали в один день с памятью преподобномученика Афанасия Брестского (2 августа и 18 сентября). Эта традиция возобновилась и в наши дни, поскольку считается, что святому было особое покровительство Божией Матери через Оршанскую икону. В 2013 году она была включена в официальный церковный календарь для общецерковного почитания.
Паломники, чей маршрут лежит через Оршу, имеют возможность посетить и возрожденный Успенский женский монастырь, где можно приложиться к кресту с частицей мощей святого преподобного Феодосия Печерского.
– А в самом Витебске где стоит побывать паломникам?
– В пасхальные дни, которые мы сейчас празднуем, конечно же, в храме Воскресения Христова. По возможности в Благовещенском храме и Успенском кафедральном соборе. Эти святыни были возрождены на средства простых горожан, которые за годы гонений на Церковь истосковались по свету Христовой веры.
– Складывается впечатление, что тяжелые времена для Витебской епархии остались позади…
– Это не совсем так. С одной стороны, действительно, в епархии возрождаются древние храмы, строятся новые, растут православные приходы, но с другой – в последние годы заметно усилилась прозелитическая деятельность Римско-Католической Церкви и других инославных конфессий. Можно сказать, что территориально Витебская область находится в так называемом историческом разломе. Она граничит с Латвией и Литвой, где подавляющее большинство населения католики. Наша земля сейчас активно застраивается костелами. Только в Витебске действуют шесть официально зарегистрированных и одиннадцать незарегистрированных католических общин, а также два униатских прихода. Католики активно выкупают общественные здания – дома культуры, детские сады, физкультурные комплексы, кинотеатры – и переоборудуют их под костелы.
В нашей стране установлено девять памятников Папе Римскому Иоанну Павлу II, из них семь – на территории Витебской области. В 1999 году впервые в истории нашего края была создана Витебская диоцезия Римско-Католической Церкви в Республике Беларусь, в которой на 2015 год было зарегистрировано девяносто четыре общины. А сколько еще незарегистрированных групп?
– Можно ли как-то противостоять этим тенденциям?
– Можно и нужно молиться об укреплении в людях истинной веры, просвещать их пастырским словом, подавать примеры подлинно христианского служения, как это делают многие монашествующие, в том числе и насельницы Елизаветинского монастыря, основанного в том же 1999 году.
– Расскажите, пожалуйста, об этой обители. Где она находится?
– В Минске. Это один из самых больших монастырей в Белоруссии, где подвизается более ста насельниц. Он был создан по образцу Марфо-Мариинской обители великой княгини Елизаветы Федоровны, которая отказалась от католичества и приняла православие. На своем личном примере она показала, как своим бесконечным милосердием и деятельной любовью к ближнему глубоко верующий человек может послужить Господу. Сестры Елизаветинской обители, продолжая традиции милосердия, ухаживают за самыми сложными пациентами в психоневрологических интернатах города.
На территории монастыря находятся четыре храма: иконы Божией Матери «Державная», Николая чудотворца, святой преподобномученицы Елисаветы и Царственных страстотерпцев. Каждый день в них совершаются богослужения по полному чину.
По вторникам в монастыре проходят встречи с духовником обители, на которых все желающие могут получить ответы на свои вопросы. В воскресные дни по благословению духовника есть возможность посетить общие собрания монахинь и сестер милосердия, принять участие в духовной беседе. Для паломников насельницы проводят интересные экскурсии: рассказывают об истории создания монастыря, сестричества, показывают свои мастерские.
– Речь идет о традиционном женском рукоделии – шитье, вышивке?
– Не только. В монастыре более двадцати различных мастерских. В стекольной, например, изготавливают очень красивые витражи в технике фьюзинга, различные поделки, которые можно увезти с собой в качестве сувенира. Интересно побывать и в мастерской каменной росписи. Здесь монахини работают над большими мозаичными панно с изображением святых. Есть еще и иконописная мастерская. Художницы из числа сестер пишут иконы на заказ. Они владеют разными стилями, но с годами здесь был выработан свой собственный стиль, похожий на византийское письмо.
– Что еще может входить в программу паломнической поездки?
– Посещение мужского подворья с храмом в честь иконы «Неупиваемая чаша», которое находится в тридцати километрах от Минска. На подворье большое хозяйство: лошади, коровы, овцы, свиньи, куры, гуси, перепелки. На лошадях можно покататься верхом – по окрестностям проложены конные маршруты. Места там очень красивые, дачные. В свое время их облюбовали для летнего отдыха знаменитые белорусские писатели – Якуб Колас и Янка Купала. Монахи проведут интересные экскурсии по окрестностям, покажут знаменитый собачий питомник «Сирин», в котором выращивают среднеазиатских овчарок и очаровательных корги – любимую породу английской королевы.
В деревне Вишневка есть женское подворье с храмом преподобного Сергия Радонежского. По благословению матушек можно посетить Дом трудолюбия, где обустроены различные мастерские: керамическая, золотошвейная, а также мастерская по изготовлению икон из полудрагоценных камней. Все изделия местных мастериц продаются в церковных лавках.
– Владыка, подытоживая разговор, скажите, в чем, на Ваш взгляд, заключается привлекательность паломничества в Белоруссию?
– Раньше, отправляясь в паломническую поездку за рубеж, люди не думали о терроризме, о том, как будут вести себя эмигранты – носители чужой культуры и иного вероисповедания. Сейчас ситуация в европейских странах коренным образом изменилась и заставляет нас беспокоиться о своей личной безопасности. В Беларуси же и политическая, и социальная обстановка остается стабильной. Здесь всегда по-доброму относились к россиянам. Нет языкового барьера, а значит, люди всегда поймут друг друга. У нас практически общая история и культура, одни и те же духовные ценности. В древних монастырях и храмах Беларуси хранится множество святынь, о которых трудно рассказать в коротком интервью. Мы упомянули лишь о малой части нашего духовного сокровища.
Думаю, что к подлинным богатствам Беларуси можно отнести и живописную природу, а также многочисленные памятники истории и архитектуры. Есть еще один аргумент в пользу выбора белорусского направления – дорога к нам не будет слишком утомительной. По российским меркам мы совсем рядом. И автомобильные трассы в нашей стране очень хорошие. К нам можно приехать в составе паломнической группы, а можно организовать поездку самостоятельно на автомобиле, взяв с собой детей, друзей, знакомых. Инфраструктура в стране налажена хорошо. При монастырях, как правило, есть паломнические гостиницы и уютные кафе. Но главное – в любой обители можно рассчитывать на теплый прием и духовное окормление.