Второй год подряд митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия приезжает в нашу страну во главе группы кипрских паломников, чтобы поклониться святыням Русской Православной Церкви. О поездках кипрских паломников и о духовных связях между Россией и Кипром с владыкой Исаией, выпускником Московской духовной академии, беседует наш корреспондент Ольга Стефанова.
– Расскажите, пожалуйста, с чего обычно начинаются такие путешествия?
– Я просто объявляю, что собираюсь в Россию. «Кто со мной?» Через неделю набирается 50–60 человек. Люди знают, что если они хотят попасть в мою группу, то должны настроиться на молитву и терпение. Я приглашаю только тех, кто готов на духовное паломничество.
Сейчас очень сложная жизнь: повсюду творятся безобразия, кругом множество соблазнов, и меня часто спрашивают: «Владыка, что нам делать? Как уберечь наших детей?» Я отвечаю: «Защищайте себя и своих детей молитвой. Если у вас есть благодать от Бога, то и ваши дети ее получат. А если нет, то что вы можете им дать? Отправляйтесь в паломничество, идите к святым мощам, принимайте духовную силу и передавайте ее детям и внукам. Господь видит труд, который мы совершаем. Молитесь, и все вернется к вам благодатью». В моей группе собираются люди со всего Кипра. Даже губернатор Никосии в этом году сказал: «Владыка, хочу ехать с Вами».
– Губернатор столицы Кипра?
– Да, у нас эта должность называется «епарх». Мариос Панайидис руководит городом Никосией и Никоссийским районом. Он большой друг Церкви. Когда его назначили на эту должность, Мариос подошел ко мне и сказал: «Я человек верующий и, если смогу чем-то помочь, я – в Вашем распоряжении». С этого момента началась наша большая дружба. Но на Кипре не все такие, как Мариос. Есть люди, которые против того, чтобы государство помогало Церкви. Когда нам не дают лицензию на строительство храма или не разрешают проводить церковные мероприятия, Мариос вступается: «Не мешайте владыке, не мешайте Церкви!» Он много раз отводил от нас беду. Паломничество на Святую Русь – наша ответная благодарность, подарок епарху Никосии. И я рад, что эта поездка ему очень понравилась. Мариос сказал мне: «Владыка, это лучшее путешествие в моей жизни. И я снова готов участвовать в паломничестве!»
– Кого из русских святых особенно почитают на Кипре?
– В монастыре Мавровуни есть храм святых Оптинских старцев, а в митрополии Морфу – храм преподобного Серафима Саровского. Эти святые каждый день приходят на Кипр. Люди им молятся, просят о помощи и получают просимое. Многие свидетельствуют о настоящих чудесах по молитвам к святым.
Один священник на Кипре попал в аварию. Врачи сказали, что он умрет. Из монастыря Ставровуни приехал его духовник, принял исповедь, и все с этим священником попрощались. Но во сне ему явились преподобные Серафим Саровский и Сергий Радонежский и… исцелили его. Позже, когда он постригал в монашество своих духовных чад, то дал им имена Серафим и Сергий.
Патриарх Алексий II благословил меня поехать учиться в Россию. Я был ошеломлен: языка не знаю, да и планы совсем другие.
Одна молодая киприотка серьезно заболела. Ей рассказали о святой Матроне, которая многим помогает. Девушка полетела в Москву и пришла к Матронушке. Она просила святую о выздоровлении и дала обет, что, если поправится, то построит на Кипре храм в ее честь. И исцелилась! Денег на строительство храма у девушки не было, но был участок земли в округе Пафос – в живописном месте на холме, с видом на море. Она начала собирать средства. Ходила по офисам, просила и очень быстро набрала необходимую сумму – на том холме теперь стоит храм блаженной Матроны Московской.
Киприоты очень почитают святителя Луку Войно-Ясенецкого. Одна паломница из нашей группы рассказала нам про свою знакомую из Никосии. У девушки была очень серьезная операция, которая длилась десять часов. Ее мать очень волновалась и каждые пять минут беспокоила врачей вопросами. А отец – верующий человек, певчий в церкви – сидел в отдельной комнате и молился. И в какой-то момент он сказал супруге: «Не беспокойся, мне сейчас было видение: в операционную вошел святитель Лука и склонился над нашей дочерью». Буквально через пятнадцать минут пришел врач и сказал, что операция прошла успешно.
Двадцать лет я молился, чтобы мы построили на Кипре новый храм – Всем святым в земле Российской просиявшим. Но дело не двигалось. И только в прошлом году, когда мы съездили в Троице-Сергиеву лавру и в Дивеево, помолились у мощей преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского, только тогда нашелся спонсор и все решилось за 365 дней! Строительство храма завершается уже в декабре. Это чудо, которое произошло на наших глазах.
– Владыка, а как возникла мысль построить на Кипре храм в честь российских святых?
– В 1992 году на Кипр приехал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и посетил Киккский монастырь. Я был тогда послушником Спиридоном, и мне поручили показать обитель Святейшему. После экскурсии Патриарх спросил меня о планах на будущее и неожиданно произнес: «Хорошо бы тебе приехать в Россию, чтобы учиться в Духовной академии». И благословил. Я был ошеломлен: языка не знаю, да и планы совсем другие – я тогда собирался ехать в Бостон и учиться в православном университете. А наш игумен Никифор вразумил: «Патриаршее благословение промыслительно, так что собирайся, поедешь в Россию».
Так я оказался в Москве и влюбился в вашу страну. Меня потрясли страдания верующих людей, которые длились долгих семьдесят лет. Россия была больна, а Церковь дала народу лекарство, и началось постепенное исцеление. Я стал свидетелем возрождения духовности. Мне посчастливилось познакомиться с глубоко верующими людьми, которые сыграли большую роль в моей жизни. Общение с ними я храню в своем сердце как величайшее сокровище. Могу сказать, что, приехав в Россию по послушанию, я стал духовно гораздо богаче.
Когда я вернулся на Кипр, у меня было большое желание ответить добром на добро, которое изливалось на меня в вашей стране все годы учебы. Как я мог это сделать? Построить русский храм. И мы это сделали. Скоро храм будет освящен, и богослужения в нем будут совершаться на церковнославянском языке.
– В Новоспасском монастыре Вы служили панихиду на могиле архимандрита Иннокентия (Просвирнина). Что связывает Вас с батюшкой?
– Отец Иннокентий для нас особая личность. Он приехал на Кипр в начале 90-х годов в тяжелом состоянии – у владыки была травма позвоночника, множественные переломы и раны. А я тогда уже немного говорил по-русски, и мне поручили о нем заботиться.
Когда мы встретили отца Иннокентия в аэропорту, он отказался сразу ехать в больницу. Попросил отвезти его в монастырь, чтобы приложиться к Киккской иконе Божией Матери. Батюшка не мог стоять на ногах, его поддерживали несколько человек. С трудом, но он все же поклонился Божией Матери, попросил подвести его к святому престолу и только после этого поехал в больницу.
Отец Иннокентий непрестанно молился перед чудотворной иконой. А когда подлечился, побывал во всех святых местах Кипра. Он служил в Киккском монастыре и, несмотря на свое слабое здоровье, не делал себе поблажек – никогда не сидел на литургии, клал поклоны вместе со всеми, стоя на костылях. Люди узнавали о нем и приходили со своей бедой. Отцу Иннокентию надо было лечиться, а он ездил везде на своем инвалидном кресле и никому не отказывал в помощи. Он ни слова не говорил по-гречески, но люди его прекрасно понимали. Это было такое чудо! Я много раз его спрашивал: «Батюшка, перевести?» Он отвечал: «Не надо, я все понял». Я проверял. Спрашивал у людей, что они сказали ему по-гречески, а потом интересовался, что из этого понял батюшка. И он мне рассказывал – все точь-в-точь. Моя мама и сестра ходили к нему на исповедь и выходили от него в слезах – батюшка по-русски рассказал им все: что было и что будет.
Отец Иннокентий оставил мне бесценные реликвии, которые я бережно храню и никогда с ними не расстанусь. Это мощевик с частицами мощей святых и антиминс святителя Иннокентия Иркутского, на котором сохранилась его подпись. На земле, принадлежащей моим родителям, наша семья построила маленькую церковь во имя святителя Иннокентия.
Каждый раз, приезжая в Россию, я служу панихиду на могиле отца Иннокентия, благодарю за все и прошу его молитв. Уверен, что когда-нибудь Русская Православная Церковь прославит его в лике святых. Эта уверенность живет в сердцах многих людей на Кипре…
– Владыка, что Вас и Ваших соотечественников больше всего удивило в России?
– Сильное впечатление на всех произвело то, что Россия после стольких лет безбожия смогла духовно возродиться. Этот опыт так нужен нам сегодня на Кипре! Мы должны брать пример веры, которую показали русские братья во времена гонений, пример духовной ревности и жертвы. Русский народ для нас – братский народ. И мы приглашаем вас посетить Кипр и помолиться в святых местах на нашей земле.
Из рассказа Марии Икономиду, г. Лимассол
В первый день нашей поездки я ничего особенного не почувствовала. Мы посетили Кремль, все было просто хорошо и красиво. Но на второй день, когда мы попали в Покровский монастырь к святой Матроне, все изменилось. Я физически ощутила трепет, с которым вся наша группа подходила к святым мощам. Подошла и Анна. Она маленького роста и не могла дотянуться до раки. Рядом тут же оказался охранник. Он молча приподнял ее, чтобы и она смога приложиться. Это было настолько удивительно! Мы на Кипре обычно так не поступаем. Я подумала, что здесь, в России, жизнь устроена совсем по другим правилам, и решила, что тоже хочу так жить.
Я не часто хожу в церковь. К Богородице и Христу обращаюсь напрямую – в своих домашних молитвах. Но после этой поездки я поняла, что без церковной жизни мне все же не обойтись. За эти дни я уже несколько раз плакала, чего не случалось со мной очень давно…
Из рассказа схимонахини Епифании, монастырь Пантанасса
Нашему монастырю всего год, в общине – четыре монахини. Пока у нас нет своего жилья, мы проживаем в частных домах и изыскиваем средства, чтобы построить кельи. Я просила у Бога устроения нашей обители и молилась русским святым об освобождении Кипра. Наш монастырь возник в деревне Качатис неподалеку от Левкосии. Эта маленькая деревня до войны 1974 года была стопроцентно турецкой. Но после войны турки ушли на северную часть Кипра, а их дома заняли беженцы – православные христиане.
Они построили храм, вокруг которого и был основан наш монастырь, посвященный чудотворной иконе Божией Матери Пантанасса (Всецарица).
Эту икону принесли с собой два солдата из деревни Геролоку. Во время отступления они решили взять с собой все самое ценное. Зашли в храм и забрали чудотворную икону Богородицы. По дороге на них напали турки. Один солдат потерял в перестрелке глаз. На иконе до сих пор есть капли его крови. Реставраторы пытались отчистить ее, но не получилось – кровь так и осталась на иконе. От этого образа совершаются многочисленные чудеса.
В Оптиной пустыни мы встречались с наместником монастыря, архимандритом Венедиктом. Он долго беседовал с нами и рассказал, как утешает женщин, которые делали аборты:
– Ты убивала младенцев? Убивала. Тогда теперь ты должна родить двадцать детей!
– Но как, батюшка? Я же старая, у меня мужа нет.
– А что сказано в Священном Писании? «Аще кто от вас заблудит от пути истины и обратит кто его, да весть, яко обративший грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5,19–20). Рожайте детей духовно, обращая грешников на путь истины!
Я хорошо запомнила эти слова. А когда подходила под благословение, батюшка взял меня за руку и сказал: «А ты вообще должна родить больше всех детей!
Из рассказа Елены, учительницы начальных классов, деревня Святой Троицы
Двадцать три года я прожила в оккупации. Двадцать три года рабства. Из двадцати тысяч жителей нас осталось только двести пятьдесят человек. Эти люди просили меня, чтобы я осталась в школе и учила их детей.
К нам относились хуже, чем к животным. Турки разбивали стекла на крыше школы и испражнялись оттуда прямо в класс. Когда мы утром приходили в школу, там все было в нечистотах. Они обмазывали испражнениями дверь моего дома, и я пачкалась, когда выходила утром на работу.
Они сделали из наших храмов конюшни и отхожие места. Оскверняли могилы, выкапывая мертвых в поисках украшений. Литургию мы часто слушали дома по радио, которое работало на батарейках, потому что света не было – нам его постоянно отключали.
Каждый день приносил новые испытания. Но я читала жития святых мучеников и говорила себе: «А им какие страдания пришлось претерпеть! Елена, жди и надейся, и ты увидишь свет!»
Из родной деревни меня выгнали турки, потому что я отказалась получать турецкий паспорт. Знаете, как это было? Они собрали всех оставшихся киприотов в церкви, поставили на колени и фотографировали на паспорта. В течение десяти месяцев я находилась под домашним арестом, мне не разрешали выходить из дома. А потом заставили уехать.
Я слушаю историю вашей страны, сравниваю ее с нашей и обнаруживаю много общего. Прошу вас, поминайте нас в своих молитвах. Во всех российских храмах, где мы были, особенно в тех, которые называются Троицкими, я молилась и плакала, потому что наш храм тоже был посвящен Святой Троице. И деревня называлась Святая Троица…
Я молю Бога, чтобы Он удостоил меня вернуться в мой дом, который я так люблю, прежде чем Господь захочет забрать меня в мир иной.