Мы выехали из Петрозаводска в 9 утра 20 сентября небольшой группой 14 человек, включая водителя.
Путь наш проходил сначала по трассе Петрозаводск – Медвежьегорск, поэтому у нас была возможность заехать в урочище Сандармох в 12-ти км от Медвежьегорска, где на площади 10 гектаров, во время Большого террора 1937—1938 годов, расстреляно и захоронено свыше 9500 человек 58 национальностей. Это одно из самых больших на Северо-Западе России захоронение жертв сталинских репрессий. Преимущественно, это были спецпоселенцы и заключённые с Беломорско-Балтийского канала и Соловецких лагерей, а также жители окрестных сел. Всего на этой территории было обнаружено 236 расстрельных ям. Расстрелы проводились тайно, впервые захоронения их жертв были обнаружены в июле 1997 года.
Наш водитель, грузин по национальности, был потрясен увиденным не меньше других паломников. Его диаспора собирала незадолго до этого деньги на памятник в Сандармохе, но он сам впервые оказался в этом страшном месте.
В 2004 году в память о расстрелянных там украинцах был воздвигнут гранитный казацкий крест «Убиенным сынам Украины». В этом году там уже побывали представители украинской диаспоры в Карелии: крест увит свежими рушниками и обложен венками с сине-желтыми цветами.
После посещения урочища мы поехали в Толвую по трассе Медвежьегорск – Великая Губа и заехали на источник «Царицын ключ». Он находится слева (по направлению на Великую Губу) от дороги, на 35 километре, после Толвуи.
С источником «Царицын ключ» и деревней Толвуя связана одна история. Борис Годунов, не принадлежавший к династии Рюриковичей, сильно опасался за свою власть и стремился любым способом удалить всех возможных претендентов на престол. Боярин Федор Никитич Романов в глазах Годунова был наиболее опасным из претендентов на царскую корону, поскольку являлся родным братом Анастасии Романовой, одной из жен Ивана Грозного. Федор Никитич был сослан в Антониев Сийский монастырь (в 150 км от Архангельска) и там пострижен в монашество под именем Филарета. Сын его Михаил - будущий первый царь из рода Романовых - с маленькой сестрой были сосланы на Белоозеро. Супругу Федора Никитича, Ксению Ивановну, насильно постригли в монахини под именем Марфы и сослали в Заонежье, в Толвуйский погост. Терем опальной боярыни стоял на возвышенном месте, вид из окон открывался на Онего, белое зимой, а летом видны были зеленые леса Палеострова. Тридцатилетняя инокиня Марфа Ивановна болела, а «пищевое довольствие» поначалу было очень скудным. У инокини Марфы «от совершившихся переживаний началась эпилепсия. Сочувствуя ей, толвуяне и указали ей на близкий к погосту целебный источник.
Инокиня Марфа не забыла доброго отношения толвуян: после воцарения ее сына помогавшие ей крестьяне были пожалованы деревнями, а «поп Ермолай Герасимов с сыном Исааком» за доброе отношение пожалован «дворцовой волосткой в Петровском погосте в Челмужах».
После посещения источника мы поехали в старинное село Загубье, которое получило свое название благодаря расположению за губой, образованной разливом Свири при впадении в Ладожское озеро. Здесь родился старец Зосима. На месте его избы теперь стоит часовня, в которой мы отслужили молебен, а экскурсовод пропела нам на заонежском диалекте сказ о Зосимушке Соловецком.
От Загубья мы отправились на место своей ночевки в 4 км от этого села в деревню Лебещино. Утром следующего дня мы поехали на службу на остров Палей, где находится монастырь. По Онежскому озеру на моторном катере - несколько километров, но мы плыли до Палеостровского монастыря около 40 минут из-за большой загруженности катера.
Название острова связано с вылавливаемой здесь рыбой — палией. О палии среди рыбаков Заонежья бытовала следующая легенда. Когда Христос и апостолы собрались на Вечерю, у них было белое вино, белый хлеб и белая рыба. Христос, притрагиваясь к ним, сказал: «Да приобщатся они крови моей невинной!» С тех пор и вино, и палья, и хлеб «порудли», то есть покраснели. Главная святыня монастыря — мощи преподобного Корнилия, покоящиеся под спудом в соборном каменном храме Рождества Богоматери.
Наиболее раннее упоминание о монастыре относится к 1391 году. Основание ему положено Валаамским иноком преподобным Корнилием, уроженцем Пскова. Получив благословение на подвиг просвещения язычников, преподобный Корнилий прошел к Белому морю и там подвизался, подвергаясь не раз смертельной опасности. Затем он остановился на Онежском озере и поселился на острове Палей, для подвижнической жизни. Преподобный Корнилий основал храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы и стал первым игуменом новой обители. Многие ищущие спасения люди приходили к преподобному Корнилию, часть осталась с ним разделять труды подвижника. Постриженником Палеостровского монастыря был преподобный Зосима, основатель Соловецкого монастыря.
Обитель росла, со временем владения монастыря стали граничить с землями Хутынского, Вяжицкого и Муромского монастырей. Все цари, начиная с Василия Иоанновича, давали ей свои жалованные грамоты на землю и угодья, а также некоторые льготы и привилегии.
Из крошечной обители, начинавшейся с пещерного существования преподобного Корнилия, монастырь на протяжении первой половины XVI века превратился в хорошо обустроенную усадьбу с довольно значительной вотчиной. При жизни преподобного Корнилия в монастыре были построены еще две церкви — святителя Николая и пророка Ильи, колокольня, кельи для братии, ограда вокруг них.
Палеостровская обитель со своим строгим иноческим уставом пользовалась большой известностью. Главными ее святынями почитались мощи преподобного Корнилия и Авраамия Палеостровских. В монастыре бережно хранились железные вериги преподобного основателя. В смутные 1612-1613 годы монастырь был разорен. Но к концу первой половины XVII века монастырь был восстановлен. В 1646 году в нем уже стояли четыре церкви и подвизались 44 насельника.
В 1654 году сюда был сослан в заточение энергичный противник Патриарха Никона епископ Коломенский Павел — глава раскола Русской Православной Церкви. В последней трети XVII в. монастырь дважды захватывали раскольники. В марте 1687 и ноябре 1689 годах здесь произошли самые массовые раскольнические самосожжения (до 2700 и до 500 человек), в огне погибли плененные игумен Пимен и братия.
В начале XVIII в. собравшаяся братия вновь отстроила монастырь, но уже в 1764 году монастырь был выведен в заштатные. Тем не менее обитель владела достаточным количеством земли: 4070 дес. 704 саж. Капитал достигал 16993 руб. В 1905 году в числе братии были архимандрит, пять иеромонахов, иеродиакон, три монаха, рясофорный послушник. До революции монастырь был богатым, о чем свидетельствуют сохранившиеся фотографии. Так, на острове помимо храмов был расположен большой двух этажный каменный братский корпус. У монастыря была своя пристань, к которой летом причаливали торговые суда. Монастырь вел обширную торговлю красной рыбой.
После установления советской власти обитель была ликвидирована. В феврале 1919 года ее имущество описали и конфисковали. Национализированный капитал составил 70 тыс. руб. На территории монастыря был организован совхоз. В 1928 году монастырь был разрушен, а храм Рождества Богородицы закрыт. На острове была создана колония для малолетних преступников.
Рождество Божией Матери мы и праздновали вместе с братией монастыря и с заонежскими жителями, приплывшими на Литургию из разных сел, в том числе и из Великогубского прихода. После Литургии была небольшая пешая экскурсия на берег, где находится пещерка Корнилия Палеостровского и оттуда можно увидеть неисчерпаемую красоту Заонежья, ощутив непередаваемые чувства любви и боли за свой родной край.