Древнейший в нашей стране Спасо-Преображенский монастырь Ярославля отмечает в 2016 году свой восьмисотлетний юбилей. К сожалению, пока в статусе музея.
От Константина Всеволодовича до Иоанна Васильевича
На самом деле юбилейных дат две. Известно, что монастырь был основан великим князем Константином Всеволодовичем в 1216 году, а его главный храм, сохранившийся до наших дней, – ровно пятьсот лет назад. На архивольте портала все еще можно прочитать: «Освящена бысть сия церковь в лето 7024 при благоверном и великом князе Василии Ивановиче всея России и митрополите Варлааме, поставлена бысть архимандритом Ионою». В надписи указана дата от сотворения мира, а при пересчете получается 1516 год.
Множество ярчайших эпизодов проступают сквозь наслоения веков, стоит хотя бы немного прикоснуться к истории этого храма. Вот великий князь Московский и всея Руси Иван Васильевич (Грозный) пишет беглецу Курбскому о том, что заступничеством святого благоверного князя Феодора Черного, мощи которого хранились в усыпальнице Спасо-Преображенского собора, исцелена царица Анастасия Романовна: «…Како сопротив злаго вашего немилосердного умышления, сеи святые князь Федор Ростиславович молитвами своими, по действию Святого Духа, от врат смертных воздвиг ея? Такожде и ныне уповаем его способника быти нам паче, нежели вам…». Какая ревность и обида слышатся в его словах!
Дело в том, что князь Андрей Курбский, скрывавшийся от царя в Литве, был потомком святого благоверного князя Смоленского и Ярославского Феодора Черного. И Грозный бросает в лицо своему, как сказали бы сейчас, оппоненту, весомый аргумент в пользу своей правоты: мол, не раздается благодать по-свойски, по родственной линии, не покрывает она предательства! Русские святые – за русского царя, а не за тебя, изменщика. И, видимо, по распоряжению Иоанна Грозного житие святого Феодора вошло вскоре в «Книгу степенную царского родословия», составленную при митрополите Макарии.
Покровители Ярославля
Чудесное обретение мощей святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина в подклете собора произошло еще в 1463 году при князе Александре Феодоровиче – последнем удельном ярославском правителе. Пройдет совсем немного времени, и Ярославское княжество войдет в состав Московского государства.
В Ермолинской летописи конца XV века ее составитель отмечает, что не к добру для нынешних князей ярославских явились сии чудотворцы, ведь пришлось князьям «проститься со своими отчинами на век», отдать их великому князю Ивану Васильевичу. Интересно, что изображения ярославских святых князей Феодора Черного и его сыновей Давида и Константина запечатлены на стенах всех соборов Московского Кремля, что говорит об особом к ним отношении Ивана Грозного – он всецело полагался на небесное покровительство этих святых. Из местночтимых они стали общероссийскими.
В середине ХV века в Преображенском соборе были обретены мощи благоверных князей Феодора, Давида и Константина
На иконе преподобный Феодор изображен высоким, в черной ризе схимника, а сыновья Давид и Константин – в половину его роста, в княжеских одеждах. Образ глубоко символичен: глядя на него, невольно задумываешься о том времени, когда духовная власть почиталась выше княжеской, когда в монастыри стекались толпы народа самого разного звания, когда церковные праздники были поистине всенародными. Святая Русь…
«Итальянец» с русской душой
Архитектором Преображенского собора был итальянский мастер. Это видно по многим деталям декора храма. Итальянская школа угадывается и в использовании разноразмерного кирпича, и в типе кладки, и в арочном рисунке галерей. Скорее всего, он был одним из тех мастеров, которые перестраивали Московский Кремль. В облике Преображенской церкви заметны черты Благовещенского и Архангельского соборов, которые мастер взял за образец.
В целом же новый храм получился гармоничным и самобытным. И в монастырском ансамбле, и с любой точки в городе он смотрелся великолепно. Глядя на него, приходят на ум строки поэта Иосифа Мандельштама, который называл творения фряжских зодчих соборами с «итальянской и русской душой».
В 1617 году общий вид монастыря несколько изменился, поскольку в это время была перестроена сопредельная к собору церковь Входа Господня в Иерусалим. Она стала значительно больше прежней, поскольку в ней появился придел, посвященный небесному покровителю первого царя династии Романовых – преподобному Михаилу Малеину. Это событие переносит нас уже в эпоху Смутного времени.
За землю Русскую
В годы Смуты, когда решалось, быть или не быть нашему Отечеству, останется ли оно православным государством, Ярославль стал, по сути, штабом, где принимались важнейшие решения и концентрировались силы ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Перед походом на Москву в Преображенском соборе был отслужен молебен о победе русского воинства над врагом. Освящались знамена ополченцев, под которыми им вскоре предстояло вступить в решающий бой.
Как известно, после освобождения Москвы на Земском соборе царем провозгласили шестнадцатилетнего Михаила Федоровича, сына плененного поляками ростовского митрополита Филарета. В Спасо-Преображенском монастыре Михаил гостил по пути в Москву. Здесь же подписал грамоту о своем согласии принять царский венец и встретил Пасху 1613 года. В память об этом и возник в перестроенной монастырской церкви придел преподобному Михаилу Малеину.
К этому времени и сам Преображенский собор после пожара 1616 года прирос северной галереей. В ней была устроена обширная монастырская библиотека, которой пользовались не только монахи, но и дворяне, жившие по соседству.
Уникальная находка
Представляется символичным тот факт, что самый древний памятник русской письменности – «Слово о полку Игореве» – был найден именно в этой библиотеке. Потемневшую от времени рукопись нашел среди древних фолиантов известный книголюб – граф Алексей Мусин-Пушкин. Произошло это в начале 90-х годов ХVIII столетия. Но впоследствии бесценный оригинал великой поэмы, о смысле которой ученые спорят до сих пор, был утрачен. Как же это случилось?
Граф оказался человеком необязательным, а потому не слишком торопился с возвратом книг в библиотеку. Известно, что многие взятые им экземпляры позднее были попросту списаны и числились уничтоженными «за ветхостию и согнитием». Списание упрощало то обстоятельство, что в 1771 году монастырь был упразднен и в его стенах расположился архиерейский дом.
Ежегодно 19 августа в Спасо-Преображенском монастыре проходит фестиваль колокольного звона «Преображение»
В официальной версии обретения бессмертного произведения, высказанной самим Алексеем Ивановичем, сомневается большинство исследователей. Он утверждал, что книга под названием «Хронограф», содержавшая «Слово», была куплена его комиссионером у архимандрита Иоиля, доживавшего свой век в упраздненном к тому времени монастыре и впавшего в крайнюю нужду.
С оригинала было сделано несколько копий, сам же подлинник, привезенный в Москву, погиб в страшном пожаре 1812 года. А останься он в монастыре, возможно, время и сохранило бы его для потомков…
Последнее благословение Патриарха Никона
17 августа 1681 года, читаем мы в архивных монастырских записях, «мало ниже Спасского монастыря преставися Святейший Никон Патриарх Московский и всея Руси». Именно здесь, в Ярославле, у Спасо-Преображенского монастыря остановилось сердце патриарха-реформатора. Это случилось прямо в струге, в котором он, уже больной, возвращался из пятнадцатилетней ссылки. Судно вывели на середину реки Которосль, чтобы народ, толпившийся по берегам, мог получить патриаршее благословение. Оно оказалось последним.
«Во ожидании царского повеления тело усопшего Патриарха перенесено было с подобающими почестями в монастырскую церковь, где и пребывало до приезда из Москвы колесницы и нарочитых особ для сопровождения. Затем при огромном стечении народа была свершена по усопшем панихида и печальное шествие двинулось из Спасского монастыря к Воскресенской Ново-Иерусалимской обители».
От «великих потрясений» до наших дней
В истории гражданской войны есть страница, которая еще ждет своих исследователей. Это антибольшевистское восстание в Ярославле 1918 года, подавленное с показательной жестокостью. Прежде чем войти в город, большевики беспощадно обстреливали его из тяжелых орудий. Били и по древним звонницам, и по монастырским стенам. Но уже на следующий год реставрационная комиссия начала врачевать изувеченный снарядами монастырь.
Разумеется, при власти, объявившей войну Церкви и исторической памяти народа, реставрационные работы не могли проходить гладко. Они то прекращались на долгие годы, то начинались вновь. Несмотря на все пережитые трудности, сегодня Спасо-Преображенский собор встречает свой пятисотлетний юбилей обновленным и значительно похорошевшим. Завершена реставрация и уникальной стеновой росписи храма. Это единственный ансамбль монументальной живописи эпохи Ивана Грозного, дошедший до наших дней.
Зайдите в Преображенский собор. Все те же лики строго смотрят на нас с устоявших во всех лихолетьях стен, словно спрашивая нас, кто мы, откуда и куда идем.
Полезная информация:
Адрес: г. Ярославль, Богоявленская пл., д. 25 (центр города)
Тел.: (4852) 30-38-69
Как добраться: поездом Москва – Ярославль или на автобусе, который отправляется от Щелковского автовокзала (расписание уточняйте). Далее – на любом транспорте в сторону центра.
Константин Кравцов