В Покровском соборе Гродно царит особая атмосфера духовного подвига. Ее создают уникальные иконы с изображением святых, пострадавших за веру в безбожном ХХ веке.
Пожелание владыки
…Этот храм похож на величественный корабль, плывущий в безбрежном житейском море. За свою более чем вековую историю он видел сильнейшие штормы и бури, но выстоял, перемог! Храм не закрывался ни в Первую мировую, ни во Вторую. И даже когда вокруг бесчинствовали большевики, осквернив или разрушив почти все храмы на белорусской земле, в стенах собора продолжала звучать молитва.
В 2007 году, к столетнему юбилею храма, в нем появился цикл икон, сразу же привлекших к себе внимание прихожан и паломников. На них изображены святители православной церкви и священники, служившие в белорусских епархиях. Новомученики предстают перед нами в главный момент своей жизни – принятия «тернового венца» во славу Господа.
– Идея писать иконы новомучеников в виде сюжетных сцен принадлежит гродненскому владыке Артемию (Кищенко), – рассказывает автор цикла иконописец Антон Дайнеко. – Его особое пожелание сводилось к тому, чтобы избежать «всяких там абстрактных римских тог». События эти были конкретные, и изображать их надо четко и предельно реалистично, чтобы было понятно, кто и как учинил ту или иную расправу над священнослужителем.
Вначале я даже несколько досадовал на такие пожелания, поскольку привык к более традиционным подходам. Но когда стал вникать в документальные материалы о репрессиях, которым подверглись священнослужители после революции, то понял правоту владыки Артемия. Я читал о том, что этим людям пришлось пережить, и чувствовал, что у меня ощутимо шевелятся волосы на голове. Какой масштаб борьбы добра и зла! Какие полные трагизма биографии! Но многие ли об этом знают? Подвиги новомучеников и сегодня остаются мало освещенными в нашей прессе, литературе и искусстве.
Антон Дайнеко поставил перед собой цель обратить внимание людей на экстраординарность тех событий. Каждый должен осознать: то, что изображено на иконах, – это не «дела давно минувших дней», а наша новейшая история. Еще живы свидетели страшных гонений на Церковь и священнослужителей.
Особый стиль
Существенное отличие этих икон от привычных нам образов новомучеников состоит в том, что иконописец талантливо совместил реалии недавнего прошлого с условностью, свойственной традиционной иконе. Но в целом манера письма близка к стилю икон ХIV-ХV веков, главная изобразительная особенность которых – обратная перспектива. Это идущий еще из Византии способ изображать святых, предметы и детали без искажения их пропорций, при этом пространство на заднем плане не сужается, а напротив, расширяется, «идет» на зрителя. Считается, что прием обратной перспективы позволяет лучше передать идеальную геометрию Горнего мира.
Серия состоит из десяти образов. Некоторые из них можно отнести к житийным. Так, справа от алтаря находится одна из наиболее почитаемых икон – образ с частицей мощей Патриарха Тихона, бывшего в 1913-1917 годах архиепископом Виленским и Литовским. На ней святитель изображен во время своего ареста в Донском монастыре. А на переднем плане мы видим людей, которые не побоялись заступиться за своего пастыря в самый тяжелый для него час – они просят охрану освободить Патриарха из-под стражи. Следующий образ показывает суд над группой священников во главе с архиепископом Петроградским и Ладожским Вениамином, а также сцену, на которой осужденных ведут на казнь.
Вот еще одна двухплановая икона. На ней мы видим митрополита Владимира до расстрела и после него, когда верующие бережно поднимают тело владыки, чтобы предать его земле.
Молитва за убийц
Одна из икон посвящена митрополиту Крутицкому Петру. На заднем плане патриарх Тихон рукополагает его в сан епископа, а на переднем – буденновец в упор расстреливает лежащего на земле священника. При этом лик митрополита выражает полное смирение и спокойствие. Можно предположить, что умирая, он понимал: смерть его не напрасна и православная вера в народе не угаснет. По своему замыслу и драматизму эта икона просто ошеломляет.
Остальные образы изображают расстрел архиепископа Могилевского и Мстиславского Павлина, сожжение архиепископа Рижского Иоанна, аресты епископа Мозырского Иоанна и священномученника Серафима. Одна из самых драматичных икон – утопление епископа Тобольского, на которой буденновец с винтовкой сталкивает с лодки святителя с привязанным к шее камнем. Лик мученика – смиренный и сосредоточенный – смягчает ужас ситуации. Святитель как бы говорит нам, что вера, если она сильна, всегда победит страх смерти. Умирая, святой Гермоген молится за всех грешников, в том числе и за своего убийцу, который сам не ведает что творит.
О чем думает человек, стоя перед этими иконами? О слабости и силе, предательстве и вере, величии добра и бесконечной низости зла… Мысли у всех могут быть разные, но всем нам надо молиться о том, чтобы недавнее прошлое нашей страны больше никогда не повторилось.
Полезная информация:
Адрес: г. Гродно, ул. Ожешко, д. 23
Тел.: +375 (0152) 720193
E-mail: vam@prihod.info
Как добраться: от автовокзала на любом общественном транспорте, идущем по ул. Ленина, до остановки «Университет». От железнодорожного вокзала на любом общественном транспорте, идущем по ул. Ожешко, до остановки «Собор». Расписание работы транспорта на сайте: grodno.btans.by
Расписание богослужений: ранняя литургия – 7.00, поздняя литургия – 10.00, вечернее богослужение – 17.00
Игорь Нещерет, фото автора