В девяностые годы уже прошлого двадцатого века в общественный лексикон вошло забытое слово паломничество. В связи с падением железного занавеса и открытием границ многие наши соотечественники устремились за рубеж. Эти поездки не имели одной цели. Однако в значительной мере людьми двигало желание посмотреть другие страны, прикоснуться к опыту жизни иных народов. Часть этих поездок совершалась в страны, представляющие интерес и для религиозного человека. Например, в Святую Землю, в Грецию, в Египет. Ориентируясь на пробуждение религиозного сознания в России, туристические агентства для привлечения клиентов начали активно употреблять по отношению к своим турам малознакомое слово паломничество. Что же такое паломничество на самом деле и чем оно отличается от туризма?
В русском языке есть два слова, употребляемые по отношению к данному явлению: паломничество и поклонничество. Слово паломник имеет западное происхождение. Его производят от слова palmarius, то есть пальмовник, — человек, несущий пальмовую ветвь. Этот термин получил начало от обычая, свойственного паломникам, посещавшим Святой град Иерусалим. Паломнический сезон в Святой земле традиционно начинался с праздника Рождества Христова и заканчивался праздником Пятидесятницы. Но главным праздником этого периода, притягивавшим в Святую Землю наибольшее количество богомольцев, был и остается праздник Пасхи. Паломники, стремившиеся встретить светлое Христово Воскресение в Иерусалиме, прибывали туда заранее, чтобы провести в Святом граде также и Страстную седмицу. Началу Страстной седмицы предшествовал праздник Входа Господня в Иерусалим, или Неделя (т. е. воскресение) ваий (пальм). Главным мероприятием праздничного дня был крестный ход до стен города Иерусалима. Богомольцы, принимавшие участие в шествии, несли пальмовые ветви. Такими же ветвями без малого две тысячи лет назад встречали Христа жители Иерусалима. Возвращаясь домой, богомольцы брали с собой эти ветви. Отсюда и появилось слово, которое мы так часто употребляем сегодня.
Однако еще в начале двадцатого века в России чаще употреблялось другое слово — поклонник. Слово поклонник является буквальным переводом греческого слова «проскинитис». Важность данного слова для религиозного человека обусловлена тем, что оно не является отражением какого-то обычая или благочестивой традиции. Слово поклонник является богословским понятием. Оно происходит от существительного поклонение («проскинисис»), которое является одним из ключевых слов богословского наследия седьмого Вселенского собора. Главной темой собора, как известно, было преодоление ереси иконоборчества. Перед отцами собора стояла задача показать, что поклонение святым иконам не является идолопоклонством. В результате было сформулировано следующее различие. Совершая акты почитания святых икон, мы поклоняемся им, но не воздаем той чести, которая подобает одному лишь Богу. Почитание, подобающее Богу, отцы собора называли служением «латриа».
Итак, поклонение является формой воздаяния чести Богу через посредство видимого образа. Это же слово в церковном Предании относится и к святым местам. Святые места, и в первую очередь особенно те из них, которые связаны с земной жизнью Спасителя, являются также некими образами, через которые верующие люди воздают честь Первообразу.
Таким образом, слово поклонник, бывшее некогда в широком употреблении, глубоко связано с преданием Церкви, с ее вероучением. Оно также предельно ясно показывает смысл паломничества, который заключается в поклонении святым местам. Это поклонение носит религиозный характер и связано с совершением богослужений и молитв у чтимых святынь. Всякое иное посещение святых мест, не связанное с религиозным поклонением, строго говоря, не имеет отношения к каноническому паломничеству.
Говоря о паломничестве, следует отметить, что не существует паломничества вообще. Есть несколько различных подходов к паломничеству в различных религиозных культурах. Существует христианское понимание паломничества. Однако, христианский взгляд на паломничество не отличается внутренним единством. В христианской среде имеются существенные различия по отношению к паломничеству. Понимание паломничества в православии существенно отличается от восприятия паломничества у западных христиан. В силу этого само выражение православное паломничество является оправданным. В западных языках паломничество — прежде всего путешествие. В большинстве европейских языков соответствующее слово происходит от латинского peregrinatio, что означает странствование. Понимание паломничества как поклонничества неведомо христианскому западу. Причины этого коренятся в отношении Римо-Католической Церкви к седьмому Вселенскому собору и вопросу о почитании святых икон. Западная Церковь не приняла решений собора по вопросу иконопочитания. Для западных христиан иконы являются лишь иллюстрациями событий Священной истории. Икона в западном понимании никак не может быть образом, который онтологически соединяет нас с Первообразом. Поэтому понимание паломничества у западных христиан носит принципиально иной характер. Пилигрим это не паломник в православном смысле слова, то есть не поклонник. Пилигрим это прежде всего странник, путешественник. Религиозная цель путешествия пилигрима является только одной из возможностей. Идея почитания святых мест в этом слове не присутствует вообще. Поклонение святым местам у западных христиан подменяется воспоминаниями священных событий на святых местах. В этом — рационализм и ограниченность католического и протестантского подхода к паломничеству. Вот почему западные паломники, посещающие святые места, больше напоминают туристов, чем паломников в православном понимании этого слова. История паломнического движения представляет большой интерес с точки зрения изучения духовности различных народов. В этом смысле история паломничества русских людей к святым местам имеет много ярких страниц. Это история стремления к святости, история подвижничества. В конце девятнадцатого века корреспондент одной французской газеты, наблюдавший за жизнью русских паломников в Иерусалиме, писал: «Народ, умеющий так молиться, имеет великое будущее». К сожалению, традиции православного паломничества в нашей стране были утеряны. Возрождение их напрямую связано с возрождением духовности в нашей стране. В настоящее время паломничество к святым местам является для многих наших соотечественников путем к обретению веры, дорогой в Церковь. Возрождая паломничество, важно не отрываться от духовных основ православного Предания, помнить о цели и глубоком духовном смысле православного паломничества.
Марк (Головков), архиепископ Егорьевский
«Православный паломник», № 1, 2001