Ныне отпущаеши раба твоего, владыко

Архив статей

Ныне отпущаеши раба твоего, владыко

Сретение Господне – двунадесятый праздник, отмечаемый Православной Церковью 15 февраля. Именно в этот день произошла встреча Ветхого и Нового Заветов в лице праведного Симеона Богоприимца и принятого им на руки Богомладенца Христа.

 

 

Икона доиконоборческого периода. Младенца держит на руках Богородица

Икона доиконоборческого периода. Младенца держит на руках Богородица.

 

 

Икона послеиконоборческого периода. Младенца держит на руках святой Симеон Богоприимец

Икона послеиконоборческого периода.
Младенца держит на руках святой Симеон Богоприимец.

 

Сретение Господне – двунадесятый праздник, отмечаемый Православной Церковью 15 февраля. Именно в этот день произошла встреча Ветхого и Нового Заветов в лице праведного Симеона Богоприимца и принятого им на руки Богомладенца Христа.

 

Через сорок дней после Своего рождения Богомладенец Иисус был принесен Божией Матерью в Иерусалимский храм. По закону Моисееву Его, как всякого младенца мужского пола, необходимо было представить и посвятить Господу, принеся благодарственную и очистительную жертву в виде двух горлиц или двух голубей. В те времена женщине после родов 40 дней запрещалось входить в храм. Пресвятая Богородица не имела нужды в очищении, но по глубокому смирению подчинилась предписанию закона Моисеева, который был установлен в память исхода евреев из Египта, освобождения их от рабства и спасения еврейских первенцев от смерти. (Лк. 2, 22-24).

В Иерусалимском храме Божию Матерь встретил праведный старец Симеон, которому к тому времени исполнилось уже 360 лет. Ему было дано откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. Симеон пришел в храм в то самое время, когда Богородица и праведный Иосиф принесли Младенца.

Старец Симеон взял Христа на руки и сказал пророческие слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, Еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих, Израиля» (Лк. 2, 29-32). Эти слова стали молебным гимном, без которого невозможно представить ныне богослужение Православной Церкви.

Симеон обратился также и к Богородице со словами: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 34-35).

В Иерусалимском храме в это время присутствовала Анна-пророчица, которой было 84 года. Прожив с мужем «от девства своего семь лет», она не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. Когда Анна увидела Иисуса, то стала Его прославлять и всем говорить о Нем.

До Рождества Христова все благочестивые люди жили верой в Грядущего Мессию – Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Праведный Симеон и Анна-пророчица стали последними праведниками уходящего Ветхого Завета, удостоившимися встретить Носителя Нового Завета.

 

Праздник

До IV века годовой цикл важнейших христианских праздников, названных позже двунадесятыми, ограничивался всего тремя – Пасхой, Пятидесятницей и Епифанией (Богоявлением). В IV–V вв. происходит становление торжеств рождественского цикла, и праздник Сретения, связанный с Рождеством и календарно от него зависящий, появляется в это же время.

Известно, что свои проповеди, посвященные Сретению Господа, в этот день произносили святители Мефодий Патарский (+ 312), Кирилл Иерусалимский (+ 360) и Григорий Богослов (+ 389). Однако в это время праздник совершался еще недостаточно торжественно.

В 541–554 годах Константинополь, Антиохию, Мизию и другие регионы Римской Империи постигли страшные бедствия – землетрясение и моровая язва, уносившая каждый день несколько тысяч человек. В эти дни Бог открыл одному из благочестивых христиан, что страдания прекратятся, если установлено будет торжество праздника Сретения Господня. И действительно, после торжественного богослужения в честь этого праздника, которое было совершено 2 февраля (по ст. ст.) 542 года, землетрясение и язва сразу прекратились. В память об этом император Юстиниан Великий повелел торжественно чтить этот день по всей империи.

 

Иконы

Иконография Сретения Господня основана на тексте Евангелия от Луки (Лк. 2, 22-39). Центральным действием на всех изображениях, будь то икона, фреска или миниатюра, является передача Божией Матерью Младенца на руки старцу Симеону. За спиной Богоматери изображается Иосиф Обручник, несущий в руках или в клетке двух голубей. За спиной праведного Симеона, который изображается ветхим старцем с длинными волосами и бородой, мы видим Анну-пророчицу со свитком в руке. До эпохи иконоборчества Младенца изображали на руках Божией Матери, после этого периода Христа чаще всего держит на руках Симеон.

Древнейшие образцы изображения Сретения Господня на Руси – фрески середины XII века в Псковском соборе Мирожского монастыря, а также росписи XII века в Кирилловской церкви Киева и храма Спаса на Нередице в Новгороде.

 

Галина Дигтяренко

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе

То, что я даю другим

То, что я даю другим

Практически все прихожане храма преподобного Андрея Рублева в Раменках участвуют в делах милосердия, считая это нормой жизни.

С Веневской колокольни

С Веневской колокольни

Здесь гостю покажут самую высокую звонницу, самые старые каменные палаты и самый древний монастырь на Тульской земле.

Тбилиси. Говорите по-русски!

Тбилиси. Говорите по-русски!

Столица Грузии близка Москве не только географически, но и по духу. Русские и грузины – два православных народа всегда были и остаются «братскими». 

Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

Во имя отца и сына и Святого Духа. Христос Воскресе! Братья и сестры, мы с вами празднуем праздников праздник Православной Церкви - Пасху Христову. Праздник продлится целых 40 дней - до Вознесения Господня. И теперь можно оглянуться назад и осмыслить...

Христос на Кресте

Христос на Кресте

Идет Великий пост, когда мы вспоминаем крестные страдания Господа нашего Иисуса Христа. Но до конца ли мы понимаем, зачем Господь взошел на Крест и принял эти страдания?

Прекрасен труд поста

Прекрасен труд поста

Вступая в сорокодневный пост, некоторые со страхом ждут длительной борьбы с соблазнами, настраивают себя на тяжелый и безрадостный период в жизни. Но покаянное настроение не имеет ничего общего с унынием.