Икона доиконоборческого периода. Младенца держит на руках Богородица.
Икона послеиконоборческого периода. |
Сретение Господне – двунадесятый праздник, отмечаемый Православной Церковью 15 февраля. Именно в этот день произошла встреча Ветхого и Нового Заветов в лице праведного Симеона Богоприимца и принятого им на руки Богомладенца Христа.
Через сорок дней после Своего рождения Богомладенец Иисус был принесен Божией Матерью в Иерусалимский храм. По закону Моисееву Его, как всякого младенца мужского пола, необходимо было представить и посвятить Господу, принеся благодарственную и очистительную жертву в виде двух горлиц или двух голубей. В те времена женщине после родов 40 дней запрещалось входить в храм. Пресвятая Богородица не имела нужды в очищении, но по глубокому смирению подчинилась предписанию закона Моисеева, который был установлен в память исхода евреев из Египта, освобождения их от рабства и спасения еврейских первенцев от смерти. (Лк. 2, 22-24). В Иерусалимском храме Божию Матерь встретил праведный старец Симеон, которому к тому времени исполнилось уже 360 лет. Ему было дано откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. Симеон пришел в храм в то самое время, когда Богородица и праведный Иосиф принесли Младенца. Старец Симеон взял Христа на руки и сказал пророческие слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, Еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих, Израиля» (Лк. 2, 29-32). Эти слова стали молебным гимном, без которого невозможно представить ныне богослужение Православной Церкви. Симеон обратился также и к Богородице со словами: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 34-35). В Иерусалимском храме в это время присутствовала Анна-пророчица, которой было 84 года. Прожив с мужем «от девства своего семь лет», она не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. Когда Анна увидела Иисуса, то стала Его прославлять и всем говорить о Нем. До Рождества Христова все благочестивые люди жили верой в Грядущего Мессию – Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Праведный Симеон и Анна-пророчица стали последними праведниками уходящего Ветхого Завета, удостоившимися встретить Носителя Нового Завета.
Праздник До IV века годовой цикл важнейших христианских праздников, названных позже двунадесятыми, ограничивался всего тремя – Пасхой, Пятидесятницей и Епифанией (Богоявлением). В IV–V вв. происходит становление торжеств рождественского цикла, и праздник Сретения, связанный с Рождеством и календарно от него зависящий, появляется в это же время. Известно, что свои проповеди, посвященные Сретению Господа, в этот день произносили святители Мефодий Патарский (+ 312), Кирилл Иерусалимский (+ 360) и Григорий Богослов (+ 389). Однако в это время праздник совершался еще недостаточно торжественно. В 541–554 годах Константинополь, Антиохию, Мизию и другие регионы Римской Империи постигли страшные бедствия – землетрясение и моровая язва, уносившая каждый день несколько тысяч человек. В эти дни Бог открыл одному из благочестивых христиан, что страдания прекратятся, если установлено будет торжество праздника Сретения Господня. И действительно, после торжественного богослужения в честь этого праздника, которое было совершено 2 февраля (по ст. ст.) 542 года, землетрясение и язва сразу прекратились. В память об этом император Юстиниан Великий повелел торжественно чтить этот день по всей империи.
Иконы Иконография Сретения Господня основана на тексте Евангелия от Луки (Лк. 2, 22-39). Центральным действием на всех изображениях, будь то икона, фреска или миниатюра, является передача Божией Матерью Младенца на руки старцу Симеону. За спиной Богоматери изображается Иосиф Обручник, несущий в руках или в клетке двух голубей. За спиной праведного Симеона, который изображается ветхим старцем с длинными волосами и бородой, мы видим Анну-пророчицу со свитком в руке. До эпохи иконоборчества Младенца изображали на руках Божией Матери, после этого периода Христа чаще всего держит на руках Симеон. Древнейшие образцы изображения Сретения Господня на Руси – фрески середины XII века в Псковском соборе Мирожского монастыря, а также росписи XII века в Кирилловской церкви Киева и храма Спаса на Нередице в Новгороде.
Галина Дигтяренко |
2018-03-03 06:00