Знаете ли вы, что в России существует больше сотни сел, население которых официально именуется «крещеными татарами». В них живут люди, говорящие с татарами почти на одном языке, но исповедующие Православие
Кряшены – этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов, исповедуют Православие, живут, в основном, в Татарстане, небольшие группы в Удмуртии и Башкортостане.
Кряшены считают себя особым народом, у них действительно ни на что не похожие культура и быт.
Подавляющее большинство татар относятся к ним как к своим соплеменникам, только насильно окрещенным во времена взятия Казани Иваном Грозным. Сами же кряшены утверждают, что приняли Православие как минимум на тысячу лет раньше.
До революции деревня Брюшли считалась владением царя, и ее жители так себя и называли: «подданные царя». Население было почти две тысячи человек, здесь проводилась большая ярмарка, но случилось так, что после Первой империалистической войны домой не вернулись большинство мужчин. Потом революция, раскулачивание, Отечественная война... Дошло до того, что сгнили электрические столбы и не было средств, чтобы поставить новые. Брюшли готовы были присоединиться к длинному списку несуществующих деревень.
Праздник Троицы в деревне Брюшли отмечают два дня. В этот раз он выпал на время, когда полевые работы затихли и появилась возможность отвлечься от обыденных проблем.
Начинается праздник в субботу днем, когда молодежь идет в перелесок и наряжает там ленточками березку. Каждый при этом загадывает самое сокровенное желание. На следующий день утром березку срубают (на ее место сразу сажают три новых деревца), и парень в окружении трех всадников несет ее в деревню, на майдан.
Председатель Геннадий Павлович Козлов на празднике вручает традиционные премии и подарки. На этот раз в Брюшли съехалось много гостей – не только из Татарстана, но и из Удмуртии и Башкирии, где тоже есть кряшенские деревни.
Без внимания Геннадия Павловича в Брюшлях не обходится ничего. Праздник он практически «вытащил» на себе, успевая везде. В общем, хозяин. Всегда при костюме, подтянут, строг и не слишком многословен. Про Козлова говорят так: «У него дела идут хорошо, потому что он просто не ворует».
Геннадий Михеев,
фото автора