Куда поехать московским школьникам на майские праздники? Мы предлагаем отправиться на берега Невы – в нашу Северную столицу.
Знакомство с городом лучше всего начать с Петропавловской крепости, где был заложен самый первый храм Санкт- Петербурга.
Отчаянный заяц
Наш путь лежит на Заячий остров. Туда мы идем по самому старому мосту в городе – Иоанновскому. У него деревянные тротуары и брусчатая мостовая. Давайте на минуточку задержимся здесь и посмотрим вниз. Видите зайца на бревне? Он, конечно, не живой – каменный. А бревно при внимательном рассмотрении и не бревно вовсе. Это свайное основание, которое защищает мост при ледоходе.
Говорят, раньше на этом острове водилось множество зайцев и самый отчаянный, спасаясь от наводнения, прыгнул прямо на сапог Петру, когда тот выходил из лодки на берег. С тех пор и называют остров Заячим.
Карикатура в камне
Петровские ворота, через которые мы входим в крепость, можно смело назвать триумфальной аркой. Это единственное подобное сооружение, сохранившееся со времен Петра I. Над аркой – двуглавый орел, увенчанный короной. Он сделан из свинца и весит больше тонны. У орла на груди позолоченный щит, на котором изображен Георгий Победоносец. А над орлом – огромный барельеф (высота 3,35 м, ширина 4,9 м) «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром».
В XVIII веке это изображение воспринималось как своего рода карикатура на шведского короля Карла XII, победа над которым завершила Северную войну и позволила Петру «прорубить окно» в Европу. Мы проходим под аркой, которая тянется во всю толщину крепостной стены, а это 20 метров!
Восковая персона на современный лад
На территории крепости нас встречает сам создатель Петербурга. Внушительные размеры памятника заставляют смотреть на Петра снизу вверх. В этом, вероятно, и заключалась задумка скульптора Михаила Шемякина. В работе над памятником он опирался на так называемую восковую персону – точную копию русского императора, созданную из воска итальянским скульптором К.Б. Растрелли.
Петр I совсем не против сфотографиро-
ваться с многочисленными посетителями
Петропавловской крепости
Шемякин воспроизвел голову Петра, повторив ее размер. Сделал узнаваемыми и черты лица. А вот пропорции тела сознательно исказил, поэтому памятник выглядит несколько неожиданно, вызывая у петербуржцев и гостей города противоречивую реакцию. Но ведь и сама личность Петра была сложной, неоднозначной…
Шпиль Петропавловки
Петропавловский собор был заложен на месте одноименной деревянной церкви в 1713 году – в день празднования святых Петра и Павла, и строился более 20 лет. По замыслу отца-основателя золоченый шпиль главного собора города должен был виден издалека и символизировать собой величие России.
Однако ранее таких высоких шпилей – более 20 м – на здания никто не устанавливал. Разработку и установку сложной инженерной конструкции поручили голландскому мастеру Герману ван Болесу, у которого на это ушло несколько лет.
Зато результат превзошел все ожидания. Камер-юнкер Берхгольц, побывавший в Петербурге, писал в своем дневнике, что колокольня крепостной церкви выстроена в новом стиле и крыта «медными, ярко вызолоченными листами, которые необыкновенно хороши при солнечном освещении».
Во славу русского оружия
Внутреннее убранство храма также очень необычно. Кажется, что ты находишься в парадном зале дворца с богатой росписью на стенах и золочеными фигурами ангелов. Здесь нет привычного паникадила, вместо него – нарядные хрустальные люстры. В царское время собор утопал в живых цветах, повсюду стояли пальмы, а полы были устланы дорогими коврами.
Пройдя мимо позолоченной кафедры с фигурами двух апостолов, мимо царского места, отмеченного золоченой короной и вышитым на малиновом бархате двуглавым орлом, подходим к главному украшению собора – огромному резному иконостасу в виде триумфальной арки. Это еще один символ победы над шведами в Северной войне.
По желанию Петра собор стал памятником военной славы. В нем хранились уникальные трофеи русской армии: шведские знамена и штандарты, взятые под Полтавой, а также ключи от побежденных городов и крепостей в войнах со Швецией и Турцией.
Царская усыпальница
Интересно, что в Петропавловском соборе никогда не проходили обряды венчания и крещения. С самого начала он был задуман как усыпальница для царской семьи. Первое захоронение произошло летом 1708 года, когда умерла новорожденная дочь Петра – Екатерина. Позже здесь были похоронены и другие дети императора, умершие во младенчестве: Наталья-старшая, Маргарита, Павел и Наталья-младшая. В Петропавловском соборе погребены все цари династии Романовых, кроме Петра II и Ивана VI.
Что касается первого русского императора, то он так и не дожил до освящения «своего» храма и был похоронен в 1725 году в еще недостроенном соборе у южной стены.
От могилы Петра пройдем в Екатерининский придел, где стоит мраморное надгробие, а на стене висит доска с именами всех членов царской семьи, расстрелянных в июле 1918 года. Тринадцать лет назад Русская Православная Церковь причислила царственных страстотерпцев к лику святых. Давайте постоим здесь в тишине и молитве.
По крышам бастионов
Выйдя из храма, пройдем к крепостной стене (вы не забыли, что ее толщина 20 метров?), где расположены казематы, двухэтажные камеры для пыток, а также многочисленные лестницы, переходы и коридоры.
Слева от Петровских ворот – вход в потерну, что в переводе с французского означает тайная галерея или коридор, соединяющий башни крепости и другие укрепления. В Петропавловской крепости потерна проходит сквозь толщу крепостных стен в Государев бастион. Когда-то этот потайной тоннель служил для тайного сообщения и имел небольшие бойницы в наружной стене. В середине XIX века потерну засыпали, а к 300-летию Петербурга ее раскопали и отреставрировали.
Купив билет, мы можем попасть не только в подземный ход, но и на крыши бастионов, прогуляться по ним до Флажной башни. А там, наверху – простор, солнце, ветер! И потрясающие виды на Стрелку Васильевского острова, Дворцовую площадь, набережные Невы.
Город в миниатюре
Если мы выйдем из крепости и пройдем вдоль Кронверкской набережной, то окажемся в удивительном мини-городе, который без труда разместился в Александровском парке. Здесь ты сможешь почувствовать себя Гулливером в стране лилипутов. Перед тобой – миниатюрные копии самых знаменитых петербургских памятников архитектуры: Петропавловская крепость с Петропавловским собором и кронверком, ансамбль Дворцовой площади с Зимним дворцом, Главным штабом и Александровской колонной, Казанский и Исаакиевский соборы, Адмиралтейство, ансамбль Биржи и Ростральные колонны.
У входа в город нас встречает бронзовая фигура святого Петра. В руках у него ключи. Что же это за ключи? Вспомним, что, обращаясь к апостолу, Спаситель сказал: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного».
А вот и те, кто на протяжении многих лет создавал петербургские шедевры. За столом с картой города собрались самые известные архитекторы: Растрелли, Росси, Монферран, Тома де Томон, Баженов, Воронихин, Захаров. Можно даже составить им компанию за бронзовым столом, и если не предложить свой план застройки Петербурга, то, по крайней мере, сфотографироваться с великими зодчими.
Марина Подольская