Рождественская ротонда

Архив статей

Рождественская ротонда

Уже нынешней осенью, к престольному празднику 21 сентября, в старинной усадьбе князей Голицыных в селе Подмоклово будет восстановлен необычный храм.


 

Украшением Богородице-Рождественского храма стали фигуры апостолов из белого камня, установленные на балюстраде

Украшением Богородице-Рождественского храма стали фигуры апостолов из белого камня, установленные на балюстраде.

 

 

Настоятель храма протоиерей Дионисий Крюков знает множество интересных фактов из истории Подмоклова

Настоятель храма протоиерей Дионисий Крюков знает множество интересных фактов из истории Подмоклова.

 

 

Рождество Пресвятой Богородицы  первая икона, написанная для нового иконостаса

«Рождество Пресвятой Богородицы» - первая икона, написанная для нового иконостаса.

 

 

Распятие

 

 

 

Храмовую балюстраду вновь украсят статуи апостолов

Храмовую балюстраду вновь украсят статуи апостолов.

 

 

 

 

 

Уже нынешней осенью, к престольному празднику 21 сентября, в старинной усадьбе князей Голицыных в селе Подмоклово будет восстановлен необычный храм.

 

Поставить церковь круглую

В конце XVII века Мария Ивановна Голицына вышла замуж за князя Григория Федоровича Долгорукова, и село Подмоклово досталось ему в приданое вместе с находящейся здесь деревянной церковью «во имя Рождества Пресвятыя Богородицы» (как сообщает переписная книга 1628 года).

Долгоруков стал верным соратником молодого царя Петра, офицером-преображенцем храбро сражался при взятии крепости Азов, а в 1697 году в числе 39 стольников отправился в Италию для изучения военно-морских наук. Здесь князя помимо всего прочего настолько очаровала архитектура итальянского Возрождения, что он решил воспроизвести у себя на родине постройку, в основании которой лежит круг – храм-ротонду. Подобный тому, что сооружен итальянцем Донато Браманте в Риме на месте казни святого апостола Петра – так называемый Темпьетто в монастыре Сан-Пьетро-ин-Монторио.

Григорий Долгоруков тщательно изучил книгу зодчего Андреа Палладио, считавшего круг совершеннейшей и превосходнейшей формой для храмов. К осуществлению своего замысла князь приступил в 1714 году, когда получил продолжительный отпуск от дипломатической службы и осел в Подмоклове. Чертеж будущей церкви был составлен по общим указаниям князя пленным шведом Лоренцем фон Фикином. Разрешение на необычную постройку дал местоблюститель Патриаршего престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), ближайший сподвижник Петра I и завзятый «западник».

 

«Без пения»

Возводили церковь долго и трудно. Сменяли друг друга костромская, ярославская, московская артели. Заменили руководителя работ – прежний, «голанской земли иноземец Елизарий Давыдов сын Крафорт», явно не справлялся: «назвался архитектором, а ныне слышно оной заморец был каменщиком».

Наконец, под наблюдением очередного иностранца, Андрея Шульца, к лету 1720 года Богородице-Рождественский храм был построен. Мастер Иван Зимин «с товарищи» покрыл фасады затейливой каменной резьбой. Но самым замечательным украшением стали шестнадцать фигур апостолов и евангелистов – их изготовили из знаменитого мячковского белого камня и установили на балюстраде. И вовремя. Уже в 1722 году появился указ Святейшего Синода, запрещавший «иметь в церквах иконы резные, или истесанные, издолбленные, изваянные», ибо «в Россию сей обычай от иноверных, а наипаче от римлян и им последующих, порубежных нам поляков вкрался».

Оставалось приступить к внутренней отделке храма. Однако в 1723 году Г.Ф. Долгоруков скончался, а его наследники потеряли интерес к Подмоклову. Вскоре все семейство постигла жестокая опала и ссылка в Сибирь. Только при императрице Елизавете Петровне, освободившей оставшихся в живых Долгоруковых, село вернулось прежним хозяевам.

К тому времени церковь Рождества Богородицы уже тридцать лет стояла «без пения», службы же велись в прежней деревянной церквушке, давно уже предназначенной к разбору на дрова. Дважды священник Прохор Епифанов посылал прошения в Дворцовую канцелярию о снабжении каменного храма-ротонды всей необходимой утварью, но тщетно. И только когда в 1754 году внук Григория Федоровича – князь Н.С. Долгоруков – подал в Синод прошение освятить постройку, просьба была удовлетворена.

 

Странная картина

И вот потекли размеренные десятилетия дореволюционной жизни храма. Подмокловский приход, относившийся попеременно к Московской и Тульской епархиям, не числился богатым. Взять хотя бы дело о колокольне. Грамоту на ее строительство епископ Коломенский и Каширский Феодосий (Михайловский) выдал еще в 1785 году, завершена же она была только в 1913-м, через 128 лет!

В 1870-х годах церковным старостой выбрали местного купца Тимофея Ивановича Каштанова. Он занялся капитальным ремонтом здания, и храм стал наконец теплым. При этом, впрочем, заложили камнем часть арок обходной галереи, и облик церкви оказался искаженным. Позднее на средства Каштанова позолотили иконостас, исправили кровлю и обновили росписи, которые в целом признавались благообразными.

Но вот здешняя картина «Страшный суд»… Среди грешников, мучимых бесами и сжигаемых адским пламенем, совершенно определенно угадывался поэт Михаил Лермонтов. Подобная трактовка у многих вызвала возмущение. Серпуховская интеллигенция обращалась к тульскому архиерею с просьбой переписать узнаваемое лицо. Но он отказал – видимо, как и неизвестный художник, считал Михаила Юрьевича самоубийцей (к таковым по церковным канонам приравнивался павший на дуэли).

При советской власти картину сняли со стены и передали в Москву, в антирелигиозный музей, который собирались устроить в бывшем Страстном монастыре. А в 1955 году эта работа поступила в Музей истории религии и атеизма в Ленинграде (Казанский собор). Сейчас она хранится в фондах Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге.

 

Растащили по инициативе сельсовета

Наступление на подмокловский приход началось в конце 20-х годов XX века. Церковное здание то отбирали у верующих, то опять возвращали. Прискорбно, что среди подмокловцев все-таки возобладали атеисты. В 1935-м здание объявили историко-культурным памятником и взяли под государственную охрану. Именно тогда по инициативе сельсовета целиком было растащено и уничтожено внутреннее убранство.

К 1970-м годам уникальный храм оказался заброшенным и медленно разрушался. Однажды неизвестные вандалы устроили развлечение: с помощью веревок, привязанных к мотоциклам, сбросили с балюстрады пять скульптур – апостолов Андрея и Иакова, евангелистов Марка, Луки и Иоанна, разбив их. Только тогда общественность забила тревогу. В 1983 году начались реставрационные работы, продлившиеся десять лет.

А в 1992-м в Подмоклове вновь была зарегистрирована церковная община, совсем небольшая – двадцать человек. Сейчас Богородице-Рождественский храм переживает очередной этап реставрации. Только что сняты строительные леса. Литургия пока не совершается, лишь по воскресеньям верующие собираются на молебны.

 

Царь Мелхиседек и Распятие

До революции главной святыней Богородице-Рождественского храма была Владимирская икона Божией Матери, прославившаяся чудотворениями. Начало им было положено в 1848 году, когда на Россию обрушился страшный мор, пришедший с юга. Холера тогда пробралась в 48 губерний: от Донской области до Белого моря, от Украины до Западной Сибири. В центре очень сильно пострадали Московская и Санкт-Петербургская губернии – в них эпидемия унесла жизни почти пятидесяти тысяч человек.

В Подмоклове во время бедствия усердно молились перед Владимирским образом, и Пречистая явила помощь: мор отступил, не причинив большого вреда селу. С той поры вплоть до 1917 года 23 июня совершался крестный ход с чудотворной иконой. Где она сейчас – неизвестно. Из старого убранства храма уцелел единственный образ – библейского царя Мелхиседека. Кроме того, сохранилось деревянное Распятие конца XVIII столетия с предстоящими Богородицей и евангелистом Иоанном Богословом.

 

Апостолы вернутся

Подмокловский приход, да и все, кому небезразлична судьба храма, живут надеждой на скорейшее завершение ремонта. Уже нынешней осенью, к престольному празднику 21 сентября, появится в церкви иконостас, зазвучат молитвы. И новые святыни тут непременно появятся. Уже пишут иконы «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Усекновение честной главы святого Иоанна Предтечи» в духе мастеров Оружейной палаты рубежа XVII–XVIII веков.

Храмовую балюстраду опять украсят статуи апостолов и евангелистов, правда, теперь это будут точные копии, а оригиналы станут экспонатами будущего музея вместе с фрагментами прежней стенописи. Да-да, вслед за церковью планируют капитально взяться за усадебный дом и старинный запущенный парк.

Несмотря на то что храм-ротонда пока закрыт, сюда можно заказать экскурсию. Ее с удовольствием проведет для вас настоятель храма протоиерей Дионисий Крюков. Батюшка – увлекательный рассказчик, он знает множество интересных и порой загадочных фактов из истории Подмоклова. Но главная его мечта – чтобы церковь была наполнена молитвой, чтобы окрепла и увеличилась община, чтобы работала воскресная школа, шла помощь больным и старикам, чтобы после службы все собирались на совместную трапезу. Даст Бог, все так и будет!

 

В блокнот паломнику:

Адрес: 242200, Россия, Московская обл., Серпуховский р-н, с. Подмоклово.

Тел.: 8(985) 212-70-09 (заказ экскурсий)

Сайт: www.hram-podmoklovo.ru

Настоятель: протоиерей Дионисий Крюков

Как добраться: электричкой с Курского вокзала до Серпухова; оттуда автобусом № 28 (Серпухов – Ланьшино) до остановки «Подмоклово», далее пешком.

На автомобиле: из Москвы по Варшавскому шоссе, после МКАД – по Симферопольскому шоссе (М2 «Крым»). Миновав Серпухов (он остается правее), переезжаете мост через Оку и на первой развязке поворачиваете по указателям на Лукьяново. От Лукьянова до Подмоклова не более 5 км.

 

Александр Алиев

 

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе

То, что я даю другим

То, что я даю другим

Практически все прихожане храма преподобного Андрея Рублева в Раменках участвуют в делах милосердия, считая это нормой жизни.

С Веневской колокольни

С Веневской колокольни

Здесь гостю покажут самую высокую звонницу, самые старые каменные палаты и самый древний монастырь на Тульской земле.

Тбилиси. Говорите по-русски!

Тбилиси. Говорите по-русски!

Столица Грузии близка Москве не только географически, но и по духу. Русские и грузины – два православных народа всегда были и остаются «братскими». 

Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

Во имя отца и сына и Святого Духа. Христос Воскресе! Братья и сестры, мы с вами празднуем праздников праздник Православной Церкви - Пасху Христову. Праздник продлится целых 40 дней - до Вознесения Господня. И теперь можно оглянуться назад и осмыслить...

Христос на Кресте

Христос на Кресте

Идет Великий пост, когда мы вспоминаем крестные страдания Господа нашего Иисуса Христа. Но до конца ли мы понимаем, зачем Господь взошел на Крест и принял эти страдания?

Прекрасен труд поста

Прекрасен труд поста

Вступая в сорокодневный пост, некоторые со страхом ждут длительной борьбы с соблазнами, настраивают себя на тяжелый и безрадостный период в жизни. Но покаянное настроение не имеет ничего общего с унынием.