Украшением Богородице-Рождественского храма стали фигуры апостолов из белого камня, установленные на балюстраде.
Настоятель храма протоиерей Дионисий Крюков знает множество интересных фактов из истории Подмоклова.
«Рождество Пресвятой Богородицы» - первая икона, написанная для нового иконостаса.
Храмовую балюстраду вновь украсят статуи апостолов.
|
Уже нынешней осенью, к престольному празднику 21 сентября, в старинной усадьбе князей Голицыных в селе Подмоклово будет восстановлен необычный храм.
Поставить церковь круглую В конце XVII века Мария Ивановна Голицына вышла замуж за князя Григория Федоровича Долгорукова, и село Подмоклово досталось ему в приданое вместе с находящейся здесь деревянной церковью «во имя Рождества Пресвятыя Богородицы» (как сообщает переписная книга 1628 года). Долгоруков стал верным соратником молодого царя Петра, офицером-преображенцем храбро сражался при взятии крепости Азов, а в 1697 году в числе 39 стольников отправился в Италию для изучения военно-морских наук. Здесь князя помимо всего прочего настолько очаровала архитектура итальянского Возрождения, что он решил воспроизвести у себя на родине постройку, в основании которой лежит круг – храм-ротонду. Подобный тому, что сооружен итальянцем Донато Браманте в Риме на месте казни святого апостола Петра – так называемый Темпьетто в монастыре Сан-Пьетро-ин-Монторио. Григорий Долгоруков тщательно изучил книгу зодчего Андреа Палладио, считавшего круг совершеннейшей и превосходнейшей формой для храмов. К осуществлению своего замысла князь приступил в 1714 году, когда получил продолжительный отпуск от дипломатической службы и осел в Подмоклове. Чертеж будущей церкви был составлен по общим указаниям князя пленным шведом Лоренцем фон Фикином. Разрешение на необычную постройку дал местоблюститель Патриаршего престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), ближайший сподвижник Петра I и завзятый «западник».
«Без пения» Возводили церковь долго и трудно. Сменяли друг друга костромская, ярославская, московская артели. Заменили руководителя работ – прежний, «голанской земли иноземец Елизарий Давыдов сын Крафорт», явно не справлялся: «назвался архитектором, а ныне слышно оной заморец был каменщиком». Наконец, под наблюдением очередного иностранца, Андрея Шульца, к лету 1720 года Богородице-Рождественский храм был построен. Мастер Иван Зимин «с товарищи» покрыл фасады затейливой каменной резьбой. Но самым замечательным украшением стали шестнадцать фигур апостолов и евангелистов – их изготовили из знаменитого мячковского белого камня и установили на балюстраде. И вовремя. Уже в 1722 году появился указ Святейшего Синода, запрещавший «иметь в церквах иконы резные, или истесанные, издолбленные, изваянные», ибо «в Россию сей обычай от иноверных, а наипаче от римлян и им последующих, порубежных нам поляков вкрался». Оставалось приступить к внутренней отделке храма. Однако в 1723 году Г.Ф. Долгоруков скончался, а его наследники потеряли интерес к Подмоклову. Вскоре все семейство постигла жестокая опала и ссылка в Сибирь. Только при императрице Елизавете Петровне, освободившей оставшихся в живых Долгоруковых, село вернулось прежним хозяевам. К тому времени церковь Рождества Богородицы уже тридцать лет стояла «без пения», службы же велись в прежней деревянной церквушке, давно уже предназначенной к разбору на дрова. Дважды священник Прохор Епифанов посылал прошения в Дворцовую канцелярию о снабжении каменного храма-ротонды всей необходимой утварью, но тщетно. И только когда в 1754 году внук Григория Федоровича – князь Н.С. Долгоруков – подал в Синод прошение освятить постройку, просьба была удовлетворена.
Странная картина И вот потекли размеренные десятилетия дореволюционной жизни храма. Подмокловский приход, относившийся попеременно к Московской и Тульской епархиям, не числился богатым. Взять хотя бы дело о колокольне. Грамоту на ее строительство епископ Коломенский и Каширский Феодосий (Михайловский) выдал еще в 1785 году, завершена же она была только в 1913-м, через 128 лет! В 1870-х годах церковным старостой выбрали местного купца Тимофея Ивановича Каштанова. Он занялся капитальным ремонтом здания, и храм стал наконец теплым. При этом, впрочем, заложили камнем часть арок обходной галереи, и облик церкви оказался искаженным. Позднее на средства Каштанова позолотили иконостас, исправили кровлю и обновили росписи, которые в целом признавались благообразными. Но вот здешняя картина «Страшный суд»… Среди грешников, мучимых бесами и сжигаемых адским пламенем, совершенно определенно угадывался поэт Михаил Лермонтов. Подобная трактовка у многих вызвала возмущение. Серпуховская интеллигенция обращалась к тульскому архиерею с просьбой переписать узнаваемое лицо. Но он отказал – видимо, как и неизвестный художник, считал Михаила Юрьевича самоубийцей (к таковым по церковным канонам приравнивался павший на дуэли). При советской власти картину сняли со стены и передали в Москву, в антирелигиозный музей, который собирались устроить в бывшем Страстном монастыре. А в 1955 году эта работа поступила в Музей истории религии и атеизма в Ленинграде (Казанский собор). Сейчас она хранится в фондах Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге.
Растащили по инициативе сельсовета Наступление на подмокловский приход началось в конце 20-х годов XX века. Церковное здание то отбирали у верующих, то опять возвращали. Прискорбно, что среди подмокловцев все-таки возобладали атеисты. В 1935-м здание объявили историко-культурным памятником и взяли под государственную охрану. Именно тогда по инициативе сельсовета целиком было растащено и уничтожено внутреннее убранство. К 1970-м годам уникальный храм оказался заброшенным и медленно разрушался. Однажды неизвестные вандалы устроили развлечение: с помощью веревок, привязанных к мотоциклам, сбросили с балюстрады пять скульптур – апостолов Андрея и Иакова, евангелистов Марка, Луки и Иоанна, разбив их. Только тогда общественность забила тревогу. В 1983 году начались реставрационные работы, продлившиеся десять лет. А в 1992-м в Подмоклове вновь была зарегистрирована церковная община, совсем небольшая – двадцать человек. Сейчас Богородице-Рождественский храм переживает очередной этап реставрации. Только что сняты строительные леса. Литургия пока не совершается, лишь по воскресеньям верующие собираются на молебны.
Царь Мелхиседек и Распятие До революции главной святыней Богородице-Рождественского храма была Владимирская икона Божией Матери, прославившаяся чудотворениями. Начало им было положено в 1848 году, когда на Россию обрушился страшный мор, пришедший с юга. Холера тогда пробралась в 48 губерний: от Донской области до Белого моря, от Украины до Западной Сибири. В центре очень сильно пострадали Московская и Санкт-Петербургская губернии – в них эпидемия унесла жизни почти пятидесяти тысяч человек. В Подмоклове во время бедствия усердно молились перед Владимирским образом, и Пречистая явила помощь: мор отступил, не причинив большого вреда селу. С той поры вплоть до 1917 года 23 июня совершался крестный ход с чудотворной иконой. Где она сейчас – неизвестно. Из старого убранства храма уцелел единственный образ – библейского царя Мелхиседека. Кроме того, сохранилось деревянное Распятие конца XVIII столетия с предстоящими Богородицей и евангелистом Иоанном Богословом.
Апостолы вернутся Подмокловский приход, да и все, кому небезразлична судьба храма, живут надеждой на скорейшее завершение ремонта. Уже нынешней осенью, к престольному празднику 21 сентября, появится в церкви иконостас, зазвучат молитвы. И новые святыни тут непременно появятся. Уже пишут иконы «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Усекновение честной главы святого Иоанна Предтечи» в духе мастеров Оружейной палаты рубежа XVII–XVIII веков. Храмовую балюстраду опять украсят статуи апостолов и евангелистов, правда, теперь это будут точные копии, а оригиналы станут экспонатами будущего музея вместе с фрагментами прежней стенописи. Да-да, вслед за церковью планируют капитально взяться за усадебный дом и старинный запущенный парк. Несмотря на то что храм-ротонда пока закрыт, сюда можно заказать экскурсию. Ее с удовольствием проведет для вас настоятель храма протоиерей Дионисий Крюков. Батюшка – увлекательный рассказчик, он знает множество интересных и порой загадочных фактов из истории Подмоклова. Но главная его мечта – чтобы церковь была наполнена молитвой, чтобы окрепла и увеличилась община, чтобы работала воскресная школа, шла помощь больным и старикам, чтобы после службы все собирались на совместную трапезу. Даст Бог, все так и будет!
В блокнот паломнику: Адрес: 242200, Россия, Московская обл., Серпуховский р-н, с. Подмоклово. Тел.: 8(985) 212-70-09 (заказ экскурсий) Сайт: www.hram-podmoklovo.ru Настоятель: протоиерей Дионисий Крюков Как добраться: электричкой с Курского вокзала до Серпухова; оттуда автобусом № 28 (Серпухов – Ланьшино) до остановки «Подмоклово», далее пешком. На автомобиле: из Москвы по Варшавскому шоссе, после МКАД – по Симферопольскому шоссе (М2 «Крым»). Миновав Серпухов (он остается правее), переезжаете мост через Оку и на первой развязке поворачиваете по указателям на Лукьяново. От Лукьянова до Подмоклова не более 5 км.
Александр Алиев |