Дом преподобного Саввы Сторожевского отличается особым гостеприимством – здесь тепло и радостно в любое время года. Звенигородский чудотворец встречает всех приходящих ещё у входа в обитель. Бронзовая скульптура святого, сложившего пальцы в благославляющем жесте, местами отполирована до блеска прикосновениями тысяч рук – так велико среди верующих почитание Преподобного.
Ещё при жизни Савву Сторожевского называли «дивным духовным светильником, озарившим целую страну». Ученик и сподвижник Сергия Радонежского, он стал преемником его славы и хранителем сергиевского духа. Монастырь, основанный Преподобным Саввой в 1389 году на горе Сторожа, был неразрывно связан с Троицкой обителью. И даже главные монастырские храмы оказались похожими друг на друга - церковь Святой Троицы и церковь Рождества Богородицы возводили одни и те же мастера по велению Юрия Звенигородского, сына Дмитрия Донского.
Известный путешественник Павел Алеппский, посетивший в ХVII веке Россию, очень тонко почувствовал связь двух монастырей, сравнив Троицкую обитель с женихом, а Савво-Сторожевскую - с невестой.
К тому времени монастырский ансамбль уже полностью сложился – с нарядными церквями, высокими башнями и дворцовыми палатами, где царь Алексей Михайлович подолгу жил со своей семьёй. Государево богомольё, согласно своему статусу, «зело украшалось» и радовало глаз. Когда же случилось явное чудо – святой Савва спас на охоте царя от разъяренного медведя, то любовь государя к этой обители стала и вовсе безграничной. Он щедро и единолично жертвовал монастырю, не желая уступить эту честь никому другому. Савво-Сторожевская обитель первая среди русских монастырей стала именоваться Лаврой.
Явление Преподобного Саввы пасынку Наполеона Евгению Богарнэ спасло это святое место от разорения в 1812 году, а потомки французского генерала Богарнэ, как и предсказывал Преподобный, стали подданными русского царя и верно служили России вплоть до революции 1917 года. Звенигородский чудотворец сохранил свою обитель и в Великую Отечественную войну. В 1941 году передовая проходила в непосредственной близости от монастыря, но на его территорию не упал ни один снаряд. А вот большой благовестный колокол, считавшийся самым благозвучным в России, в том же году при попытке демонтажа сорвался с креплений и разбился. Единственный в мире памятник погибшему колоколу находится здесь – на территории монастыря.
Когда-то знаменитые звенигородские звоны были неотъемлемой частью духовной атмосферы Савво-Сторожевской обители. Девятнадцать колоколов монастырской звонницы, звонящие к празднику, наполняли живописные окрестности такими дивными звуками, что даже в загрубевших душах пробуждали горячую веру в Бога и щемящую любовь к родной земле.
Того и сейчас ждет от нас Преподобный Савва. В стенах обители, где он незримо присутствует, возникает удивительное чувство, что ты, наконец, вернулся домой – к Богу, своим отеческим корням и к себе самому.