Самый известный и наиболее значимый в России монастырь. О «благословленной Оптине», воспетой духовными писателями, знают в нашей стране даже неверующие люди. Ее слава не в древних иконах, не в архитектурных красотах, не в живописных пейзажах, а в «братстве святых» - старчестве. Оно зародилось в Оптине в первой трети ХIХ века и стало уникальным явлением в духовной жизни страны.
Ни один, ни два, а целый сонм монахов, живших высокими идеалами аскетизма и подвижничества, создали в обители атмосферу молитвенного единомыслия. Вся Оптина была как «одна душа и одна воля – в Боге». Н.В. Гоголь, побывавший в монастыре в 1850 году, об этом сказал так: «Нигде я не видел таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует всё небесное».
Старец – это не физический возраст, эта мера духовной зрелости и такая любовь во Христе, которая делает сердце подвижника зрячим. Он и без слов знает нужды приходящего, читает его помыслы. Старцу открывается воля Божия и дается особый дар – направлять души людей ко спасению.
Авторитет оптинских старцев в ХIХ веке был чрезвычайно высок. Через своих духовных чад они оказывали большое влияние на политическую, общественную и духовную жизнь страны. Живой пример истинно христианской жизни, преподанный старцами, вызывал горячий отклик в сердцах миллионов людей.
Каждый старец Оптины был духовным украшением обители, но преподобный Амвросий в этом дивном ожерелье – самый яркий бриллиант. В трудные минуты жизни у него искали утешения и петербургские сановники, и знаменитые писатели, и простые крестьяне из окрестных деревень. Его любви и сострадания хватало на всех. Святой старец не считал пустяками каждодневные заботы людей – мог дать совет и по устройству водопровода, и по уходу за индюшками. А случаи исцелений от различных болезней по молитвам отца Амвросия были столь частые, что считались в народе едва ли не обычным делом.
Монахи Оптины становились настоятелями самых известных в России монастырей. По их благословлению по всей стране создавались женские православные общины, которые нередко перерастали в монашеские. Так возникла и Шамординская обитель – любимое детище старца Амвросия. Здесь находили приют бедные вдовы, сироты, одинокие престарелые женщины.
Современная история Оптины – это возрождение его духовных традиций, старческого служения. Сразу же после открытия монастыря в 1989 году духовником монастырской братии стал старец Илий, который в течение тринадцати лет подвизался на Святой горе Афон. Его молитвенными трудами Оптина вновь стала тем местом, где участие в монашеском богослужении и сама исповедь становятся настоящим событием. Здесь тает лед сердца. Здесь не стыдно плакать. И где, как не здесь?
Павел Флоренский назвал в своё время Оптину пустынь «духовной санаторией многих израненных душ». Судя по количеству паломников, которые ежедневно посещают монастырь, с тех пор ничего не изменилось.