Ивановские скальные церкви, кельи, часовни, высеченные в горной породе над рекой Русенски Лом, - уникальное творение рук человека и место духовного подвига. Это одна из главных достопримечательностей Болгарии, находящаяся под охраной ЮНЕСКО.
Ещё в ХI веке в этих местах подвизались монахи-отшельники, которые положили начало исихазму на болгарской земле. Эта традиция духовного делания восходит к апостольским временам. Последователи Христа уходили в пустыню, чтобы в безмолвии и одиночестве, освободившись от всех мирских помыслов, непрестанно творить Иисусову молитву. На этом пути богопознания они, как утверждают отцы Церкви, достигали такого состояния духа, когда могли «безошибочно и боговдохновенно» свидетельствовать о Господе. Исихазм – это суть и вершина монашеского подвига.
Когда первые отшельники поселились в живописном каньоне реки Русенски Лом, местность вокруг была совершенно безлюдной. В начале ХIII века сюда пришел монах Иоаким и построил с учениками первую пещерную церковь. Тогда же был основан монастырь во имя Архангела Михаила со своим особым укладом. Монахи жили в ней по-прежнему уединенно, покидая кельи лишь для соборной молитвы и участия в Литургии. Но это были истинные братья во Христе, которых объединяло общее горение духа, стремление к нравственному совершенствованию и познанию Бога.
В период Второго Болгарского Царства скальный монастырь приобрёл огромную известность и стал духовным центром страны. После взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году Ивановская обитель являлась по сути хранителем культурного и духовного наследия Византии. Здесь был создан крупнейший на Балканах центр просвещения, где монахи переписывали рукописные книги и создавали новые. В монастыре хранились многочисленные святыни, к которым шли на поклонение тысячи и тысячи паломников.
Богатые купцы, военачальники, высокопоставленные чиновники считали за честь покровительствовать святой обители. Ей щедро жертвовали царь Иван Александр, царь Иван Асен II. Влияние монастыря на царскую семью и её окружение было огромным.
По традиции того времени даже самые знатные люди остаток своих дней стремились посвятить Богу. Так, царь Георги I Тертер отрекся от престола и последние двенадцать лет жизни провел в обители простым послушником. Здесь и был погребен. Его могилу можно увидеть на третьем уровне пещерных церквей, в так называемом Крестном храме.
Период наивысшего расцвета монастыря пришелся на ХIV век. К тому времени монастырский комплекс насчитывал уже сорок церквей и часовен, а также триста келий, соединенных между собой ступенями и переходами на высоте более тридцати метров над бурлящей рекой. Стены многих церквей украсились великолепной росписью, над которой потрудились художники Тырновской иконописной школы. Эти работы славятся своей удивительной реалистичностью, динамичным рисунком, ярким колоритом и одухотворенностью образов. В них чувствуется душа мастера. И эта душа поёт… Неслучайно некоторые искусствоведы сравнивают настенные росписи Ивановского монастыря с радостным «многоголосием красок», славящим Господа.
До наших дней дошла лишь небольшая часть фресок, которые можно увидеть в шести монастырских храмах. Наиболее известные из них «Омовение Христом ног ученикам», «Тайная Вечеря», «Поцелуй Иуды». Большой интерес представляет и «Житие святого Герасима» с множеством сюжетов и образов, которое погружает нас в иное время и в иную реальность. Это первое в болгарской иконописи житийное повествование.
Как монашеская обитель Ивановский монастырь просуществовал до ХVII века. В годы османского владычества здесь находили пристанище и монахи-исихаты, и простые христиане, скрывающиеся от преследований турок. Но постепенно кельи опустели. Землетрясения, дожди, солнце и ветер частично разрушили монастырский комплекс. Сейчас все храмы недействующие, и лишь некоторые из них можно посетить с экскурсией. Однако само место, где в течение многих веков изо дня в день свершался монашеский подвиг, и поныне хранит молитвенный дух. Здесь всё говорит о Боге и заставляет задуматься о поиске Его в своей собственной жизни.
СПРАВКА
Название монастырю дало древнее болгарское село Иваново, расположенное в непосредственной близости от обители. Сам же каньон реки Русенски Лом, где издавна селились монахи, в народе называют «ущельем Бога».
Попасть в скальные церкви можно только летом – в зимнее время года музей не работает.