Неизвестный Вифлеем

Архив статей

Неизвестный Вифлеем

Перед тем как принять сан архиепископа Мир Ликийских Николай Чудотворец приходил на Святую Землю как паломник и жил в пещере недалеко от города, в котором родился Спаситель.

 
У храма Рождества в Вифлееме

У храма Рождества в Вифлееме

 

 

Храм святителя Николая в Бейт-Джале

Храм святителя Николая в Бейт-Джале

 

 

Икона «Отец города» с клеймами, рассказывающими историю спасения Бейт-Джалы

Икона «Отец города» с клеймами, рассказывающими историю спасения Бейт-Джалы

 

 

Барельеф с изображением Николая Чудотворца из красного вифлеемского мрамора

Барельеф с изображением Николая Чудотворца из красного вифлеемского мрамора

 

 

Та самая икона Майкла

Та самая икона Майкла

 

 

Пещера, где жил святитель Николай

Пещера, где жил святитель Николай

 

Перед тем как принять сан архиепископа Мир Ликийских Николай Чудотворец приходил на Святую Землю как паломник и жил в пещере недалеко от города, в котором родился Спаситель. Сейчас на этом месте стоит православный храм, где побывала наш автор Тамара Зайцева.

У разделительной черты

Наш туристический автобус останавливается возле длинной бетонной стены. Ее высота – несколько метров, по верху тянется колючая проволока. В автобус входят люди в военной форме и с автоматами. Мы – на границе Израиля и Палестинской автономии. А всего через несколько минут будем в самом удивительном городе на земле – Вифлееме, где началась новая история мира.

Недалеко от разделительной черты нас покинул израильский гид – с паспортом гражданина Израиля на территорию Палестины нельзя, поэтому сразу за КПП к нам присоединяется русский экскурсовод Наташа. У нее палестинский паспорт, и ей, наоборот, нельзя в Израиль.

Нас в автобусе мало – всего восемь человек. С тех пор как в очередной раз обострился конфликт между Палестиной и Израилем, число паломников сильно сократилось, рассказывает Наташа. Но жить в Палестине, по ее словам, совсем не страшно. Хотя почти все население страны – мусульмане, именно здесь, в Вифлееме, довольно много христиан. Представители обеих религий уживаются вполне мирно, не конфликтуют. Дети христиан и мусульман учатся вместе.

Только для нас

Быть в Вифлееме и не увидеть храм Рождества Христова – вещь абсолютно невозможная. И мы, конечно же, сразу едем туда. Из окна видны узкие, заставленные домами улочки, изредка мелькают прохожие. Жарко, и почти совсем нет зелени. Не доезжая несколько сот метров до исторического квартала, мы покидаем автобус.

Говорят, в храме обычно очень многолюдно, но только не сейчас. В какой-то момент мы даже оказались единственными посетителями и осмотрели это святое место без суеты и спешки, что само по себе большая редкость.

Врата смирения, чудотворная икона улыбающейся Богородицы, Нерукотворный Образ Спасителя – то с открытыми, то с закрытыми глазами. Это еще надо осознать, а мы уже спускаемся вниз, в пещеру Рождества. Выложенная из мрамора Вифлеемская звезда указывает место, где совершилось величайшее событие в истории человечества – Рождество Спасителя.

В молчании выходим из храма. Мы еще не ото шли от увиденного и пережитого несколько минут назад. Сердцем и мыслями мы еще там, в пещере, вместе с Богородицей и Новорожденным Младенцем, поэтому до нас не сразу доходят слова Наташи:

– Еще есть время до отъезда, давайте я вас отвезу в наш храм Святителя Николая.

Святитель Николай? Здесь, в Вифлееме?

Наташа улыбается:

– Ну, не совсем в Вифлееме – тут рядом.

Мы и представить не могли, что на палестинской земле cможем поклониться столь любимому и почитаемому на Руси святому.

Нежданный визит

Снова петляем по узким улицам. Поворот направо, поворот налево – непонятно, как наш водитель ориентируется в этом лабиринте. Поворачиваем на очередную неприметную улочку и вдруг – вот он, храм. Высокий, каменный, с колокольней. Оказывается, мы уже не в Вифлееме, а в его пригороде. В этой стране город и пригородные районы часто сливаются друг с другом, поэтому мы пересекли городскую черту, так и не заметив ее.

Бейт-Джала – место древнее. В библейские времена город назывался Гило. По преданию, здесь похоронен отец царя Давида – Ессей. Наташа еще в автобусе сообщила нам, что в Бейт-Джале живут пятнадцать тысяч арабов, из которых больше восьмидесяти процентов православные христиане.

Мы стоим перед храмом, дверь закрыта – нас не ждали. Ни настоятеля, ни его матушки, которая, как и Наташа, тоже из России, к сожалению, сейчас нет. Наша провожатая ненадолго уходит и возвращается с пожилым палестинцем. У него есть ключи, и он впускает нас в храм.

«Он отнесет меня домой»

На первый взгляд, здесь все так же, как и в российских православных храмах. Вот только скамейки в несколько рядов – как у католиков. Оказывается, это общепринятая восточная традиция приходских церквей. Ведь в этих местах почти круглый год очень жарко, и возможность после дальнего пути присесть на скамейку в прохладе каменного храма – настоящий подарок для паломника.

Мы подходим к иконостасу. Он сделан из очень красивого розового камня – вифлеемского мрамора. В храме несколько икон Николая Угодника. Среди них выделяются две – с очень необычными историями. В Бейт-Джале о них знает каждый. Вот что рассказал нам об одной из них наш провожатый палестинец:

– Кто написал эту древнюю икону – неизвестно. Она продавалась в лавке одного торговца-еврея. Ее хотел купить православный человек по имени Майкл, но хитрый торговец, увидев, что икона нравится посетителю, запросил небывалую цену. У Майкла не было таких денег, и он ушел из лавки ни с чем.

А через три дня на пороге его дома появился тот самый торговец и начал слезно молить Майкла забрать икону. «У меня нет тех денег, которые ты просишь», – сказал Майкл. «Не надо денег, – замахал руками торговец, – совсем не надо! Бери так! Он сказал отдать ее тебе». – «Кто сказал?». Торговец рассказал, что три ночи подряд ему во сне являлся седобородый старец и наказывал передать икону человеку по имени Майкл – тому самому, который недавно хотел ее купить. «Ты не знаешь, кто я, – сказал старец торговцу на третью ночь. – А Майкл знает, кто я и где мой дом. Он каждое воскресенье приходит ко мне в гости. Он отнесет меня домой».

Майкл все же отдал еврею деньги за икону – столько, сколько и полагалось ей стоить, и отнес ее в храм. С тех пор икона здесь, и вы можете ее видеть.

Бейт-Джальское чудо

Историю второй иконы, которая была написана относительно недавно, во второй половине ХХ века, мы услышали уже от самой Наташи.

Здесь, в Бейт-Джале, некоторое время жил один современный художник, которого поразили удивительные истории, услышанные от жителей города. Оказывается, Святитель Николай и здесь неоднократно приходил на помощь верующим.

В 1967 году, во время шестидневной арабо-израильской войны, Бейт-Джала подвергся обстрелу. И многие жители города видели тогда высокого седобородого старца в длинной мантии, который стоял на крыше храма Святителя Николая. Старец руками ловил пролетающие снаряды и прятал их в складках своих одежд. Так продолжалось всю ночь. Ни один снаряд не упал на город, ни один человек и ни одно здание не пострадали. Именно это событие запечатлел иконописец вокруг центрального образа святителя.

Бейт-Джальское чудо произвело сильное впечатление на Папу Римского Павла VI, и он прислал для православного храма частичку мощей святителя из итальянского города Бари.

Эту икону называют здесь «Отец города». Так зовут бейт-джальцы и самого Николая Чудотворца, считая его своим покровителем и заступником. Молятся святому Угоднику о помощи в различных нуждах – во время засухи, голода, в бедности и болезнях. Каждый год 19 декабря ярко и шумно в городе празднуют день его памяти.

Дом божьего человека

В 305 году в город Гило пришли монахи-христиане из Анатолии (сегодня это территория Турции) и основали здесь монастырь. Кельями им служили небольшие пещеры. В одной из них и поселился Святитель Николай, готовясь принять сан архиепископа Мир Ликийских. По одним данным, Николай Чудотворец провел в Бейт-Джале два года, по другим – три или четыре. Известно, что было это в десятых годах четвертого века. Сразу после ухода Святителя жители города стали охранять эту пещеру, назвав ее «Дом Божьего человека». Когда архиепископ Николай был прославлен в лике святых, на месте пещеры основали монастырь с соборами Георгия Победоносца и Николая Чудотворца. В средние века монастырь, как и многие православные обители на Ближнем Востоке, был разрушен. Сохранились только нижний придел храма Николая Чудотворца и его пещера. Только через много столетий, в начале двадцатого века, храм начали восстанавливать. В 1931 году эти работы были закончены. Во время восстановительных работ случилось чудо: остатки нижнего придела обрушились, под ними оказался один из рабочих. Никто не ожидал, что он выживет, но когда завалы разобрали, этот человек был жив и здоров. Пещеру Николая Чудотворца в Бейт-Джале берегут и сегодня. Доступ в нее свободный. «Какая тесная», – удивляется вошедшая вместе с нами женщина. И правда, пещерка такая низкая, что выпрямиться в полный рост здесь может только ребенок. Житель современного мегаполиса не сумел бы устроиться здесь даже с минимальными удобствами. А Чудотворец жил и молился…

 

Паломнические поездки на Святую землю

 

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе

То, что я даю другим

То, что я даю другим

Практически все прихожане храма преподобного Андрея Рублева в Раменках участвуют в делах милосердия, считая это нормой жизни.

С Веневской колокольни

С Веневской колокольни

Здесь гостю покажут самую высокую звонницу, самые старые каменные палаты и самый древний монастырь на Тульской земле.

Тбилиси. Говорите по-русски!

Тбилиси. Говорите по-русски!

Столица Грузии близка Москве не только географически, но и по духу. Русские и грузины – два православных народа всегда были и остаются «братскими». 

Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

Во имя отца и сына и Святого Духа. Христос Воскресе! Братья и сестры, мы с вами празднуем праздников праздник Православной Церкви - Пасху Христову. Праздник продлится целых 40 дней - до Вознесения Господня. И теперь можно оглянуться назад и осмыслить...

Христос на Кресте

Христос на Кресте

Идет Великий пост, когда мы вспоминаем крестные страдания Господа нашего Иисуса Христа. Но до конца ли мы понимаем, зачем Господь взошел на Крест и принял эти страдания?

Прекрасен труд поста

Прекрасен труд поста

Вступая в сорокодневный пост, некоторые со страхом ждут длительной борьбы с соблазнами, настраивают себя на тяжелый и безрадостный период в жизни. Но покаянное настроение не имеет ничего общего с унынием.