Перед тем как принять сан архиепископа Мир Ликийских Николай Чудотворец приходил на Святую Землю как паломник и жил в пещере недалеко от города, в котором родился Спаситель. Сейчас на этом месте стоит православный храм, где побывала наш автор Тамара Зайцева. У разделительной черты Наш туристический автобус останавливается возле длинной бетонной стены. Ее высота – несколько метров, по верху тянется колючая проволока. В автобус входят люди в военной форме и с автоматами. Мы – на границе Израиля и Палестинской автономии. А всего через несколько минут будем в самом удивительном городе на земле – Вифлееме, где началась новая история мира. Недалеко от разделительной черты нас покинул израильский гид – с паспортом гражданина Израиля на территорию Палестины нельзя, поэтому сразу за КПП к нам присоединяется русский экскурсовод Наташа. У нее палестинский паспорт, и ей, наоборот, нельзя в Израиль. Нас в автобусе мало – всего восемь человек. С тех пор как в очередной раз обострился конфликт между Палестиной и Израилем, число паломников сильно сократилось, рассказывает Наташа. Но жить в Палестине, по ее словам, совсем не страшно. Хотя почти все население страны – мусульмане, именно здесь, в Вифлееме, довольно много христиан. Представители обеих религий уживаются вполне мирно, не конфликтуют. Дети христиан и мусульман учатся вместе. Только для нас Быть в Вифлееме и не увидеть храм Рождества Христова – вещь абсолютно невозможная. И мы, конечно же, сразу едем туда. Из окна видны узкие, заставленные домами улочки, изредка мелькают прохожие. Жарко, и почти совсем нет зелени. Не доезжая несколько сот метров до исторического квартала, мы покидаем автобус. Говорят, в храме обычно очень многолюдно, но только не сейчас. В какой-то момент мы даже оказались единственными посетителями и осмотрели это святое место без суеты и спешки, что само по себе большая редкость. Врата смирения, чудотворная икона улыбающейся Богородицы, Нерукотворный Образ Спасителя – то с открытыми, то с закрытыми глазами. Это еще надо осознать, а мы уже спускаемся вниз, в пещеру Рождества. Выложенная из мрамора Вифлеемская звезда указывает место, где совершилось величайшее событие в истории человечества – Рождество Спасителя. В молчании выходим из храма. Мы еще не ото шли от увиденного и пережитого несколько минут назад. Сердцем и мыслями мы еще там, в пещере, вместе с Богородицей и Новорожденным Младенцем, поэтому до нас не сразу доходят слова Наташи: – Еще есть время до отъезда, давайте я вас отвезу в наш храм Святителя Николая. Святитель Николай? Здесь, в Вифлееме? Наташа улыбается: – Ну, не совсем в Вифлееме – тут рядом. Мы и представить не могли, что на палестинской земле cможем поклониться столь любимому и почитаемому на Руси святому. Нежданный визит Снова петляем по узким улицам. Поворот направо, поворот налево – непонятно, как наш водитель ориентируется в этом лабиринте. Поворачиваем на очередную неприметную улочку и вдруг – вот он, храм. Высокий, каменный, с колокольней. Оказывается, мы уже не в Вифлееме, а в его пригороде. В этой стране город и пригородные районы часто сливаются друг с другом, поэтому мы пересекли городскую черту, так и не заметив ее. Бейт-Джала – место древнее. В библейские времена город назывался Гило. По преданию, здесь похоронен отец царя Давида – Ессей. Наташа еще в автобусе сообщила нам, что в Бейт-Джале живут пятнадцать тысяч арабов, из которых больше восьмидесяти процентов православные христиане. Мы стоим перед храмом, дверь закрыта – нас не ждали. Ни настоятеля, ни его матушки, которая, как и Наташа, тоже из России, к сожалению, сейчас нет. Наша провожатая ненадолго уходит и возвращается с пожилым палестинцем. У него есть ключи, и он впускает нас в храм. «Он отнесет меня домой» На первый взгляд, здесь все так же, как и в российских православных храмах. Вот только скамейки в несколько рядов – как у католиков. Оказывается, это общепринятая восточная традиция приходских церквей. Ведь в этих местах почти круглый год очень жарко, и возможность после дальнего пути присесть на скамейку в прохладе каменного храма – настоящий подарок для паломника. Мы подходим к иконостасу. Он сделан из очень красивого розового камня – вифлеемского мрамора. В храме несколько икон Николая Угодника. Среди них выделяются две – с очень необычными историями. В Бейт-Джале о них знает каждый. Вот что рассказал нам об одной из них наш провожатый палестинец: – Кто написал эту древнюю икону – неизвестно. Она продавалась в лавке одного торговца-еврея. Ее хотел купить православный человек по имени Майкл, но хитрый торговец, увидев, что икона нравится посетителю, запросил небывалую цену. У Майкла не было таких денег, и он ушел из лавки ни с чем. А через три дня на пороге его дома появился тот самый торговец и начал слезно молить Майкла забрать икону. «У меня нет тех денег, которые ты просишь», – сказал Майкл. «Не надо денег, – замахал руками торговец, – совсем не надо! Бери так! Он сказал отдать ее тебе». – «Кто сказал?». Торговец рассказал, что три ночи подряд ему во сне являлся седобородый старец и наказывал передать икону человеку по имени Майкл – тому самому, который недавно хотел ее купить. «Ты не знаешь, кто я, – сказал старец торговцу на третью ночь. – А Майкл знает, кто я и где мой дом. Он каждое воскресенье приходит ко мне в гости. Он отнесет меня домой». Майкл все же отдал еврею деньги за икону – столько, сколько и полагалось ей стоить, и отнес ее в храм. С тех пор икона здесь, и вы можете ее видеть. Бейт-Джальское чудо Историю второй иконы, которая была написана относительно недавно, во второй половине ХХ века, мы услышали уже от самой Наташи. Здесь, в Бейт-Джале, некоторое время жил один современный художник, которого поразили удивительные истории, услышанные от жителей города. Оказывается, Святитель Николай и здесь неоднократно приходил на помощь верующим. В 1967 году, во время шестидневной арабо-израильской войны, Бейт-Джала подвергся обстрелу. И многие жители города видели тогда высокого седобородого старца в длинной мантии, который стоял на крыше храма Святителя Николая. Старец руками ловил пролетающие снаряды и прятал их в складках своих одежд. Так продолжалось всю ночь. Ни один снаряд не упал на город, ни один человек и ни одно здание не пострадали. Именно это событие запечатлел иконописец вокруг центрального образа святителя. Бейт-Джальское чудо произвело сильное впечатление на Папу Римского Павла VI, и он прислал для православного храма частичку мощей святителя из итальянского города Бари. Эту икону называют здесь «Отец города». Так зовут бейт-джальцы и самого Николая Чудотворца, считая его своим покровителем и заступником. Молятся святому Угоднику о помощи в различных нуждах – во время засухи, голода, в бедности и болезнях. Каждый год 19 декабря ярко и шумно в городе празднуют день его памяти. Дом божьего человека В 305 году в город Гило пришли монахи-христиане из Анатолии (сегодня это территория Турции) и основали здесь монастырь. Кельями им служили небольшие пещеры. В одной из них и поселился Святитель Николай, готовясь принять сан архиепископа Мир Ликийских. По одним данным, Николай Чудотворец провел в Бейт-Джале два года, по другим – три или четыре. Известно, что было это в десятых годах четвертого века. Сразу после ухода Святителя жители города стали охранять эту пещеру, назвав ее «Дом Божьего человека». Когда архиепископ Николай был прославлен в лике святых, на месте пещеры основали монастырь с соборами Георгия Победоносца и Николая Чудотворца. В средние века монастырь, как и многие православные обители на Ближнем Востоке, был разрушен. Сохранились только нижний придел храма Николая Чудотворца и его пещера. Только через много столетий, в начале двадцатого века, храм начали восстанавливать. В 1931 году эти работы были закончены. Во время восстановительных работ случилось чудо: остатки нижнего придела обрушились, под ними оказался один из рабочих. Никто не ожидал, что он выживет, но когда завалы разобрали, этот человек был жив и здоров. Пещеру Николая Чудотворца в Бейт-Джале берегут и сегодня. Доступ в нее свободный. «Какая тесная», – удивляется вошедшая вместе с нами женщина. И правда, пещерка такая низкая, что выпрямиться в полный рост здесь может только ребенок. Житель современного мегаполиса не сумел бы устроиться здесь даже с минимальными удобствами. А Чудотворец жил и молился… |
Паломнические поездки на Святую землю