Древняя Галлия была просвещена святым Евангельским словом в числе первых западных стран учениками апостолов. Семена истинной веры дали на её земле обильные плоды. В Галлии подвизались великие святители и проповедники, многие из которых приняли мученическую смерть от язычников. Святые неразделенной Церкви, прославившиеся в этой стране, глубоко почитаются как на Западе, так и на Востоке.
Одним из первых мучеников за веру был святой Дионисий Ареопагит, убитый в 96 году в Галлийской Лютеции (древнее название Парижа) во времена правления императора Домициана. Святой происходил из богатой афинской семьи. В молодости он отправился в Египет изучать астрономию, где стал свидетелем солнечного затмения в день распятия Иисуса Христа. По возвращению в Афины Дионисия избрали членом ареопага (верховного суда). Именно здесь, в ареопаге, он впервые услышал проповедь апостола Павла и всем сердцем принял Слово Божие.
В течение трех лет св. Дионисий был учеником и сподвижником апостола, после чего св. Павел поставил его епископом Афин. Мученическая кончина учителя стала для св. Дионисия переломным моментом в его собственной жизни - он оставляет Афины и отправляется с христианской проповедью в западные страны. В Италии, Испании, Германии святой Дионисий многих обращает ко Христу.
Будучи уже в преклонных летах ученик апостола пришел в Галлию. В Лютеции за христианскую проповедь он вместе со своими спутниками - пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием – был заключен в темницу. Ночью святой в сослужении ангелов совершил Божественную Литургию, а наутро узников обезглавили. Как повествует предание, Дионисий взял свою голову, дошел с нею до храма и только там пал мёртвый.
Самым древним центром христианства в Галлии был Лион, основанный в 43 году до Р.Х. В этом месте сходились три провинции Галлии, благодаря чему город стал историческим перекрестком и важным торговым центром. Около 160 года сюда пришел св. Ириней - грек из Малой Азии, который был послан Поликарпом Смирнским, учеником Иоанна Богослова, для просвещения Галлии. За очень короткое время благодаря страстной проповеди св. Иринея все население города обратилось в христианство. Именно здесь появилась первая епископия во Франции.
Святитель проповедовал и в других городах Галлии. Он успел предотвратить начинавшийся раскол восточных и западных христиан по поводу празднования Пасхи и защитил веру от проникавших в Галлию ересей. Святой Ириней в точности соблюдал апостольское предание, сохраняемое Церковью. Он написал «Пять книг против ересей» и стал первым после апостолов писателем-богословом.
Когда в 177 году при правлении Марка Аврелия в Галлии начались гонения против христиан, Лион пострадал больше других городов. Последователей Христовой веры объявили здесь вне закона. Им запретили показываться на людях. Рабам язычников был отдан приказ избивать всех христиан без разбора на улицах города. Многих бросили в темницы или отдали на растерзание диким зверям. Сохранилось имя молодой христианки рабыни Бландины, которую предавали изощренным пыткам с раннего утра до позднего вечера. Наконец, палачи утомились и признались, что девушка их одолела. Также мужественно держался и ее пятнадцатилетний брат Понтик.
В 177 году было истреблено почти всё население Лиона – город обезлюдел. Тогда же принял мученическую кончину и епископ Лиона, 90-летний старец Пофин. Его преемником стал святитель Ириней, который оставался епископом Лионским в течение 25 лет, пока в 202 году император Север не предал проповедника смерти.
С 177 по 203 год в Галлии свершались самые крупные гонения на христиан. В эти годы было убито более 19 тысяч христиан. Однако уже в III веке в стране насчитывалось шесть епископий, в том числе и в Тулузе.
Сюда, на юго-западную окраину Галлии, христианство пришло несколько позже, чем в другие провинции, - в середине III века. Первым проповедником евангельского слова в Тулузе был св. Сатурнин, который исцелял больных крестным знамением и вселял в сердца тулузцев горячую веру во Христа. Его проповедь была настолько успешной, что святитель основал здесь Церковь. Языческие жрецы, всё более и более терявшие власть в городе, возненавидели Сатурнина. Они схватили угодника Божия и привязали его за ноги к разъяренному быку, который в бешенстве, не разбирая дороги, помчался по городу. Спустя годы на месте мученической смерти святого был возведен храм.
Последние гонения на христиан в Галлии относятся к концу III - началу IV вв. Наиболее жестокие связаны с городом Марселем. Около 290 года здесь принял мученическую кончину святой Виктор, который был римским морским офицером. Исповедуя Христову веру, он отказался участвовать в языческих церемониях и приносить жертву богу Юпитеру. За это был подвергнут пыткам и брошен в тюрьму, где обратил в христианство трех стражников. Новообращенных христиан казнили, а Виктора бросили под мельничные жернова. Мученик Христов был похоронен в гробнице, высеченной в скале недалеко от города. Позже у этого места возник монастырь (аббатство Сен-Виктор). Почитание святого воина Виктора постепенно распространилось по всей Европе.
В IV веке гонения на христиан прекратились, но именно в это время просиял в своей славе святой, которого французы считают своим небесным покровителем. Это святитель Мартин Милостивый - епископ Турский. В 361 году в местечке Лигужье он основал первый на Западе монастырь. А спустя одиннадцать лет – второй, знаменитый Мармутье, где монахи придерживались суровой аскезе: носили власяницу, питались лишь раз в день и то крайне скудно. Уединенный молитвенный подвиг епископ Турский ставил превыше всего.
Вместе с тем св. Мартин поражал своих современников редкой добротой и заботливостью, которая удивительным образом сочеталась в нем с мужественным обликом бывшего римского воина. Он неустанно заботился о нищих, голодных и больных, за что стал называться Милостивый. Но самое удивительное в бывшем воине были эрудированность и мудрость, дарованные ему Святым Духом, - епископ Турский из любой полемики выходил победителем. За свою долгую жизнь (316-397) Святитель обратил множество кельтских поселений Галлии в христианство – его авторитет на древней французской земле был непререкаем. Святого Мартина чтили как простые люди, так и самого знатного рода, в том числе и короли.
К середине V века христианская Церковь в Галлии была многочисленна и распространена повсеместно. В её историю вошло ещё одно славное имя – преподобного Иоанна Кассиана (350-435), который считается одним из основателей монашества в Галлии. Прожив десять лет в монастырях Палестины, Сирии и Египта, он перенес на французскую землю аскетичный опыт выдающихся подвижников Востока. Преподобный основал в Марселе два монастыря – мужской и женский – по строгим правилам египетских киновий и создал два выдающихся труда о жизни и молитвенном опыте восточного монашества. Святой Кассиан, таким образом, как бы соединил христианский Восток и Запад, установив между ними духовную связь и преемственность.
Исключительно под влиянием монашеских традиций Востока появился и Леринский монастырь, основанный в 410-е годы св. Гоноратом на острове Лерин. Эта обитель славилась высоким молитвенным духом, святостью и добродетелями ее насельников. Со временем Леринский монастырь превратился в крупнейший христианский центр, из которого вышло много епископов и богословов. Наиболее известные из них - святитель Иларий, ставший в 30 лет главой Церкви всей Галлии, и святой Патрик, просветитель Ирландии.
V век вошел в историю французской Церкви как золотой век монашества. В это время было основано 200 монастырей, большей частью – на юге страны. Тогда же начался «исход» монахов из устроенных обителей в абсолютно пустынные места Галлии. Начинателями этого движения были родные братья – преподобные Роман и Лупикин. Для уединенной молитвы они выбрали поросшую густым лесом гору и поселились на её склоне под ветвями огромного дерева. Похожие жилища вскоре появились и у других монахов, которые стали селиться по соседству. Спустя несколько десятилетий вся горная гряда Юра стала обширным монашеским поселением - Галльской Фиваидой.
Другие монахи, уходя в добровольное изгнание, выбирали морской или речной путь. Нередко они садились в лодку без вёсел и отправлялись в плавание, полагаясь лишь на Промысл Божий. Вдали от родных мест они основывали монастыри и обращали в христианство множество людей, живших поблизости. Этот вид монашеского подвига был воспет святым Ехерием в «Похвале пустыни». Его высоко ценили и русские подвижники веры времен Сергия Радонежского, основавшие на Руси Северную Фиваиду, хотя к тому времени Церковь Галлии уже давно пребывала под властью Римского престола.
Было бы ошибочно связывать историю Христианства во Франции исключительно с католической традицией. В этом случае мы упускаем из виду продолжительный период неразделенной Церкви, который дал православному миру множество святых и образец высочайшей веры для всех последующих поколений.
Освященная молитвами древних пустынников галльская земля стала по Промыслу Божиему хранительницей уникальных святынь Вселенской Церкви, о которых православным людям в России известно, как правило, немного. Отправившись в паломничество во Францию, мы сможем прикоснуться к великим православным сокровищам, чудом сохранившихся до наших дней, обогатиться новым духовным опытом, напитать ум и душу незабываемыми впечатлениями. При этом надо верить, что молитвы у таких великих святынь не останутся неуслышанными….