Риза Божией Матери

Архив статей

Риза Божией Матери

В IХ веке в старинный город Шартр, что находится в 90 километрах от Парижа, была привезена бесценная святыня – Риза Пресвятой Богородицы. История этой священной реликвии поистине удивительна.

 

В IХ веке в старинный город Шартр, что находится в 90 километрах от Парижа, была привезена бесценная святыня – Риза Пресвятой Богородицы. История этой священной реликвии поистине удивительна.

Церковное предание о ней изложено в труде Феодора Синкелла «Слово Церковное на Положение Ризы Божией Матери во Влахернах». В нем говорится о том, что во время правления императора Льва Великого (457-474) два брата, патриции Галвий и Кандид, отправились в Палестину на поклонение святыням. В небольшой иудейской деревне близ Назарета они остановились на ночлег у благочестивой незамужней еврейки и узнали, что женщина хранит у себя дома великую святыню – Ризу Пресвятой Богородицы.

Хозяйка рассказала им о своей прародительнице-вдове, которая присутствовала при погребении Божией Матери. Ей, по завещанию Самой Пречистой, и была отдана Риза. Женщина берегла её всю свою жизнь. Умирая, она передала Ризу своей родственнице, девице, и заповедовала ей ради служения этой святыне хранить своё девство. Та, в свою очередь, незадолго до смерти отдала Ризу девушке из своего рода. Так, в течение четырёх веков святыня хранилась избранными представительницами этого рода, соблюдавшими девство, пока не настала очередь самой рассказчицы.

Выслушав эту историю, братья тайно сняли размеры ковчега, в котором находилась Риза, заказали в Иерусалиме точно такой же и подменили его. Ризу же отвезли в Константинополь, где спрятали в своём имении в районе Влахерны. Со временем здесь начали совершаться чудеса исцеления, и Галвию с Кандидом пришлось рассказать обо всём императору. Для святыни во Влахерне построили храм в честь Богородицы, куда в 469 году был перенесен ковчег с Ризой. В память этого события был установлен праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы.

В 626 году на Константинополь напали авары и персы. Спасая святыню, христиане перенесли её в ризницу Великой Церкви, а когда опасность миновала, вернули бесценную реликвию на место. Тогда же патриарх Сергий после продолжительной молитвы открыл ковчег и достал из него царскую порфиру, благоухающую миром. В «Слове» Феодора Синкелла об этом сказано так: «Развернув её, он нашел Ризу действительно истинной царицы Богоматери, блистающую особою благодатью и силой».

Автор «Слова» поведал и о чуде нетленности Ризы, «ибо царская порфира (в неё была завернута святыня) вся разодралась и испортилась, хотя была из шёлка, стало быть отличалась особенной прочностью; Божественная же Риза, вытканная из шерсти, легко подвергающейся порчи, совершенно не испытала порчи, но осталась вся невредимой, означая нетленность, невредимость и поистине величие Облачавшейся».

В IХ веке в связи политическими интересами того времени величайшие святыни – часть Ризы Божией Матери, отделенная императрицей Ириной, и Хитон Господень были переданы на Запад императору Карлу Великому и оказались в монастыре в Аржантое. В 876 году король Франции Карл Лысый привёз часть Ризы Пресвятой Богородицы в Шартр.

Оставшаяся во Влахерне часть святыни впоследствии сыграла важную роль в истории просвещения руссов христианской верой. Согласно хронике византийского историка Георгия Амартола в 866 году сподвижники Рюрика, князья Аскольд и Дир, с языческой дружиной предприняли поход на Константинополь. Когда они подошли к Царьграду, патриарх Фотий вынес из Влахернского храма хранившуюся там часть Ризы Божией Матери и опустил её в тихое и спокойное море, после чего оно вскипело. Поднявшаяся буря потопила множество судов руссов. Чудо настолько поразило язычников, что многие из спасшихся, в том числе князья Аскольд и Дир, приняли святое крещение.

В IХ веке дочь императора Алексея Комнина Анна назвала влахернскую часть ризы Богородицы Омофором (это слово означает покрывало, спускавшееся с головы на плечи и покрывавшее их). Известно, что византийские императоры в наиболее опасные моменты своей жизни выносили Омофор из храма и покрывали себя им, защищаясь невидимым оружием от врага.

По свидетельству византийского историка Никифора (1295-1360), Омофор Пречистой хранился во Влахерне ещё в ХIV веке. Это же сообщали и русские паломники того времени – Стефан Новгородец, диакон Александр и диакон Игнатий.

Впоследствии части Ризы Божией Матери оказались в разных местах. Одна из них некоторое время находилась в Успенском соборе Московского Кремля. Часть священной одежды Богородицы пребывает в Латеранском соборе Святого Иоанна в Риме. Однако самая большая часть Ризы Божией Матери, сохранившаяся до наших дней, находится в кафедральном соборе Нотр-Дам-де-Шартр, построенном в 1260 году и освященном в честь Ризы Пресвятой Девы.

Эта величайшая святыня во все времена привлекала тысячи паломников со всей Европы. В настоящее время доступ открыт к ней ежедневно.

 

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе

То, что я даю другим

То, что я даю другим

Практически все прихожане храма преподобного Андрея Рублева в Раменках участвуют в делах милосердия, считая это нормой жизни.

С Веневской колокольни

С Веневской колокольни

Здесь гостю покажут самую высокую звонницу, самые старые каменные палаты и самый древний монастырь на Тульской земле.

Отзыв о поездке на Святую Землю и Синай 02-08 июня 2019 г

Отзыв о поездке на Святую Землю и Синай 02-08 июня 2019 г

Со 2 июня по 8 июня 2019 года сотрудница нашего паломнического центра Анна Надёжнова посетила Святую Землю в составе паломнической группы. Любое посещение Святой Земли – откровение, но эта поездка включала в себя ещё и восхождение на гору Синай

Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

Во имя отца и сына и Святого Духа. Христос Воскресе! Братья и сестры, мы с вами празднуем праздников праздник Православной Церкви - Пасху Христову. Праздник продлится целых 40 дней - до Вознесения Господня. И теперь можно оглянуться назад и осмыслить...

Христос на Кресте

Христос на Кресте

Идет Великий пост, когда мы вспоминаем крестные страдания Господа нашего Иисуса Христа. Но до конца ли мы понимаем, зачем Господь взошел на Крест и принял эти страдания?

Прекрасен труд поста

Прекрасен труд поста

Вступая в сорокодневный пост, некоторые со страхом ждут длительной борьбы с соблазнами, настраивают себя на тяжелый и безрадостный период в жизни. Но покаянное настроение не имеет ничего общего с унынием.