В IХ веке в старинный город Шартр, что находится в 90 километрах от Парижа, была привезена бесценная святыня – Риза Пресвятой Богородицы. История этой священной реликвии поистине удивительна.
Церковное предание о ней изложено в труде Феодора Синкелла «Слово Церковное на Положение Ризы Божией Матери во Влахернах». В нем говорится о том, что во время правления императора Льва Великого (457-474) два брата, патриции Галвий и Кандид, отправились в Палестину на поклонение святыням. В небольшой иудейской деревне близ Назарета они остановились на ночлег у благочестивой незамужней еврейки и узнали, что женщина хранит у себя дома великую святыню – Ризу Пресвятой Богородицы.
Хозяйка рассказала им о своей прародительнице-вдове, которая присутствовала при погребении Божией Матери. Ей, по завещанию Самой Пречистой, и была отдана Риза. Женщина берегла её всю свою жизнь. Умирая, она передала Ризу своей родственнице, девице, и заповедовала ей ради служения этой святыне хранить своё девство. Та, в свою очередь, незадолго до смерти отдала Ризу девушке из своего рода. Так, в течение четырёх веков святыня хранилась избранными представительницами этого рода, соблюдавшими девство, пока не настала очередь самой рассказчицы.
Выслушав эту историю, братья тайно сняли размеры ковчега, в котором находилась Риза, заказали в Иерусалиме точно такой же и подменили его. Ризу же отвезли в Константинополь, где спрятали в своём имении в районе Влахерны. Со временем здесь начали совершаться чудеса исцеления, и Галвию с Кандидом пришлось рассказать обо всём императору. Для святыни во Влахерне построили храм в честь Богородицы, куда в 469 году был перенесен ковчег с Ризой. В память этого события был установлен праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы.
В 626 году на Константинополь напали авары и персы. Спасая святыню, христиане перенесли её в ризницу Великой Церкви, а когда опасность миновала, вернули бесценную реликвию на место. Тогда же патриарх Сергий после продолжительной молитвы открыл ковчег и достал из него царскую порфиру, благоухающую миром. В «Слове» Феодора Синкелла об этом сказано так: «Развернув её, он нашел Ризу действительно истинной царицы Богоматери, блистающую особою благодатью и силой».
Автор «Слова» поведал и о чуде нетленности Ризы, «ибо царская порфира (в неё была завернута святыня) вся разодралась и испортилась, хотя была из шёлка, стало быть отличалась особенной прочностью; Божественная же Риза, вытканная из шерсти, легко подвергающейся порчи, совершенно не испытала порчи, но осталась вся невредимой, означая нетленность, невредимость и поистине величие Облачавшейся».
В IХ веке в связи политическими интересами того времени величайшие святыни – часть Ризы Божией Матери, отделенная императрицей Ириной, и Хитон Господень были переданы на Запад императору Карлу Великому и оказались в монастыре в Аржантое. В 876 году король Франции Карл Лысый привёз часть Ризы Пресвятой Богородицы в Шартр.
Оставшаяся во Влахерне часть святыни впоследствии сыграла важную роль в истории просвещения руссов христианской верой. Согласно хронике византийского историка Георгия Амартола в 866 году сподвижники Рюрика, князья Аскольд и Дир, с языческой дружиной предприняли поход на Константинополь. Когда они подошли к Царьграду, патриарх Фотий вынес из Влахернского храма хранившуюся там часть Ризы Божией Матери и опустил её в тихое и спокойное море, после чего оно вскипело. Поднявшаяся буря потопила множество судов руссов. Чудо настолько поразило язычников, что многие из спасшихся, в том числе князья Аскольд и Дир, приняли святое крещение.
В IХ веке дочь императора Алексея Комнина Анна назвала влахернскую часть ризы Богородицы Омофором (это слово означает покрывало, спускавшееся с головы на плечи и покрывавшее их). Известно, что византийские императоры в наиболее опасные моменты своей жизни выносили Омофор из храма и покрывали себя им, защищаясь невидимым оружием от врага.
По свидетельству византийского историка Никифора (1295-1360), Омофор Пречистой хранился во Влахерне ещё в ХIV веке. Это же сообщали и русские паломники того времени – Стефан Новгородец, диакон Александр и диакон Игнатий.
Впоследствии части Ризы Божией Матери оказались в разных местах. Одна из них некоторое время находилась в Успенском соборе Московского Кремля. Часть священной одежды Богородицы пребывает в Латеранском соборе Святого Иоанна в Риме. Однако самая большая часть Ризы Божией Матери, сохранившаяся до наших дней, находится в кафедральном соборе Нотр-Дам-де-Шартр, построенном в 1260 году и освященном в честь Ризы Пресвятой Девы.
Эта величайшая святыня во все времена привлекала тысячи паломников со всей Европы. В настоящее время доступ открыт к ней ежедневно.