Преподобный Антоний Печерский
Усыпальница монахов
Святой Петр Могила
Ближние и Дальние пещеры открыты для посещений, и вновь православные паломники со всего света могут помолиться у мощей Печерских святых.
Мощи прп. Агапита, врача безмездного – одного из самых почитаемых Печерских святых.
За почти тысячелетнюю историю обитель многократно разоряли и сжигали – половцы и турки, Батый и Менгли Гирей, но каждый раз монастырь возрождался.
В подземных храмах по сей день идут службы, поочередно, через неделю, - то в Ближних, то в Дальних пещерах. |
В самом сердце города над Днепром возвышаются 23 храма, а под ними – удивительный мир пещер, где покоятся мощи более чем сотни святых. Это самый древний монастырь на Руси.
Тайна преподобного Антония Год основания Киево-Печерской Лавры – 1051-й, именно тогда вернувшийся с Афона инок Антоний поселился в небольшой рукотворной пещерке на живописнейшем холме над Днепром. Вскоре к святому подвижнику пришел ученик – преп. Феодосий и другие последователи. Они также вырыли себе кельи рядом и соединили их коридорами. Там, под землей, они устроили и первый храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Через десять лет, когда число братии возросло, преподобный Антоний, желая уединения, поставил им игумена – Варлаама, а сам удалился на соседний холм и там снова выкопал себе пещеру, в которой и провел остаток жизни. Перед своей смертью в 1073 году преподобный Антоний собрал братию проститься и оставил завет – не трогать его мощи. Сказав это, он удалился вглубь пещеры, а земляной свод за ним обрушился. Завет святого пытались нарушить трижды: в первый раз из земли вышел огонь и ослепил капающих, в другой раз приблизится к мощам помещал сильный поток воды – когда люди, пытавшиеся найти мощи, удалились, вода из пещеры ушла. В третий раз, уже в советское время, во время раскопок на рабочих напал такой страх, что они отказались вновь спускаться под землю. Сейчас на этом месте в Ближних пещерах стоит киот с иконой преп. Антония, а слева находится его келья.
Усыпальница монахов В пещерах жили только до конца XI века. К тому времени число братии сильно увеличилось, и монахи испросили у Киевского князя Изяслава всю гору около пещер, где построили первый наземный храм – Успенский собор и кельи. А в пещерах по-прежнему собирались на службах в подземных храмах, туда удалялись до 1453 года в затвор (после этого затворялись уже только наверху) и после погребения там преп. Антония стали хоронить братию. Для погребения в стенах пещер делали ниши, тело усопшего клали на доску и задвигали внутрь, а вход замуровывали. По традиции, через два года эти ниши открывали и останки переносили в костницу, а если мощи оказывались нетленными, их оставляли на месте.
От разорения к возрождению Ученик Антония Феодосий, будучи игуменом Печерского монастыря, первый на Руси ввел в обители общежительный Студийский устав, который впоследствии был позаимствован и другими русскими монастырями. Строились новые храмы, число братии возрастало, и среди них было немало святых. В 1643 году свт. Петр (Могила), митрополит Киевский, канонизировал 69 Печерских подвижников, и вскоре Киево-Печерская Лавра стала центром паломничества верующих со всех концов страны. За почти тысячелетнюю историю обитель многократно разоряли и сжигали – половцы и турки, Батый и Менгли Гирей, но каждый раз монастырь возрождался. Самые трагические события пришлись на XX век – к 1930 году часть братии расстреляли, часть отправили в тюрьмы, монастырь закрыли, а на территории Лавры открыли Историко-культурный заповедник. В июне 1988 года в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси новосозданной Печерской монашеской общине передали территорию Дальних пещер, и с этого времени началось восстановление Лавры. Сейчас Ближние и Дальние пещеры открыты для посещений, и вновь православные паломники со всего света могут помолиться у мощей Печерских святых.
«Вы помолиться или посмотреть?» В пещеры можно попасть как с организованной группой, так и самостоятельно. Для простых туристов открыт только 20-метровый участок, для паломников – все доступные для посещения пещеры. Обычно на повороте стоит послушник и спрашивает: «Вы помолиться или посмотреть?» – и направляет в нужную сторону. Бывает, послушники возвращают людей: например, если женщина без платка, ей предлагается либо взять его вверху в храме напрокат, либо пройти только по экскурсионному маршруту. На экскурсию в пещеры можно записаться в паломническом отделе Лавры. При входе нужно купить свечу, так как пещеры освещаются только светом лампадок у рак с мощами. Эти свечи оставляют при выходе на специальных подсвечниках или забирают с собой для домашней молитвы. Можно заказать молебен, при пещерах есть дежурные священники. Можно и самостоятельно прочитать акафист или молитву, главное правило – читать про себя, не мешая молиться другим паломникам и проходящим мимо.
Ближние (Антониевы) пещеры Здесь жил в затворе и погребен преп. Антоний. Ближними пещеры называются потому, что они ближе находятся к Успенскому собору. Их укрепили после землетрясения 1620 года – сделали кирпичную кладку и положили на пол чугунные плиты, которые пожертвовал промышленник Демидов. Сейчас для паломников открыта именно эта укрепленная часть. Пещеры имеют несколько уровней, но неукрепленная часть, где находится подземная церковь, разрушенная землетрясением, закрыта для посещений – находиться там небезопасно. Подземные храмы Ближних пещер: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в честь прп. Антония, в честь преп. Варлаама, первого игумена. В Ближних пещерах почивают мощи 73 святых.
Дальние (Феодосиевы) пещеры При входе в Дальние пещеры можно увидеть древнюю келью в первозданном виде. Сразу за ней с левой стороны располагается специальный шкаф, в котором покоятся мироточивые главы. Несколько глав мироточат и ныне, а миро можно взять в монастыре – многие паломники помазывают его во время головных болей. Раньше в Дальних пещерах у мироточивых глав служились молебны, но из-за большого скопления людей теперь их служат в храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Подземные храмы Дальних пещер: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в честь Рождества Христова, в честь прп. Феодосия. В подземных храмах по сей день идут службы, они служатся поочередно – через неделю то в Ближних, то в Дальних пещерах. В Дальних пещерах почивают мощи 49 святых.
Две Лавры – две судьбы Глубокий овраг, уходящий вниз к самому Днепру, делит территорию Лавры на Верхнюю и Нижнюю. Верхняя Лавра находится в ведении Историко-культурного заповедника, вход на ее территорию платный. Там расположен восстановленный Успенский собор, самое высокое здание Лавры – Великая лаврская колокольня, надвратный Троицкий храм (древнейший из сохранившихся), а также трапезная церковь в честь преподобных Антония и Феодосия с уникальными росписями Васнецова. От главного лаврского двора начинается мощенная булыжником дорога, которая круто спускается вниз – к пещерам. Нижняя Лавра принадлежит Церкви, там действует мужской монастырь, занимающий территорию Ближних и Дальних пещер, а также несколько корпусов бывшей лаврской страннопримницы. Здесь расположены церковь во имя всех Преподобных Печерских, храм Рождества Пресвятой Богородицы (стоит на месте построенного в 1062 году самого первого Успенского собора) и колокольня Дальних пещер. На территории монастыря сейчас находятся Киевские Духовные семинария и академия, а также резиденция митрополита Киевского и всея Украины священноархимандрита Лавры Владимира (Сабодана). Конечно, для посещения Киево-Печерской Лавры надо запланировать два-три дня – для того чтобы помолиться на монастырских службах, приложиться к мощам святых в пещерах, не торопясь осмотреть всю территорию и полюбоваться с лаврских холмов видами Киева и Днепра.
Кому о чем молиться Со своими нуждами можно обращаться к любому святому. Но, все-таки считается, что если в земной жизни угодник Божий претерпевал похожие скорби, то, памятуя об этом, он будет быстрее откликаться на молитвы. Киево-Печерский патерик повествует о многих святых, и, наверное, на каждую свою нужду можно найти заступника и молитвенника на небесах, перечислим лишь некоторые воздыхания современного человека к лаврским подвижникам. О смирении деспотичного начальства, об избавлении от нужды — Прохору Лабоднику (Ближние пещеры). Об обретении детей, об удачных родах, о воспитании — Иоанну Младенцу (Ближние пещеры) Об избавлении от болезней глаз и позвоночника — Преподобному Илье Муромцу (Ближние пещеры) О помощи в учебе, научных и писательских трудах — Нестору Летописцу (Ближние пещеры) О семейном благополучии, о хорошем спутнике жизни — Святой деве Иулиании Ольшанской (Ближние пещеры) Об избавлении от воров — Григорию Чудотворцу (Ближние пещеры) О терпении в болезнях – Пимену Многоболезненному (Ближние пещеры) О смирении — Николе Святоше (Ближние пещеры) Об обретении хорошей работы — Арсению Трудолюбивому (Дальние пещеры) Об избавлении от аллергии — Алипию Иконописцу (Ближние пещеры) |
2018-03-01 13:20